на главную

Дивный Златоуст понес великие труды и великие скорби

26 ноября Православная Церковь празднует память святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (347-407), одного из трех великих вселенских учителей. Имена Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, как яркие светила, блистают на небосклоне церковной истории, но и среди них он особенно дивен по богатству тех дарований, коими был наделен от Бога...

Он жил 16 веков назад и оставил нам огромное духовное наследство — более 800 выдающихся произведений: бесед, писем, поучений, разъяснений Священного Писания. Народ не зря прозвал его «Златоустым» — сила его слова буквально воспламеняла сердца, вызывала горячие слезы и вела к покаянию. Чтобы послушать вдохновенные проповеди святителя, в Константинополе собиралось огромное множество людей, и для всех его речи служили неистощимым источником назидания.

«Времена не выбирают, в них живут и умирают», — сказал поэт. Да, это так. Не мы выбираем время своей земной жизни, но Сам Господь определяет сроки. Святителю Иоанну выпало жить в IV веке н.э. Это был замечательный век! Церковь последователей Христа, пережив страшные гонения, наконец, восторжествовала над силами зла, и на престоле римских императоров воссели ее сыны.

Но внутренняя борьба с язычеством еще не закончилась. Напротив, чувствуя приближение своей гибели, язычество напрягало все силы, чтобы, если не открыто, то тайно подрывать основы христианства. В народах происходило необычайное движение умов. Люди уже увидели светозарную истину Божию, но еще опутаны были сетями идолопоклонства и диких суеверий.

Пользуясь этим смутным духовным состоянием, (точно так же, как и в нынешние времена!) под видом пророков к ним приходили многие лжеучители и успешно сеяли семена ересей и заблуждений. И вот когда буря лжи достигла наивысшей силы, во главе корабля молодой Церкви Господь воздвиг целый ряд мудрых кормчих. Среди яростных треволнений мира Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст мужественно повели вверенный им корабль и навсегда укрепили его на несокрушимом якоре истины Православия. Давайте вместе перелистаем страницы жития святителя Иоанна и почтим вниманием его подвиг.

Он родился в большом городе Антиохии в семье военачальника, умершего вскоре после рождения сына. В 20 лет оставшись вдовой, мать отказалась от повторного брака и все силы отдала воспитанию Иоанна. Он учился у лучших философов и получил прекрасное светское образование, при этом избегал роскоши и житейских соблазнов. Рано обратился к изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Антиохийский епископ Мелетий, с которым он познакомился, полюбил его как сына, всячески заботился о нем и наставлял в вере.

После смерти матери молодой богослов раздал имение, принял монашество (он назвал его «истинной философией») и вместе с другом Василием удалился в пустыню. Четыре года провел в трудах пустынножительства, два из них соблюдал полное безмолвие, живя в уединенной пещере.

Однажды во время молитвы ему явились апостолы Иоанн и Петр. Первый передал свиток и сказал: «Возьми, Господь дарует тебе знание глубины премудрости, чтобы ты напитал людей учением Христовым и своими устами заградил уста еретиков». А апостол Петр передал ему ключи со словами: «Господь тебе передает ключи Церквей, дабы, кого ты свяжешь, тот был связан, а кого разрешишь – разрешен». Уходя, они предсказали, что после великих трудов и скорбей Иоанн наследует Царствие Божие.

Из-за пошатнувшегося здоровья Иоанн возвратился из пустыни в Антиохию и был рукоположен во диакона. В те годы он уже написал много серьезных духовных произведений. «Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5, 14-15), сказал Господь, так и духовный талант Иоанна не укрылся от церковноначалия. В 386г. его рукоположили в пресвитера с возложением обязанности проповедовать Слово Божие. Он очень ревностно отнесся к этому, и его усердие сторицей вознаграждалось любовью паствы.

На протяжении 12 лет, обычно дважды в неделю, он проповедовал в храме. Послушать его стекалось множество людей всех сословий и возрастов, верующих и неверующих. Из его уст изливалась такая благодать, что слушавшие не могли насытиться сладостью слова. Многие записывали эти проповеди и передавали другим. За редкий дар одни называли его «устами Божиими», другие – «Сладкоглаголивым», «Медоточивым», а одна простая женщина назвала «Златоустым». Именно это слово и закрепилось за ним навсегда.

Св. Иоанн выступал и как защитник страждущих, обличитель сребролюбия и жестокосердия богатых. Вышедший из знатного сословия, но отказавшийся от его преимуществ, он личным примером показывал тщету мирского богатства, нес милосердие своей пастве. При нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3 тысяч бедных вдовиц, узников, странников и больных.

Слава замечательного пастыря быстро росла. Вот он уже известен в Константинополе и в 40 лет поставлен архиепископом огромного города. Вступив в управление Церковью, он стал утверждать те принципы, по которым жил сам и от которых так далеки бывают люди, ведущие изнеженную жизнь в столице. При всем обилии дел он обращал особое внимание на духовное состояние священства. Оно страдало в то время разными духовными болезнями: распутством, чревоугодием, корыстью. Святитель, как врач, сначала каждому, о ком знал что-то подобное, делал грозные внушения наедине, при необходимости увещевал открыто, а нераскаявшихся прогонял.

Распущенность императорского двора и аристократических семей тоже нашла грозного обличителя в лице Иоанна. В проповедях он не раз клеймил тот дух, которым прониклись придворные круги: «Вам жаль, когда вы видите зверя, терзающего овцу. Когда же вы сами терзаете кого-либо из себе подобных, то не видите в этом ничего не достойного — и еще хотите слыть за людей!»

Святитель вел строгую монашескую жизнь, довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на пышные обеды. А средства, которые предназначались на его содержание как архиепископа, направлял на постройку больниц и гостиниц для паломников. Особое внимание он обращал на благолепие богослужений. Сам составил чин литургии, доныне сохранившей его имя, учредил крестные ходы, писал молитвы.

Он ревностно утверждал христианскую веру не только среди жителей Византии, но и направлял миссионеров в другие страны: Финикию, Персию, к скифам, писал послания в Сирию. Разумеется, вся эта бурная деятельность не могла остаться незамеченной. Вокруг архиепископа начали сгущаться тучи. Его враги из числа священства, поощряемые мстительной царицей Евдоксией, не раз пытались устранить его со столичной кафедры.

На одном из соборов епископов им удалось повернуть дело так, что они устроили суд над Златоустом. Обвинения, выдвинутые против него, были сущей клеветой, подкрепленной лжесвидетельствами недовольных. Безумство их дошло до того, что они пытались обвинить его в политической измене в надежде на то, что разгневанный император предаст «виновного» смерти. Однако тот не поддался на провокацию и не стал применять к уважаемому пастырю никакой силы.

Тогда святитель сам покинул кафедру, чтобы избежать волнений в столице, — настолько накалилась обстановка от неправедных действий властей. Но сразу, как только он отбыл в ссылку, в Константинополе произошло сильнейшее землетрясение. Перепуганная императрица увидела в нем гнев Божий, обрушившийся на гонителей праведника. В страхе она написала святителю покаянное письмо и просила вернуться назад. Так закончился первый этап гонений на великого церковного учителя.

Однако враги не успокоились. В Константинополе был созван новый собор, ставший новым судилищем. К тому времени отношения между архиепископом и императрицей вновь осложнились. Поводом послужила установка в столице ее статуи (как это делалось в языческом Риме) и связанные с этим нечестивые празднества. Святитель вновь обличал власть имущих, а его противники вновь вооружались неправедным оружием и искали способ избавиться от него. Однако сделать это было непросто, потому что среди епископов находились если не сторонники Златоуста, то, во всяком случае, противники откровенного беззакония.

Шел Великий пост 404г., а собор епископов, начавший работу в январе, все не мог принять никакого решения. Тогда враги вознамерились сначала расправиться над святым пастырем, а потом уже придать делу законный вид. Император Аркадий наложил на него домашний арест. Святитель временно подчинился насилию со стороны императора, но утром в Великую Субботу покинул архиепископский дом и отправился в храм на Божественную литургию.

По традиции древней Церкви в тот день должно было быть совершено Таинство Крещения множества новообращенных. Враги воспользовались тем, что св.Иоанн нарушил режим ареста, и призвали императора применить к нему самые жесткие меры. Их безумие дошло до того, что они, подобно иудеям, требовавшим распятия Спасителя: «Кровь Его на нас и детях наших!» — воскликнули: «Да будет его осуждение на головах наших!»

Далее произошли поистине страшные события. Солдаты с обнаженными мечами ворвались в храм, грубо прервали богослужение, схватили архиепископа, оружием стали разгонять крещаемых, обагрив их кровью Святую купель. А в алтаре храма совершили страшное преступление против Святых Даров. Так жестокие гонители Иоанна второй раз добились низложения его с кафедры и дальней ссылки.

Жители Константинополя глубоко скорбели о том, что остаются без назидания. Прощаясь с ними, святитель сказал: «Не мной началась проповедь, не мной и кончится». И снова гнев Божий обрушился на город: пожар обратил в пепел красивейшее здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404г. в страшных муках умерла царица Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях кару небесную за неправедное осуждение угодника Божия. До лета 407г. святой пробыл в ссылке в Армении.

Однако он снова думал не о себе, а о тех, кто нуждался в утешении. В многочисленных письмах (их сохранилось 245!) епископам Азии, Африки, Европы и друзьям в Константинополе он поддерживал и наставлял своих приверженцев. После всего пережитого здоровье его резко пошатнулось. Зимой 406г. он был уже прикован к постели, но враги не унимались. Из столицы пришел новый приказ — перевести его в Абхазию, в местечко Питиус (Пицунда).

Истощенный болезнями, в сопровождении конвоя он три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход по горным дорогам. В селении Команы силы оставили его. 14 сентября 407г., причастившись Святых Таин, он отошел ко Господу. Его духовное величие, поражавшее современников, просияло и в последних словах: «Слава Богу за все!»

Надежда Ильина




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |