на главную

«Открывайте христославам!» Вспоминаю Рождество моего послевоенного детства

В нашей деревне праздники любили всегда, но Рождество Христово с особой радостью ждали и дети, и подростки, и взрослые. Для детей родители заранее мастерили санки, готовили ледянки, чтобы праздник был веселым. Наша мама в этот день вставала рано, чтобы успеть напечь блинов и оладьев с большим запасом. По домам будут ходить дети — надо, чтоб угощения хватило на всех.

Ребятишки начинали бегать с четырех утра: группами по три-четыре человека стучали в дверь, говоря: «Открывайте христославам!». Не пускать их считалось большим грехом. Детей все встречали добрыми словами, приглашали в хату славить Христа.

Тем, кто полностью читал тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума…», отец давал по 20 копеек. А тем, кто вместо молитвы читал незатейливые стишки типа «Маленький хлопчик прыгнул на скопчик, в дудочку играя, Христа забавляя», давал по 5-10 копеек, тем самым давая понять, что надо учить настоящую молитву. Мать в довесок угощала детей горячими оладьями и блинами, которые они тут же съедали и спешили дальше.

Днем, отдохнув, они брали санки, ледянки и шли на горки. Одни — кататься, другие — смотреть и веселиться. У нас через дорогу, почти рядом с домом, был овраг, где протекал ручей и всё лето стояло болото. Так по его отлогому склону дети еще задолго до Рождества накатывали всегда три горки, разных по высоте. На двух средних катались дети младшего возраста, а на высокой, да с двумя трамплинами, катались только старшие подростки, и то самые смелые и отчаянные.

Около высокой горки всегда собиралась толпа народа — стоял шум, смех. Эта горка была такая высокая и скользкая, что, глядя на то, как летят по ней мальчишки, аж дух захватывало, сердце колотилось от страха за них, а девчонки визжали и охали. Иногда катанье заканчивалось плачевно: ломались санки, раскалывались ледянки, а ребята кубарем летели по ледяной горе, падая в конце пути в глубокий снег и вызывая громкий смех толпы. Но серьезных травм на моей памяти никто не получал. Сугробы снега смягчали падение, и все обходилось без синяков и ушибов.

Среди взрослых парней находились отдельные смельчаки, которые решались скатиться с этой горки без санок и ледянок — на ногах, стоя во весь рост, балансируя только телом и руками. Это считалось подвигом! Но даже самые крепкие парни в конце пути вдруг теряли равновесие и смешно, нелепо шлепались лицом в снег. Толпа наблюдателей разом взрывалась от хохота!

А иногда на вершину высокой горы «подруливали» совсем маленькие дети, лет семи-восьми. И, не сознавая опасности, тоже намеревались «прокатнуться» на санках вниз. Тут взрослые, спохватившись, дружно прогоняли таких малышей с высокой горы, боясь, что они сильно убьются.

Бывало, из ледянок дети выстраивали целые «поезда», ставя их плотно друг к другу и держась один за другого, спускались вниз. А когда вдруг падал один «вагончик», то мешался и весь «поезд», образуя кучу малу. Как забавляло нас это веселое зрелище! Катанья с гор длились по две-три недели, вплоть до наступления сильных крещенских морозов или метелей. Телевизоров в то время и в помине не было, люди сами придумывали себе развлечения, заодно укрепляя здоровье детей, развивая смекалку, выносливость, приучая к общим играм и правилам дружелюбного поведения.

В конце 40-х годов, во времена нашего детства, народ был совсем другой. Жили крайне бедно. Чтобы накормить семью, родителям приходилось много работать, а мы, дети, как губки, впитывали и копировали слова и дела взрослых. И только сейчас, потеряв то удивительное, доброе время, мы осознали, какой хороший, открытый и простой был наш народ.

Куда все ушло?! Я бы и сейчас с превеликим удовольствием полюбовалась на те настоящие природные горки, на катанье детей, от которого сердце замирало и наполнялось радостью. Нас никогда не волновало, кто во что одет, обут, у кого лучше шубейка. Мы были чистые дети природы, жили дружно, умели веселиться и работать, росли здоровыми и сильными. Для всех детей России - мои незатейливые стихи:

Какой восторг – лететь на санках с горки,
Быть очень смелым на глазах у всех!
Отчаянным Ивану и Егорке
Наградой были радость и успех.

Неважно, что у них тулупчик в латках,
А валенки подвязаны жгутом.
Всегда в глубинке, в деревенских хатках,
Народы жили собственным трудом.

Придумали катанье на ледянке
На радость малым детям и себе,
Мы знали радость на лихом гулянье,
Но и могли работать на земле.

И тренировки не пропали даром —
Умеем брать трамплины на горе.
По небу шарят зоркие радары,
Вверяя мир вчерашней детворе.

Вера Ивановна Зайцева. "Воспоминания о детстве". 




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |