на главную

Больной ребёнок — наказание или благословение?

Как много стало сегодня больных! Об этом свидетельствуют и очереди в лечебных кабинетах, и постоянные разговоры о болезнях близких, и рост инвалидности среди совсем еще не старых людей. Особый крест — когда в семье рождается ребенок-инвалид. Вот одна из множества таких историй…

«У сына моей сестры тяжелое заболевание – аутизм, — рассказывает Наталья. — Он появился на свет без явных признаков какого-либо недуга, но постоянно плакал. Поначалу врачи не могли определить причину, и сестра с мужем не знали, что делать. Конечно, они не были воцерковлены, стали ездить по монастырям, «по бабкам», но ничего не помогло. Потом выяснилось, что у ребенка тяжелая форма врожденного психического расстройства. Узнав диагноз, муж ушел из семьи: «Я не готов нести такой крест».

Сейчас Данилке 6 лет. Он не разговаривает, мало что понимает, почти не контактирует с ближними, просто живет в своем мире. Сестра Лена, слава Богу, начала ходить в храм, причащает его, причащается сама, но до сих пор не может смириться с болезнью сына. Часто думает о том, за что Бог послал ей это испытание. Она буквально одержима идеей его вылечить: постоянно ищет каких-то психиатров, логопедов, педагогов, новые лекарства, пробует всякие методики и курсы… Словно вот сейчас, стоит выпить новую таблетку, позаниматься с хорошим специалистом, и ребенок пойдет на поправку, всё постепенно наладится…

Однако ее старания пока безрезультатны и, по-моему, приносят мальчику только страдания. Он воспринимает всё это болезненно, с большой неохотой. Может, лучше было бы полностью предаться в руки Божии и принять Даню таким, какой он есть? Хотелось бы получить разъяснение священника и услышать ответы на волнующие вопросы. Как быть родителям? Как не впасть в уныние и внутренне не сломаться? Почему рождаются на свет такие дети? Это наказание Божие или благословение? Каков смысл их жизни и что с ними будет после смерти?»
•••
Вот как отвечает автору письма протоиерей Андрей СОКОЛОВ:
— Уважаемая Наталья! Из ваших слов нетрудно понять, зачем послана болезнь младенцу Даниилу. Вы упомянули, что раньше его родители не были воцерковлены. Значит, не посещали храм, не участвовали в Таинствах Церкви и вели мирской, рассеянный образ жизни. Даже если они не совершали смертных грехов (например, абортов-детоубийств), а просто жили «как все», не ведая Бога и истинного смысла бытия, то с духовной точки зрения это не спасительно.

Ведь спастись мы можем только верой во Христа и благодатью Святаго Духа, получаемой в святых Таинствах. Поэтому Господь и взыскал их души, возложив на них крест скорби – болезнь сына. И в духовном смысле они пошли на поправку – стали ездить по монастырям, а в настоящее время мать ребенка уже стала настоящей христианкой, то есть от пагубной мирской суеты обратилась к вере, встала на путь спасения. Вот это и есть самое главное.

Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Мы потому здесь переносим страдания и скорби, что не для этой жизни созданы». Воистину, мы сотворены для Царствия Небесного, но по своему неразумию привязываемся к временному миру и его обманчивым благам, забывая о подлинной цели нашего существования…

Вы спрашиваете, наказание это Божие или благословение? Вспомним такой пример. Один христианин всю жизнь нес тяжелый крест. Он умер, и его душе надлежало перейти через пропасть. И длины креста как раз хватило, чтобы проложить его от одного края обрыва до другого и с его помощью попасть в Царство Небесное. Так и Елене, если она понесет свой крест терпеливо, благодушно, с благодарением Господу Богу, это вменится в подвиг благочестия во спасение.

К тому же, из тех благостных плодов, какие произвела эта скорбь, по крайней мере, на одного из супругов, видно, что она – не наказание, а ЛЕКАРСТВО Божие. А врач, когда лечит, порой причиняет страждущему боль, но после выздоровления тот бывает благодарен своему спасителю.

Наш всероссийский старец, архимандрит Кирилл (Павлов) в одной из своих проповедей сказал: «Души скорбящие, терпеливо несущие свой крест, – это любимые дети Божии, и Господь всегда с ними. Они идут как бы предшествуемые Самим Спасителем, Который часто обращает на них Свой любящий взор. Ради духовного нашего исцеления, для нашей же пользы попускает нам скорби и испытания милостивый Господь». Потому такая судьба — не проклятье, а избрание Божие, дар Его великой любви.

Нужно ли добиваться улучшения в состоянии сына при помощи лекарств и разных методик или предаться в волю Божию? Здесь лучше поступить, как советуют святые отцы. Святитель Феофан Затворник пишет: «А лекарств разве не употребляете? И то, и другое нужно употреблять: и Божеское, и человеческое... И в человеческих средствах есть действие целебное от Бога. По сей вере и человеческое переходит в Божеское... или Божеское приходит чрез человеческое». То есть можно использовать все доступные средства лечения, но успеха ждать только от Бога. Можно просить Его об улучшении, но в конце молитв прибавлять: «Не моя, а Твоя воля, Господи, да будет». И даже если положительных изменений не последует, то не роптать, а принять это с верой и благодарением.

Что касается смысла жизни таких детей, то он глубок и до конца непостижим. Однако отчасти мы уже об этом сказали: первый смысл – это спасение родителей. Другой смысл поясню на примере. Один из декабристов-масонов, Кондратий Рылеев (1795-1826), во младенчестве тяжело заболел и был при смерти. Мать его горячо, исступленно молилась о выздоровлении сына. Тогда в видении ей была показана его судьба в том случае, если он останется жив: участие в антигосударственном мятеже и казнь через повешение.

Но даже после этого неразумная мать настаивала на исполнении своего желания. И Господь дал здравие младенцу, он пошел на поправку. По мере того, как сын взрослел, стало сбываться всё, что было открыто матери в видении: тайные сходки, участие в заговоре декабристов, подавление мятежа и наконец — позорная казнь через повешение. Лишь пережив все эти события, мать вразумилась и приняла свою потерю без ропота, с покаянием. Только тогда она осознала, что ее сыну, для спасения, конечно, было бы лучше предстать Богу в тот час, который Он Сам изначально определил, – с чистой младенческой душой, не запятнанной столь тяжкими грехами.

Господь наш Всеведущий. Он знает будущее каждого человека и направляет нас ко спасению. Нельзя исключать того, что и в вашем случае, если бы ребенок родился здоровым, то мог бы уклониться на неправедный путь: стал бы наркоманом или преступником, добивался бы власти и богатства, употребляя свое здоровье во зло, на погибель души. Сейчас же это чистое дитя регулярно бывает в храме, причащается Святых Таин и на пути спасения, безусловно, опережает многих физически здоровых, но духовно искалеченных людей.

Наконец, скажем и о том, какая награда ожидает Даниила и его маму. Святой Пимен Многоболезненный наставлял, что «равную награду получает больной и служащий ему». Болящих же ожидают венцы исповедников, как свидетельствует об этом преподобный Серафим Саровский: «Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига, или даже более».

А ваша сестра Елена, если претерпит все до конца, станет на Страшном Суде Христовом одесную Бога и услышит: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо Я был болен, и вы посетили Меня (Мф. 25, 36). И последний вопрос: как не сломаться, не впасть в отчаяние? Секрет прост. Господь говорит: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5).

Без Божией помощи мы не можем благодушно перенести ни одной скорби, ни одного несчастья. И наоборот, люди, укрепляемые благодатию Святаго Духа, способны претерпевать невероятные страдания, в чем нас убеждают примеры святых мучеников. Поэтому в первую очередь надо просить у Господа душевных и телесных сил: Просите, и дано будет вам, ибо всякий просящий получает (Мф. 7, 7-8).

Источник: «Православный Крест»




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |