на главную

Преподобный Серафим Саровский: «Молитва — это непобедимая победа»

188 лет прошло с тех пор, как отошел ко Господу в вечность великий русский святой - преподобне отче Серафиме, которого 12 раз удостоила Своим посещением Сама Пресвятая Богородица. И называла Она его не иначе как «любимиче Мой», «сей от рода Нашего». И сколько бы ни прошло времени, батюшка Серафим неизменно живет в молитвах православных людей, в сердцах миллионов паломников, ежегодно притекающих в созданную и вскормленную им Дивеевскую обитель. В светлый день его памяти вспомним его живое вероучительное слово и последуем наставлениям, дивным по простоте и смиренномудрию.
•••
На жизнь нашу смотреть надобно как на свечу, делаемую обыкновенно из воска. Воск — это наша вера, светильня — надежда, а огонь — любовь, которая все соединяет вместе. Свеча дурного качества издает смрад при своем горении — так смрадна в духовном смысле и жизнь грешника пред Богом. А потому, глядя на горящую свечу, когда стоим в Божием храме, вспомним течение нашей жизни. Ибо, как тает свеча, так с каждою минутою умаляется и жизнь наша, приближая нас к концу. Эта мысль поможет нам менее развлекаться в храме, усерднее молиться и стараться, чтобы жизнь наша пред Богом была похожа на свечу из чистого воска, не издающую смрада.
•••
Проклят всяк, творящий дело Божие с небрежением… Есть такие, которые, кажется, хорошо читают, но не понимают смысла. Многие есть и такие, которые говорят, что были у обедни, и льстят себя ложною надеждою, что они действительно были, а в самом-то деле где скитался их ум? Они только телом были в храме Божием.
•••
Горе тому, кто одно слово Писания убавит или прибавит. Наша Церковь не имеет никакого порока; горе тому, кто дерзнет внести какие-нибудь изменения в Богослужение и Уставы той Церкви, которая есть «столп и утверждение Истины» и о которой Сам Спаситель сказал, что даже врата ада не одолеют ее, то есть она пребудет неизменно до конца — до Второго Пришествия. Следует снабдить душу познаниями о Церкви, как она от начала доселе сохраняется, что терпела в то или другое время.
•••
Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в руках наших, как орудие для стяжания благодати. Захотели бы вы, например, в церковь сходить, да либо церкви нет, либо служба отошла. Захотели бы нищему подать, да нищего нет либо нечего дать. Захотели бы другую добродетель ради Христа сделать, да случая сыскать не можно. А до молитвы это никак не относится. На нее всякому и всегда есть возможность — и богатому, и бедному, и знатному, и простому, и сильному, и слабому, и здоровому, и больному, и праведнику, и грешнику.

Вот как молитесь: Господи, сподоби мне умереть христианскою кончиною, не остави меня, Господи, на Страшном суде Твоем, не лиши Царствия Небесного. Царица Небесная, не остави меня!

Великое средство ко спасению — вера, особенно непрестанная сердечная молитва. Пример нам — святой Моисей пророк. Он, ходя в полках, безмолвно молился сердцем, и Господь сказал ему: «Моисее, Моисее, что вопиеши ко Мне?» Когда же он воздвигал руки свои на молитву, то побеждал Амалика… Вот что есть молитва! Это непобедимая победа! Святой пророк Даниил говорит: «Лучше мне умрети, нежели оставить молитву на мгновение ока». Уединение и молитва — великие средства к добродетели. Очищая ум, они делают его прозорливым.
•••
Бог все наказания посылает именно за то, что люди ныне, презирая Уставы Святой Церкви и следуя язычникам, нарушают не только среду и пяток, но и самые посты, и праздники, и все нарушают. А пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало. Неразумен тот постник, который дожидается определенного часа трапезы и весь предается ненасытному вкушению и телом, и умом.

В рассуждении пищи должно наблюдать и то, чтобы не разбирать между снедями вкусными и невкусными. Это дело свойственно животным, а в разумном человеке недостойно похвал. Отказываемся же мы от приятной пищи для того, чтобы усмирить воюющие члены плоти и дать свободу действиям духа. Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел съесть, отдать алчущему :«Блаженни алчущии, яко тии насытятся» (Мф. 5,6).

Говоря о будущем и всеобщей слабости к концу рода человеческого, батюшка Серафим не приказывал изнурять себя непосильными ныне подвигами поста по древнему обычаю, но более всего велел бежать, как от огня, и храниться от главнейшего — уныния.
•••
Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву. Мы должны стараться быть свободными от помыслов нечистых, особенно когда приносим молитву Богу. Ибо нет единения между смрадом и благовонием. Для сего нужно отражать первое нападение греховных помыслов и движений и рассеивать их от земли сердца нашего. Особенно же нужно сокрушать три страсти: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, — которыми ухищрялся диавол искусить даже Самого Господа Иисуса Христа в конце подвигов Его в пустыне.
•••
«Радость моя! — говорил батюшка Серафим. — Молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя!» Что значит — «стяжать мирный дух»? Ведь вы разумеете, что значит стяжание денег? Так все равно и стяжание Святого Духа. Это значит, надо привести себя в такое состояние, чтобы дух наш ничем не возмущался. Надобно быть совершенно глухому и слепому при всех скорбях, клеветах, поношениях и гонениях, которые неминуемо приходят ко всем желающим идти спасительными путями Христовыми. Ибо многими скорбями подобает нам войти в Царство Небесное.

Для того же чтобы дать духу нашему свободу возноситься туда и питаться от сладчайшей беседы с Господом, нужно смирять себя непрестанным бдением, молитвою и памятованием Господа. «Я, убогий Серафим, для сего прохожу Евангелие ежедневно: в понедельник читаю от Матфея, с начала до конца; во вторник — от Марка; в среду — от Луки; в четверток — от Иоанна; в последние же дни разделяю Деяния и Послания апостольские; и ни одного дня не пропускаю, чтобы не прочитать Евангелие и Апостол. Через это не только душа моя, но и все тело услаждается, что я беседую с Господом, содержу в памяти моей жизнь и страдания Его и день и ночь славословлю и благодарю Искупителя моего за все Его милости, изливаемые к роду человеческому и ко мне, недостойному».

Подготовила Ирина Ильинская




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |