на главную

Страницы военной истории. Легендарный командир воздушных армий

Представляем читателям краткий рассказ о выдающемся советском военачальнике, командующем Военно-воздушными силами Красной Армии (1942-1946), главном маршале авиации, дважды Герое Советского Союза Александре Александровиче Новикове (1900-1976). Родился он в Костромской области в простой крестьянской семье. В 15 лет окончил церковно-приходскую школу, в 18 – учительскую семинарию и работал учителем в селе Пешево, рядом с родной деревней, но впереди его ждала не учительская, а военная стезя.

В армию он ушел в 1919 году и за время службы получил разностороннее военное образование. Сначала окончил Нижегородские пехотные курсы, затем – Высшую тактико-стрелковую школу командного состава, затем – Военную академию им.Фрунзе. В Военно-воздушных силах начал служить с 1933 года, причем летать научился самостоятельно. Был участником советско-финской войны, а когда грянула Великая Отечественная, он уже занимал высокую должность командующего Военно-воздушными силами Северного и Ленинградского фронтов. Позднее стал командующим ВВС Красной Армии и заместителем наркома обороны СССР по авиации. Приведем некоторые факты из его военной биографии.

…Шел третий день войны. Фашистская авиация нанесла ряд тяжелых бомбовых ударов по Риге, Каунасу, Минску, Смоленску, Киеву. А в это время в штабе ВВС Северного фронта под руководством генерала Новикова заканчивалась разработка наступательной операции: более 500 самолетов готовились нанести удар по вражеским аэродромам на всем фронте, от Выборга до Мурманска. История наших Военно-воздушных сил такого еще не знала. 25 июня 1941 года воздушная армада из 263 советских бомбардировщиков, 224 истребителей и штурмовиков нанесла внезапный удар по 19 аэродромам врага. Операция продолжалась в течение шести суток.

Командующий часто выезжал на фронтовые аэродромы, беседовал с летчиками и инженерно-техническим составом, с воинами обслуживающих подразделений. Отличительной чертой его стиля работы с людьми было доброжелательное, товарищеское отношение к подчиненным. И летчики верили своему флагману, любили его, гордились тем, что он лично ставит им боевые задачи. Причем, это было в те дни, когда нашим летчикам приходилось по 6-8 раз подниматься в небо, вести бой одному против пяти вражеских самолетов. И в пору крайнего напряжения сил личная поддержка командира была, конечно, очень важна.

В середине июля 1941 года соотношение сил в воздухе в районе Ленинграда было примерно 2:1 в пользу немцев. Воевать в плотном строю стало тактически невыгодно. Требовалось срочно отказаться от звена из трех самолетов и перейти к паре, состоящей из ведущего и ведомого. Генерал Новиков одним из первых по достоинству оценил это новшество. Он постоянно и тщательно изучал накопленный в войсках боевой опыт, поэтому его указания офицерам и генералам отличались конкретностью, ясностью мысли, всесторонним знанием боевых возможностей каждого авиационного соединения.

Примечателен в этом отношении случай, который произошел на 1-м Украинском фронте под Тернополем. Окруженная вражеская группировка перекрыла огнем единственное шоссе, по которому шло снабжение наших войск, продвинувшихся на запад. «Такая заноза в нашем тылу, и никак не выдернешь её!» – сердито сказал на совещании командующий фронтом. И принял он весьма рискованное, но в сложившейся обстановке единственно правильное решение: удар по окруженной группировке врага нанести днем, силами легких ночных бомбардировщиков У-2.

Бомбить надо было очень точно, ведь рядом находились и свои войска. Но прорвись к полю боя несколько пар вражеских истребителей, беззащитным и хрупким У-2 было бы несдобровать. Тогда все решило мощное истребительное прикрытие. Экипажи легкокрылых ночников отлично сработали и днем, и едва отбомбился последний из них, гитлеровцы выбросили белый флаг.

Используя накопленный боевой опыт, Александр Новиков в Сталинградской битве решил основную ставку сделать не на бомбардировщики, а на штурмовики, тогда как главным средством борьбы за господство в воздухе оставались истребители. Практика боев подтвердила дальновидность этого решения.

Несмотря на непогоду, «Илы» взлетали почти каждый день. Сопровождая танки и пехоту, они огнем мощного бортового оружия крушили оборону врага, вели упорные воздушные бои, выполняли задачи воздушных разведчиков. В ходе битвы на Волге оправдало себя и другое новшество, предложенное командованием ВВС: управление воздушными боями с земли по радио. К концу 1944 года уже ни один экипаж не имел права подняться в небо без устойчивой радиосвязи.

Мощь советской авиации нарастала. К весне 1943 года, когда в небе над Кубанью разгорелось знаменитое воздушное сражение, наша авиация по качеству и количеству техники уже не уступала немецкой, а кое в чем и превосходила ее. Ощутимо выросло боевое мастерство наших летчиков, что и позволило тогда выиграть одну из крупнейших воздушных битв.

«В феврале 1944 года, когда фашисты пытались вызволить свои войска, окруженные в районе Корсунь-Шевченковского, у меня состоялся разговор с Верховным Главнокомандующим, – рассказывал позднее маршал.
– Скажите, товарищ Новиков, – спросил Верховный, – можно остановить танки авиацией?
Секунды были отпущены мне на раздумье. Где, сколько танков, когда, я не знал. И тут мне вспомнилась Курская дуга. И я твердо ответил:
– Остановить танки можно!
– Завтра утром летите на фронт и принимайте меры, – приказал Сталин.

На другой день я был у командующего 2-й воздушной армией. Положение оказалось очень серьезным. В районе Шендеровки передовые части врага разделял только 12-километровый просвет, а у наших наземных войск нет ни горючего, ни достаточного количества боеприпасов. Распутица! И все-таки приказ Сталина был выполнен. Штурмовики нанесли несколько массированных ударов по наступавшим танкам врага и остановили их. Летчики отлично решили свою задачу.

Летом 1944 года началась крупномасштабная наступательная операция «Багратион». На территорию Белоруссии было привлечено около 6000 самолетов – пять воздушных армий! Координацию их действий осуществлял Главный маршал авиации А.А.Новиков вместе с другими видными военачальниками: С.А.Худяковым, А.Е.Головановым, К.А.Вершининым, С.И.Руденко.

Белорусская операция охватывала огромную территорию – более 1000 км по линии фронта и до 600 км в глубь. Наступая в условиях лесисто-болотистой местности, где мало дорог, наша артиллерия неизбежно отставала от передовых частей. И тогда для развития успеха недостаток артиллерийского огня должна была восполнить авиация. Летчики, несмотря на плохую погоду, блестяще справились с этой задачей. Враг был сброшен с хорошо укрепленных позиций, а затем в считанные дни окружен и уничтожен.

В своей книге «В небе Ленинграда» Главный маршал авиации А.А.Новиков писал: «7 апреля 1945 года 516 самолетов под сильным истребительным прикрытием нанесли мощнейший бомбовый удар по вражеским объектам и войскам в Кенигсберге. В результате этого удара командование гарнизона потеряло управление войсками, сопротивление противника резко ослабло и наши штурмовые отряды начали быстро продвигаться вперед».

Однако враг еще не был сломлен. Снова дальние бомбардировщики нанесли мощные удары по немецко-фашистским войскам в цитадели днем. Только за одни сутки, 8 апреля, наша авиация совершила в небе Кенигсберга более 6000 самолето-вылетов. Сильнейшая крепость, в которой находился многочисленный гарнизон и все необходимое для длительного сопротивления, была разгромлена в считанные дни. В 1945 году за образцовое выполнение боевых заданий Верховного Главнокомандования, проявленные при этом отвагу и геройство Главному маршалу авиации А.А.Новикову было дважды присвоено звание Героя Советского Союза.

Подготовил Евгений Полевой.
Источник: «Православный Крест»




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |