на главную

Краткий исторический экскурс. Отчего рождаются мятежи?

Будущее рождается из настоящего, а настоящее – из прошлого. Вот почему без знакомства с опытом предшественников невозможно понять, в чем суть ныне происходящего и к чему готовиться в будущем. Что же у нас в настоящем? Второй карантин, который, если верить мэру Москвы С.Собянину, обусловлен увеличением числа госпитализированных с диагнозом COVID-19. К чему это может привести? Увы, вполне возможно, – к массовым безпорядкам.

В этом нас убеждает, например, история «холерных бунтов», прокатившихся по России в первой трети XIX века. Если сравнить с днем сегодняшним, картина вырисовывается очень похожая. «Холерными бунтами» были названы массовые волнения горожан, крестьян и военных поселян во время эпидемии холеры, постигшей страну в 1830-1831 годах.

Как сообщает Википедия, в числе причин, породивших эти волнения, было, прежде всего, недовольство народа запретом на передвижение, введённым правительством. В городах были объявлены карантины, на дорогах поставлены вооружённые кордоны. Эти меры были вызваны необходимостью пресечь распространение болезни, но они парализовали нормальную торгово-экономическую жизнь страны.

Кроме того, правительство заставляло окуривать заражённые дома и имущество умерших, но народ не верил в целесообразность этих мер. Среди горожан ходили упорные слухи о том, что лекари и чиновники намеренно травят простой люд. Поддавшись панике, возбуждённые толпы громили полицейские управления и казённые больницы, убивали чиновников, офицеров, дворян-помещиков.

Крупнейшие по масштабам акции протеста прошли в Севастополе (около 6 тыс. участников), в Петербурге и Тамбове (около 5 тыс.), а наиболее продолжительные, с 23 июля по 7 августа, были отмечены в Старой Руссе (около 3 тыс.). Как это всегда бывает, народное недоверие было вызвано не только паникой, но и вполне объективными причинами.

22 июня 1831 года, во время бунта на Сенной площади в Петербурге, Император Николай I спросил министра внутренних дел А.А.Закревского: «Отчего родился мятеж?» Он ответил: «Оттого, что полиция брала в холерные больницы пьяных и здоровых и грозила тащить туда из домов больных другого рода, а за деньги выпускала первых и оставляла в покое последних». (Россия под надзором. Отчеты III отделения. 1827-1869. С. 539).

Иными словами, в то время действительно имели место злоупотребления чиновников и полицейских, поскольку не лекарства делали людей свободными от карантинных ограничений, а деньги. Вот только один, не самый худший пример, смягченный нашими добрыми патриархальными нравами.

2 октября 1830 года при попытке добраться из Болдина в Москву А.С.Пушкину преградила дорогу карантинная застава. Несколько мужиков с дубинами охраняли переправу через речку. «Я стал расспрашивать их. Ни они, ни я хорошенько не понимали, зачем они стояли тут с дубинами и с повелением никого не пускать. Я доказывал им, что, вероятно, где-нибудь да учрежден карантин, что я не сегодня, так завтра на него наеду, и в доказательство предложил им серебряный рубль. Мужики со мной согласились, перевезли меня и пожелали многие лета». (Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 19 т. Т. 12. М.: Воскресенье, 1996. С. 31).

Аналогичная ситуация сложилась и у нас. Весной этого года под предлогом борьбы с «пандемией» администрация столицы и регионов закрыла людей по домам, установила жесткие карантинные ограничения, которые привели к банкротству примерно половины предприятий малого и среднего бизнеса, ввела драконовские штрафы за нарушение перчаточно-масочного режима, который, по мнению академика РАН Виталия Зверева и других специалистов, цели борьбы с пандемией не отвечает, а здоровью наносит реальный вред. (https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ecfbae39a79475d0aa643e6).

На Пасху многие православные храмы были закрыты – в то время, как супермаркеты, салоны красоты, общественный транспорт и винные магазины продолжали работать. Школьники были переведены на дистанционное обучение, что привело к возникновению проблем с психическим здоровьем у 80% учащихся. А теперь, в дополнение ко всему, нам предлагают уколоться «скороспелой» вакциной, не прошедшей надлежащего испытания.

Все это накладывается на масштабное духовное одичание общества, падение авторитета Церкви и духовенства. Усугубляющим фактором является также вмешательство западных спецслужб, финансирующих оппозицию внутри страны и толкающих ее на решительные действия. При этом налицо и второй фактор, вызвавший безпорядки, – «слухи о том, что лекари и чиновники намеренно травят простой люд».

Причем, тогда это были лишь слухи, а сейчас информация подтверждается из достоверных источников. Например, зампредседателя Совета безопасности России Д.Медведев в свое время прямо проговорился: «Тема, связанная с вакцинацией, должна быть актуальна и одномоментна во всём мире... Иначе распространить болезнь будет просто невозможно». (https://tsargrad.tv/news/medvedev-progovorilsja-o-nastojashhej-celi-vakcinacii-neostorozhnuju-frazu-zampreda-prodolzhajut-citirova_268054).

Весной с.г. в ток-шоу «60 минут» был показан сюжет, в котором прямо подтверждалось, что тесты на коронавирус заражены коронавирусом (https://www.youtube.com/watch?v=CbFR-UqgqXw). При этом освещение темы в СМИ настолько велико и настолько несоразмерно реальной угрозе, что академик Геннадий Онищенко, бывший главный санитарный врач России, назвал всю эту истерию «гибридной, информационной, террористической атакой» на народ. (https://tsargrad.tv/articles/gibridnaja-terroristicheskaja-ataka-onishhenko-o-koronaviruse_239141).

И вот теперь началась вторая волна введения карантинных ограничений. Если учитывать уроки истории, то можно предположить, что мы стремительно приближаемся к коронавирусным бунтам, волны которых, кстати, уже прокатились по Германии, Чехословакии и Израилю.

В 1831 году Пушкин в своей записной книжке сделал следующую пометку: «Покамест полагали, что холера прилипчива, как чума, до тех пор карантины были зло необходимое. Но коль скоро начали все замечать, что холера находится в воздухе, то карантины должны были тотчас быть уничтожены. (...) В прошлом году карантины остановили всю промышленность, заградили путь обозам, привели в нищету подрядчиков и извозчиков, прекратили доходы крестьян и помещиков и чуть не взбунтовали 16 губерний».

В другом месте Александр Сергеевич пишет: «Народ ропщет, не понимая строгой необходимости карантинов и предпочитая зло неизвестной заразы непривычному своему стеснению быта. Мятежи вспыхивают то здесь, то там».

Эти строки написаны как будто не 200 лет назад, а сейчас, настолько точно отражают они общественные умонастроения в современной России. Сегодня в руках у наших властей предержащих огромные полномочия и возможности. По их приказу ситуацию можно мгновенно изменить: прекратить, например, преследование «безмасочников», отменить штрафы и ограничиться предупредительными мерами, дать людям возможность нормально работать, лечить больных, но не наказывать нищетою здоровых. Именно эти причины вызвали раздражение народа в недалеком прошлом, они же могут привести к социальному взрыву и сейчас.

…Да не случится! Да остановит всемилостивый Господь нависшую над миром беду, да подаст нам защиту и вразумление…

Александр Павлов. Источник: "Православный Крест"




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |