на главную

«Ты должен прощать обиду!»

Перед началом Рождественского поста должно приуготовить душу к предстоящему поприщу. В это время принято больше внимания уделять духовному чтению и размышлению, посещению храма, делам благотворительности. В помощь тем, кто ищет пути спасения, публикуем отрывок из книги протоиерея Валентина Мордасова «Что посоветуете, батюшка?». В простой, доступной форме он дает ответы на самые частые вопросы прихожан. В основу книги положены поучения Святых Отцов.

Почему так важно жить под руководством духовного отца?

Кто сам по себе живет, тот безплодно живет. Пусть он и хорошо делает, но совесть его не может быть мирна. Она умиротворяется от исповеди и откровения помыслов. У него на душе будет постоянная нерешительность, смутность, а главное — настроение своеволия остается все то же.

А если руководителя нет?

На подобный вопрос отвечал святитель Феофан Затворник: «Правду говорит N., что ныне нет настоящих руководителей. Однако ж с одним Писанием оставаться не следует. Необходимо вопрошение! Старец Паисий так решил: два или три единомысленных составят союз и друг друга вопрошают, ведя жизнь во взаимном послушании, со страхом Божиим и молитвой».

Никогда не следует об одном и том же деле вопрошать разных руководителей, потому что самый первый ответ идет от Господа, а второй — от человеческого рассуждения. Всякий вопрошающий принимает на себя знак смирения и этим подражает Христу. Св. Петр Дамаскин говорит о себе: «Много я вреда потерпел от неопытных советников». Посему хорошо обо всем вопрошать опытных, а неопытных — опасно.

Не грешно ли выбирать священников?

Священников всех почитай, к добрым же прибегай. «Знаете ли вы, — спрашивает свт. Иоанн Златоуст, — кто есть священник?» И отвечает: «Ангел Господень. А посему и почитать пастырей должно больше, чем родителей, ибо они — служители Христовы на земле, и кто почитает их, тот почитает Христа». Цени пастырей мудрых, добрых и опытных в духовной жизни и держись к ним поближе. Разрешить от грехов всякий священник может, а научить духовной жизни — один из многих.

Как читать Божественные книги?

Для начинающих лучше всего — жития святых, для средних — писания Святых Отцов, Слово Божие — для совершенных. Перед чтением надо очистить душу от всего суетного и молитвенно обратиться к Богу, чтобы открылось самое нужное и сокровенное. Читаемое со вниманием складывать в сердце. Что не дошло — стой на том, пока дойдет.

Читать должно весьма медленно. Когда душа уже не хочет питаться — прекратить чтение. Сыта, значит. Если поразит тебя какое-то место особо, стой на нем и не читай далее. Лучшее время для чтения Слова Божия — утро, для святых отцов — незадолго перед сном. Есть в Священном Писании тексты, которые возгревают сердце, вызывают слезы умиления. Такие места надо выписывать и хранить на случай нужды — для возбуждения духа.
 
Почему после совершения греха надо тотчас каяться?

Потому что он отгоняет благодать Божию. Всякий грех, покаянием не очищенный, тотчас давит на человека своей тяжестью и влечет к совершению других грехов. Но мы об этом часто забываем. Как относиться к накоплению денег? Не запасай денег во всю жизнь, иначе Бог уже не будет пещись о тебе.

Как принимать у себя посетителей?


Приходящего к тебе человека, особенно с духовной целью, должно принимать с лаской и веселым видом, а внутренне смиряться и считать себя ниже его. Хорошо отпустить от себя посетителя с подарком или гостинцем, нужным для ближнего, со сладостями (для детей), или снабдить человека духовной книгой, сообразуясь с его развитием и запросами. От тех посетителей, которые приходят, чтобы развлечься и отнять у нас время, надо устраняться. От них мы получаем духовный вред и разорение: через пустую болтовню отгоняется Дух Божий.

Служебные дела тоже суетны?

«Дела службы — не суетность, — говорит свт. Феофан, — это Божии дела. Только делайте их всегда для Бога, а ни для чего другого. Равно и по семейной жизни на вас лежит долг. А суетность — это дела по удовлетворению страстей, а также ненужные, не имеющие пользы.

Когда стоишь на молитве, какие признаки посещений Божиих и вражиих?

При благодатных явлениях бывают добрые мысли и чувства: радость, любовь к ближнему и даже к врагам, смирение, самоукорение, покаянное чувство, умиление, спокойствие сердца, мир ко всем, желание добра и спасения всем людям. При вражиих нападениях в душе возникают иные чувства: гордость, сознание собственного достоинства, ненависть к кому-то, сомнения, тревога, смущение духа.

Как переносить обиду?

Когда обидят тебя, то вспомни о том, как Спасителя обижали и даже до смерти замучили. И вися на кресте, Он говорил: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят». Переносить обиды есть высшая добродетель. Помнить обиду значит уже быть побежденному злом. Когда святитель Тихон Задонский слышал, что настоятель отзывается о нем нехорошо, то говорил своему келейнику: «Возьми сахару и отнеси ему, или еще чего, может, нет у него».

Иногда спрашивают: можно ли отомстить обидчику, если представился удобный случай? Нет, мстить нельзя ни в коем случае! Оскорбил ли кто тебя, ты не воздавай оскорблением, ибо зло врачуется не злом, а добром. Так наставляет святитель Иоанн Златоуст. Всякому человеку желай блага и твори добро, как только можно, ибо Христос заповедует: «Любите врагов ваших, добро творите ненавидящим вас» (Мф. 5, 46).

Прощать ли обиду, нанесенную братом?

Должен прощать! Вот что говорит об этом Священное Писание: «Если же друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблены будете» (Гал. 5, 15). Итак, от души прости брату твоему, дабы и самому тебе получить от Господа прощение грехов твоих.

Как вести себя с тем, кто не хочет с тобой примириться?

Святитель Феофан Затворник так наставляет: «Можно удовольствоваться тем, что в душе вы с ним примирились. Искать дальнейшего примирения лучше прекратить, иначе ярость его будет все углубляться и сгубит его. Ищите случая сделать ему какое-нибудь добро без ведома его. Узнав о нем позже, он скорее одумается. Но встречаясь с ним, соблюдайте мир в сердце и проходите мимо, не затрагивая его, только молясь о нем».

Как вести себя по дороге в храм?

Идя в храм, читай «Богородице, Дево радуйся», не смотри по сторонам и ни с кем не разговаривай. Помни одно: в дом Божий идешь, настраивайся на молитву.

Почему так важно скрывать свои добрые дела?

Потому что открытие их перед другими людьми сразу уничтожает их. Свт. Феофан Затворник пишет: «Сколько можно, скрывайте свои дела по жизни духовной, а ни во взоре, ни в разговорах, ни в других отношениях не обнаруживайте их».

Можно ли православным встречать Новый год?

Для православных христиан это время поста. В миру много мирских праздников, но христианин — не от мира сего. Для него Рождество Христово — величайший праздник, и к нему он готовится долгим постом. Родных люби и уважай, но более слушай, что Господь говорит. В деле спасения родные часто бывают врагами, не надо нам исполнять их греховную волю. Только действовать надо умело: с любовью и лаской отказаться от празднования, а близким пожелать всего доброго.

Можно ли в Сочельник гадать на судьбу?


Церковь категорически запрещает это делать, потому что через гадание человек вступает в контакт с тёмными силами зла. В Евангелии сказано, что счастье человека зависит от святости жизни. Если бы Богу было угодно, Он бы всем нам открыл будущее, однако в Евангелии сказано, чтобы мы бодрствовали и молились, так как неизвестно, в какой час настанет время суда.

Протоиерей Валентин Мордасов.
«Что посоветуете, батюшка?» М., «Терирем», 2013




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |