на главную

Архимандрит Кронид (Любимов): «Настоящее — время сеяния, в будущей жизни сего не будет»

Как у земледельца бывает посев и жатва, так и у христиан есть свой посев и своя жатва. У земледельцев есть семена: рожь, пшеница, ячмень; у христиан есть свои семена: покаяние, печаль ради Бога, воздыхание, слезы, молитва, благодарение, дела милости, терпение. У земледельцев семена от семян же рождаются, так и у христиан духовные семена рождаются от семени слова Божия, которое падает на сердце человеческое.

Земледельцы знают время, когда надобно сеять; так и для христиан есть время сеять свои семена — это время настоящей жизни. Се, ныне время благоприятно, се, ныне день спасения! (2 Кор. 6, 2). Разумные земледельцы не пропускают времени, когда должно сеять, и трудятся тогда и сеют; так и мудрые христиане не пропускают времени настоящей жизни, а трудятся, каются, приносят плоды покаяния, творят дела милости.

Только настоящее время — время сеяния, в будущей жизни сего не будет. Ныне время благоприятное, чтобы плакать о грехах, молиться, творить всем добро, в будущей жизни все это кончится. Земледельцы трудятся, и сеют в надежде собрать плоды, и собирают их во время жатвы, и радуются; так и христиане трудятся, и сеют добро в надежде милостивого от Бога воздаяния, и пожнут плоды трудов своих при кончине века, и возрадуются в день всеобщего воскресения. Сеющии слезами, радостию пожнут (Пс. 125, 5).

А земледельцы ленивые и нерадивые в свое время не сеют, зато и плодов во время жатвы не собирают. Так и неразумные, небрежные, ленивые христиане в сей жизни добра не сеют, зато при кончине века никаких плодов не пожнут и явятся бесплодны пред Господом. Ибо что они пожнут тогда, когда теперь ничего не сеют?

Потрудимся, братие, посеем ныне семена наши, чтобы тогда с радостью пожать плоды трудов наших! Кто из земледельцев больше сеет, тот больше и собирает во время жатвы, а кто меньше сеет, тот меньше и собирает. Так и христиане: кто больше в сей жизни посеет добра, тот больше и плодов пожнет в последний день — день Суда Христова, а сеяй скудостию, скудостию и пожнет (2 Кор. 9, 6). Ибо праведен Господь наш: Он воздаст каждому по делам его (Рим. 2, 6).

Вот почему и апостол увещевает: «Дондеже время имамы, да делаим благое ко всем, паче же к присным (своим) в вере» (Гал. 6,10). Брат христианин! Напишем на сердцах наших сие апостольское слово: дондеже время имамы. Это время — время настоящей жизни; только теперь мы можем добро творить, милостыню подавать, верой и молитвой к Богу можем приобрести себе великое благо для вечной жизни. Но горе лютое нам, если вознерадим о спасении своем и погубим время, данное нам для небесного воспитания своей души.

О том, как это необходимо для христиан и вообще для каждого человека, лучше всего может показать следующий чистосердечный рассказ одной моей духовной дочери. Она — вдова генерала. К вопросам веры и жизни вечной всегда относилась довольно равнодушно. А покойный супруг ее, генерал, был почти неверующим человеком. И вот когда он умер, убитая горем вдова задумалась над тем тяжелым и больным вопросом, как лучше воспитать ей свою единственную горячо любимую дочь-малютку: воспитать ли ее в истинах веры или дать ей лоск современного светского образования.

В тяжелых размышлениях об этом она засыпает и видит своего дорогого супруга. Скорбный и грустный, заливаясь слезами, говорил он ей: «Прошу тебя! Воспитай нашу дочь в духе святой православной веры и научении слову Божию, если желаешь ей блага». — «Как ты говоришь это, — возразила она ему, — когда ты в Бога не веришь и Церкви не признаешь?» — «А разве я не раскаиваюсь в этом, — ответил он ей и, вздохнув глубоко, прибавил: "О, если бы вы знали, как тяжело и невыносимо мне теперь! Ты не сказала бы мне этих горьких слов укоризны!..»

Видение исчезло — жгучий вопрос был решен. Позаботимся, други мои, посеять ныне, чтобы было что пожать тогда с радостью; потрудимся теперь в доброделании, чтобы тогда успокоиться; подадим в руки убогих что есть у нас, чтобы тогда с избытком получить сие от Христа Господа. Не бойся, христианин! Верен бо есть Обещавый (Евр. 10, 23).

Ты подаешь в руки нищему, а отплатить тебе за сие обещал Сам Христос. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7). Несчастны немилостивые, ибо лишатся милости: суд бо без милости не сотворшему милости (Иак. 2, 13). Тогда милостивые, сотворившие дела милости, услышат от праведного Судии: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира!» А немилостивые, расточившие Божие добро не на убогих, а на свои прихоти, услышат тогда: «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его!» (Мф. 25, 34, 41).

Христос не нуждается в нашем добре: Он Сам подает нам все. Не нуждается Христос, но нуждаются христиане, наши братия, и что подается христианам, то по Своему человеколюбию Христос вменяет Себе, как Сам говорит: «Понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе», а в чем отказывают христианам, в том отказывают Самому Христу, по реченному: «Понеже не сотвористе единому сих менших, ни Мне сотвористе» (Мф. 25, 40, 45).

И как пагубно жестокосердие для нашей души, мы видим из следующего примера. В 1864 году в большом сибирском городе Омске хлеб был так дорог, что бедные люди едва не умирали с голоду. К таким беднякам принадлежала одна вдова благородного сословия с дочерью, уже взрослой девицей. Вдова эта долгое время страдала тяжкой болезнью и сама не в силах была снискать себе пропитание: дочь питала ее продажей своего рукоделия.

Бедные сироты кое-как перебивались и в лучшие годы, а в неурожайные совершенно бедствовали. Наступил Великий пост 1864 года — самый тяжелый период времени этого памятного для сибиряков года. Хлеб, бывший до того в высокой цене, чрезвычайно вздорожал, особенно к концу поста, когда по случаю распутицы приостановился привоз его из деревень. Упомянутая мать с дочерью на шестой неделе поста решительно не имели никакой возможности купить себе даже полфунта хлеба и два последних дня этой седмицы буквально сидели голодные, потому что продать или заложить было нечего; работы, а следовательно, и выручки от нее не имелось, идти же просить милостыню им казалось стыдно. Но два дня, проведенные без хлеба, заглушили чувство стыдливости.

И вот бедная дочь, скрепя сердце, в Вербное воскресенье, пред обедом, пошла к одному богатому торговцу мукой — купцу, на семейство которого она иногда работала, и, рассказав ему откровенно свое безвыходное положение, просила у него ради Христа дать ей хоть несколько фунтов муки или немного печеного хлеба в счет платы за работу, какая впоследствии может быть заказана ей семейством. Что же сделал этот богач? Он с презрением сказал: «Много вас ныне, голодных! Если всех буду кормить, то сам, пожалуй, умру с голоду. Идите, откуда пришли...»

Бедная девушка, полагавшая в помощи этого богача последнюю надежду, в порыве отчаяния произнесла: «Господь вас накажет за это!» — и вышла. Эти слова, вырвавшиеся из уст убитой горем девушки, были пророческими: наказание Божие не замедлило. После ухода девушки богач с семейством сел обедать и, евши пирог с рыбой, подавился костью, отчего чрез несколько часов умер.

Все семейство признало в этом ужасном событии наказующий перст Божий, и вдова несчастного вскоре после похорон мужа, желая искупить его жестокий поступок с бедными сиротами, взяла их обеих к себе в дом для пропитания. Вот как карает Бог жестокосердных!

Да, видно, каждая слеза нашего ближнего, которую мы могли осушить, но не хотели, много-много значит в очах правосудного Бога. Рассуждай о сем, человече, скупой на подаяние милостыни, щедрый на прихоти свои. Теперь ты жалеешь рубля или милостыни подать бедняку, жалеешь подать от Его же, Христова, добра, ибо все, что имеем, не наше, а Христово: Господня земля, и исполнение ея (Пс. 23, 1).

А тогда, во второе пришествие Христово, будешь жалеть и плакать о том, что не подал, но уже будет поздно. Постыдишься тогда и восплачешь, когда увидишь добрых христиан, пожинающих плоды семян своих, а себя — безплодным и в крайней нищете. А ты, благословенный христианин, не переставай творить добро: во время бо свое пожнешь, не ослабеюще (Гал. 6, 9).

Брат христианин! Помилуем братию нашу, да и сами помилованы будем; подадим, да и нам подастся. Земледелец трудится и сеет, взирая на будущие плоды. Возлюбленный христианин! Подражай и ты сему труженику! Он трудится, взирая на добро тленное и скоро преходящее, а ты оком веры воззри на вечные блага, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9).

И трудись, и сей в надежде получить оные блага. Воззри на жатву оную, которая будет в последний день, — жатву, в которой не земные, временные, тленные, но небесные, вечные, нетленные собираются плоды. Сей теперь, пока время не ушло, сей семена добра, чтобы было что пожать во время оной жатвы. Земледельцы часто обманываются в надежде своей, ибо не всегда бывает урожай, а кто ищет вечных благ с верой, надеждой, усердием, тот никогда не обманется, но непременно получит их: верен бо есть Обещавши (Евр. 10, 23).

Правда ли, что когда мы подаем что-либо нищим, то о своей пользе стараемся? И когда что отдадим, то и опять с избытком получаем? В Иерусалиме жил человек именем Созомон. Проходя однажды по городу, он встретил нищего и, сжалившись над ним, снял с него рубище, отдал ему вместо его свою одежду и продолжал свой путь.

Вскоре после этого, однажды во время жатвы, вечером, когда Созомон задремал, то увидал себя в некотором чудном доме, в котором был великий свет, а около дома были сады, наполненные благовонными растениями, ветви их склонялись до земли. Разнообразные птицы, сидевшие на верху их, наполняли воздух своим пением, и оно было настолько громогласно, что, казалось, можно было слышать оное от земли до неба. И легкий ветерок колебал деревья в этих садах. Когда Созомон созерцал все это, подошел к нему некто и сказал: «Следуй за мной».

Созомон пошел, и они пришли к столпу, покрытому золотом, а от него увидали двери, которые вели к другим прекрасным палатам, украшенным драгоценными камнями. И вот из этих [палат] вышли четыре ангела, блиставшие, как солнце, и каждый из них держал по ковчегу.

Ангелы подошли к Созомону и, став против него, поставили пред ним те ковчеги. И муж прекрасный вышел из палат тех и сказал ангелам: «Покажите человеку сему, что принесла ему одежда, которую он отдал нищему». И ангелы открыли один из золотых ковчегов и, разложив пред Созомоном драгоценные одежды, сказали: «Господине Созомоне, нравятся ли тебе эти одежды?» Он отвечал: «Я недостоин взглянуть и на тени их». И показали ему еще множество разнообразнейших и драгоценных одежд числом до тысячи.

И еще сказали ему: «Дающий нищему сторицей приимет и живот вечный наследует». И сказал также ему Повелевавший ангелам: «Вот сколько, Созомон, Я приготовил тебе благих за одну одежду, которой ты одел Меня, видев нагим! Итак, иди и поступай так же, и воздастся тебе сторицей».

Созомон со страхом и радостью воскликнул: «Неужели, Господи мой, столь великое воздаяние ожидает тех, которые творят милостыню?» Повелевавший ангелам сказал: «Да, всякий подающий милостыню сторицей приимет и жизнь вечную наследует. И еще говорю тебе: не раскаивайся о розданной милостыне и не укоряй нищего, чтобы не лишиться награды». Услышав это, Созомон пробудился и дивился бывшему ему страшному видению. Вставши со своего ложа, он сказал: «Если так сказал мне Господь, то и другую одежду отдам нищему». В следующую ночь видение повторилось, и после сего последнего Созомон роздал имение свое нищим «и, оставив мир, бысть, сказано, черноризец чуден».

Итак, несомненно, правду говорят святые отцы, что когда мы подаем что-либо нищим, то о своей пользе стараемся и когда что отдаем им, то и опять с избытком получаем. Да, впрочем, и может ли быть иначе, когда, подавая что-либо бедному, мы в то же время вручаем оное и Самому Богу? Может ли что за Ним пропасть? Может ли что Он не возвратить?

Нет, ибо слушайте, что говорит блаженный Августин от лица Божия: «Аз, рече Господь, восприял — Аз воздам; взалкахся бо, и дасте Ми ясти (Мф. 25,35) и прочее. Землю Я восприял — воздам небо; временное восприял — воздам вечное; хлеб получил — хлеб отдам, но небесный, вечный; гостиницу получил — дом отдам; находясь в болезни, посещен был — спасение воздам; в темнице был и посещен был — воздам свободу» [4].

Поэтому если будете милостивы, то знайте, что Сам Бог вам будет порукой, что ваше не пропадет, все воспомянется Им на Суде Его, за все примете сторицею и живот вечный наследуете. И как сладостно будет услышать всем милостивый вожделенный оный глас: «Приидите, благословенный Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира!» (Мф. 25, 34).

Трудись же и ты и сей ныне, сей с верой и надеждой. Не бойся: твое семя не пропадет напрасно. Ты даешь в руки нищих, но твое добро оказывается в руках Христовых и возвратится к тебе с большой прибылью. Положи в уме твоем и затверди в памяти твоей, что Отечество твое есть на небеси. Итак, скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкопывают, ни крадут (Мф. 6, 20).

Не опасайся: там твое сокровище все цело будет изнесено, и в последний день пред целым светом будет изнесено, и показано, и отдастся тебе, и останется при тебе на веки веков. И услышишь тогда от Христа Бога: «Возлюбленный! Вот твое сокровище, которое сокрывал ты не на земле, а на небе, вот оно в целости возвращается тебе. Получи его, и утешайся им, и будь богат сим нетленным богатством».

О Иисусе, свете наших душевных очей! Открой наши душевные очи, чтобы мы увидели те блага, которые Ты уготовал любящим Тя, и мы с желанием и усердием поищем их. Возлюбленный христианин! Если бы ты увидел хотя малую частицу оных благ вечных, то ты забыл бы все в мире и устремился бы к сим благам. Но поверь неложному Божию слову, которое достовернее всякого видения, и ты будешь искать их.


Архимандрит Кронид (Любимов).
Беседа в неделю 21-ю по Пятидесятнице.
Публикуется в сокращении




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |