на главную

Протодиакон Владимир Василик: "Нынешнее испытание — повод для покаяния и сугубой молитвы"

Оксфордский словарь английского языка не смог определить слово 2020-го года. По мнению лингвистов, минувший год невозможно описать одной языковой единицей. Вместо этого составители выпустили отчёт, в котором проанализировали новые явления в языке, появившиеся прежде всего из-за пандемии коронавируса. «Английскому языку в этом году пришлось быстро и многократно адаптироваться.

Наша команда опытных лексикографов собирала и анализировала эти лексические данные на каждом этапе пути», — говорится в сообщении на сайте Oxford Languages. В документ вошли как выражения, прижившиеся повсеместно, так и локальные слова, характерные для тех или иных регионов.

Наиболее часто употребляемыми стали слова, связанные с коронавирусом: например, локдаун, социальное дистанцирование, furlough (компенсация зарплат оставшимся без работы), аббревиатура WFH (work from home — работа из дома) и термин Covidiot, созданный из слов COVID и idiot (человек, отрицающий наличие пандемии и пренебрегающий мерами безопасности).

Помимо этого, в отчет вошли не относящиеся к COVID-19 явления — в частности, bushfires (лесные пожары) и BLM (Black Lives Matter) — аббревиатура, ставшая лозунгом протестов в защиту прав темнокожих. В прошлый раз словарь признал «климатическое ЧП» (climate emergency) словом 2019 года. Лингвисты отмечали, что изменения, касающиеся экологии, стали центральной темой для обсуждения в англоговорящем мире.

О словах, характеризующих 2020 год, размышляет в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:

"События 2020 года во многом оказались неожиданными. Два слова, с которыми мы хотели войти в 2020 год, в год 75-летия Победы, – это Победа и единство. Это был для нас шанс увидеть последних из оставшихся ветеранов Победы во славе и почёте. И в последний раз в их лице поклониться «великим тем годам». Но не только годам, а живым участникам войны. И в основе этой памяти объединить наш народ.

Но вышло всё по-другому: эпидемия коронавируса. В результате появились новые слова: коронавирус, социальная дистанция, самоизоляция. Празднество было испорчено. И только некоторые его элементы были воспроизведены с большим опозданием. В частности, Парад Победы состоялся лишь 24 июня. А «Безсмертный полк» вообще так и не был осуществлен. Это не только горько и обидно, но это ещё тяжелейший удар по народному сознанию.

К сожалению, в ментальный ряд 2020 года входят такие понятия, как коронавирус, социальная дистанция, самоизоляция, смерть.Еще античные философы отмечали, что человек – существо общественное и политическое. К сожалению, уход на самоизоляцию не всегда спасал людей.

Многие из моих знакомых, ушедших на самоизоляцию, умерли от коронавируса. Ибо никакими системами, заслонами и гигиеной от этой заразы не отгородиться. И общение через Интернет, дистанционные лекции и прочее - не панацея. Это лишь эрзац общения. Могу сказать, как практикующий преподаватель, нельзя удаленно учить рисованию или лепке, игре на скрипке, нельзя дистанционно учить работать на станке.

Но что же делать? Обкатывать новую вакцину? Не выход, при всём моем почтении к её авторам и производителям. Стоит напомнить, что срок для произведения вакцины годы – 3-5 лет. Меньше невозможно! Не зря в ряде статей на «Русской народной линии» отмечалось, что «скоро ношено - слепо рожено». Нельзя за месяц родить ребёнка. Иначе выкидыш.

Если говорить о наших возможностях сопротивления, то мы вернулись в средневековье. Но, увы, вернулись в отношении наших технических возможностей, но не веры. Мы сохранили дух ХХ-ХХI веков. Как писал Александр Сергеевич Пушкин:
И современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.


С этой эпидемией столкнулся человек неверующий, высокоумный, озлобленный, эгоистичный; человек, погрязший в материальных удовольствиях; человек, который не умеет и не желает молиться; человек, который не признаёт над собой авторитетов, прежде всего, самый главный авторитет – авторитет Бога. И каков выход? Только один. Как в 1921 году Святейший Патриарх Тихон обратился по поводу голода: вымаливайте у Бога прощения для согрешившей Земли.

Нынешнее испытание для нас повод для покаяния и сугубой молитвы. Для нашего покаяния в том, что делалось и делается, а именно наше беззаконие и безбожие, своекорыстие, плотолюбие, всё то, за что наказует Господь Своим бичом, вразумляя нас.

Когда в своих Литургических исследованиях я обращался к Синайскому евхологию, глаголической старославянской рукописи, то был поражён тем, что в ней содержались молитвы на отверзение очей слепому, в том числе ослепшему с детства. Содержались молитвы на отверзение ушей глухому, поднятие парализованных. Эти молитвы не могли не давать видимого эффекта. Иначе не стоило на них тратить дорогой пергамент. А самое главное – не стоило их произносить. Ибо в случае неисполнения молитв – эффект великого разочарования мог бы снести с лица Земли тех, кто читал эти молитвы, – священников.

Как мы знаем, самое страшное – несбывшиеся надежды. И если эти молитвы возносились, значит, происходили невозможные с нашей точки зрения исцеления по молитвам Церкви.

Напомню статью врача Галины Георгиевны Руденковой «Не хочется бросать тень на своих коллег…», в которой она рассказывает о холерной эпидемии 1913 года, когда церкви не закрывались – люди ходили в них молиться. Такова была сила веры. Люди спасались во храме Божием, ибо ощущали, что храм – это пространство спасения.

Сейчас в немалой степени благодаря нашему маловерию ощущение того, что храм – это зона безопасности, в значительной степени утрачивается обществом. Многие боятся ходить в Церковь, слушая страшилки, исходящие из СМИ и, к сожалению, временами идущие от церковного начальства.

Это ощущение необходимо снимать и вновь делать храм зоной духовной и физической безопасности. Естественно, не стоит пренебрегать минимальными санитарными мерами, если они не вредят благочестию. Хотя бы почаще прибираться в храмах и домах, но нельзя думать, что нас спасут спирт и маски, если у нас не будет веры, если у нас не будет иммунитета духовного и физического, если у нас не будет стимула к жизни,  если мы будем одержимы страхом и паникой. И поэтому надеюсь, что конец 2020 года всё же ознаменуют три главных слова – вера, надежда и любовь!

Источник: https://www.ruskline.ru/




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |