7/20 января Православная Церковь празднует Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Чтобы глубже осмыслить его житие и события церковной истории, связанные с ним, прочтем отрывок из праздничного поучения к этому дню протоиерея Григория Дьяченко.
"С первого взгляда жизнь Иоанна Предтечи кажется неподражаемою по своей высоте и исключительности его положения. Но вникнем ближе и найдем, что и сему великому избраннику Божию мы можем подражать. II.
а) Св. Иоанн Предтеча избирается от чрева матери своей. Его зачатие предвозвещается, его будущее служение предсказуется, равно как и слава, его ожидавшая в благодатном царстве. Вот черта, кажущаяся более всех далекою от нас, которая однакож более всех близка к нам. Не дивитесь, если скажу, что мы все, христиане, избраны от чрева матерня, нам предвозвещено и назначение наше, и слава, ожидающая нас.
Ап. Павел говорит, что Бог избрал нас во Христе еще прежде сложения мира быти нам святыми и непорочными пред Ним в любви (Еф. 1, 4. 11), и чрез то наследниками вечного живота. – То, что мы родились от христианских родителей, и тотчас чрез крещение соделались христианами, это первая к нам милость Божия – избрание нас быть причастниками благодати Христовой и уготованных нам благ вечных.
Вот подобие св. Иоанну в избрании! Поревнуем же быть ему подобными и в оправдании избрания. Он явил себя именно таким, каким был избран. Явим и мы себя такими, какими быть избраны, к чему и св. апостол приглашает: «потщитеся, братие, известно ваше звание и избрание творити» (2Петр. 1, 10).
б) Св Иоанн Предтеча удаляется в пустыню на воспитание и приготовление к своему служению. Это вам урок, родители и воспитатели! – Скажете: неужели же и нам надо уходить с детьми своими в пустыню?! Нет, не в пустыню уходить надо вам, а необходимо устраниться от всех противо-христианских обычаев и удалить своих детей от зловредного их влияния. Ибо и св. Иоанн был удален промышлением Божиим в пустыню с тою целию, чтоб там возрасти совершенно в новых правилах и началах без примеси старых порядков иудейских.
Христианин – младенец в крещении - получает семя новой благодатной жизни. Дух мира и обычаи его совершенно противоположны этой жизни. Устраните же от них новокрещенное дитя, чтоб они, как терния и волчцы, не подавили в нем ростка иной жизни. Если устроите так, это будет для него пустынею. И держите его в ней, пока он укрепится и соделается способным выйти на делание по своему назначению, держите под влиянием церковноблагодатной среды, однородной с ростком жизни дитяти – христианина.
Пусть не слышит и не знает он других песней, кроме песней христианских. Пусть не видит и потом не воображает других ликов и видов, кроме церковных. Пусть не знает других жизнеописаний, кроме житий святых, других мест посещения, кроме церкви, других речей, кроме тех, кои к назиданию служат и проч. Проведши воспитание в сей среде, он потом, и выступив на дело, будет действовать не иначе, как в том же духе, и след. соответственно своему избранию.
в) Возвышенный на дело, св. Иоанн Предтеча совершает его со всем усердием, не щадя живота, не зря на лице, не увлекаясь сомнением. Этот урок прост и всеми, хотя и не хотя исполняется, хотя, может быть, не вполне совершенно. Избрал себе род жизни, дело или службу, – смотри же, действуй в нем добросовестно, по всему, как требует закон Божий, совестный, житейский и гражданский; не криви душею, – ни в малом, ни в великом, а иди прямо. Слуга ли ты – служи, как следует; ремесленник ли – ремесленничай по совести; торгуешь ли – торгуй по правде; чиновник ли – чиновничествуй как тебе указано, и проч., – во всем имея в виду благо ближняго и славу Божию.
Сие указывает и св. Иоанн, давая разного рода лицам свои особыя наставления.
Когда собрался около него народ и спрашивал, что ему делать, – он отвечал: «имеяй две ризы да подаст неимущему: и имеяй брашна, такожде да творит» (Лук. 3, 11), – т. е., помогайте друг другу, кто чем может.
Спрашивали его мытари, что им делать, и он сказал им, а в лице их всем берущим на себя какие-либо правительственныя служения: «ни что же более от повеленного вам творите» (Лук. 3, 13).
Спрашивали воины, – и он заповедал им: «никого же обидите» – «и довольни будите оброки своими» (Лук. 3, 14), и проч.
Верно, всякая должность, и всякое звание и служение получили от него свой урок, в знак того, что во всяком из них есть образ действования, требуемый Богом и угодный Ему.
г) За нелицеприятное обличение неправды св. Иоанн заключается в темнице, и там обезглавливается злобною лестию жены во время пира и плясок, обезумивших всех. За то он прославлен на небе и славится во всем христианском мире на земле, а виновники смерти его и здесь наказаны (они были сосланы в ссылку, где бедно жили и бедственно померли), и в другой жизни, конечно, будут страдать вечно.
Так, какого бы ни был ты звания, состояния, образа жизни и занятий, не бойся, когда, делая добросовестно дело свое, встретишь препятствия, скорби, притеснения, потери, и даже опасности жизни. Пусть злоба восторжествует: есть око всезрящее, и есть праведное воздаяние каждому по делу. Жизнь эта коротка, и потери ее коротки; а другая жизнь без конца.
Малою и кратковременною потерею стяжать вечный покой, – какая славная цена и какое привлекательное приобретение! «Недостойны страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас» (Рим, 8,18), говорит апостол. А что хотящии благочестно жити гонимы бывают, то закон здешней жизни, среди неправедного мира. И Господь страдал, и все апостолы, и все святые, в большей или меньшей степени. «Толик убо имуще облежащ нас облак свидетелей», мучеников и страдальцев, с «терпением да течем на предлежащий нам подвиг взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса» (Евр. 12. 1, 2).
III. Вот черты для подражания из жизни св. Иоанна. Бери всякий, что можешь, и вводи в свою жизнь. Тем только окажешь истинное почитание св. Предтече и Самому Богу, и совершишь ему угодное, и для нас спасительное.
(Извлеч. в сокр. из слова Феофана, епископа Тамбовскаго).
Источник: Прот. Григорий Дьяченко. Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах.
+++
И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Почему праздник в честь одного святого называется собор? Разве собор - это не когда много святых, например, собор 12 апостолов? На вопрос, который часто задают православные, отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
- В Православной Церкви на следующий день великих Господских и Богородичных праздников есть обычай вспоминать святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Например, на следующий день после Рождества Христова отмечается Собор Пресвятой Богородицы, а на следующий день после Крещения Господня - Собор святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня.
В данном случае слово "собор" имеет другое значение: не то, что мы вспоминаем многих святых, а то, что верующие собираются в храме, чтобы вместе, соборно совершить богослужение в честь прославляемых святых. И сегодня в храмах прошли литургии в честь святого Иоанна Предтечи, который послужил великому делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя.
"С первого взгляда жизнь Иоанна Предтечи кажется неподражаемою по своей высоте и исключительности его положения. Но вникнем ближе и найдем, что и сему великому избраннику Божию мы можем подражать. II.
а) Св. Иоанн Предтеча избирается от чрева матери своей. Его зачатие предвозвещается, его будущее служение предсказуется, равно как и слава, его ожидавшая в благодатном царстве. Вот черта, кажущаяся более всех далекою от нас, которая однакож более всех близка к нам. Не дивитесь, если скажу, что мы все, христиане, избраны от чрева матерня, нам предвозвещено и назначение наше, и слава, ожидающая нас.
Ап. Павел говорит, что Бог избрал нас во Христе еще прежде сложения мира быти нам святыми и непорочными пред Ним в любви (Еф. 1, 4. 11), и чрез то наследниками вечного живота. – То, что мы родились от христианских родителей, и тотчас чрез крещение соделались христианами, это первая к нам милость Божия – избрание нас быть причастниками благодати Христовой и уготованных нам благ вечных.
Вот подобие св. Иоанну в избрании! Поревнуем же быть ему подобными и в оправдании избрания. Он явил себя именно таким, каким был избран. Явим и мы себя такими, какими быть избраны, к чему и св. апостол приглашает: «потщитеся, братие, известно ваше звание и избрание творити» (2Петр. 1, 10).
б) Св Иоанн Предтеча удаляется в пустыню на воспитание и приготовление к своему служению. Это вам урок, родители и воспитатели! – Скажете: неужели же и нам надо уходить с детьми своими в пустыню?! Нет, не в пустыню уходить надо вам, а необходимо устраниться от всех противо-христианских обычаев и удалить своих детей от зловредного их влияния. Ибо и св. Иоанн был удален промышлением Божиим в пустыню с тою целию, чтоб там возрасти совершенно в новых правилах и началах без примеси старых порядков иудейских.
Христианин – младенец в крещении - получает семя новой благодатной жизни. Дух мира и обычаи его совершенно противоположны этой жизни. Устраните же от них новокрещенное дитя, чтоб они, как терния и волчцы, не подавили в нем ростка иной жизни. Если устроите так, это будет для него пустынею. И держите его в ней, пока он укрепится и соделается способным выйти на делание по своему назначению, держите под влиянием церковноблагодатной среды, однородной с ростком жизни дитяти – христианина.
Пусть не слышит и не знает он других песней, кроме песней христианских. Пусть не видит и потом не воображает других ликов и видов, кроме церковных. Пусть не знает других жизнеописаний, кроме житий святых, других мест посещения, кроме церкви, других речей, кроме тех, кои к назиданию служат и проч. Проведши воспитание в сей среде, он потом, и выступив на дело, будет действовать не иначе, как в том же духе, и след. соответственно своему избранию.
в) Возвышенный на дело, св. Иоанн Предтеча совершает его со всем усердием, не щадя живота, не зря на лице, не увлекаясь сомнением. Этот урок прост и всеми, хотя и не хотя исполняется, хотя, может быть, не вполне совершенно. Избрал себе род жизни, дело или службу, – смотри же, действуй в нем добросовестно, по всему, как требует закон Божий, совестный, житейский и гражданский; не криви душею, – ни в малом, ни в великом, а иди прямо. Слуга ли ты – служи, как следует; ремесленник ли – ремесленничай по совести; торгуешь ли – торгуй по правде; чиновник ли – чиновничествуй как тебе указано, и проч., – во всем имея в виду благо ближняго и славу Божию.
Сие указывает и св. Иоанн, давая разного рода лицам свои особыя наставления.
Когда собрался около него народ и спрашивал, что ему делать, – он отвечал: «имеяй две ризы да подаст неимущему: и имеяй брашна, такожде да творит» (Лук. 3, 11), – т. е., помогайте друг другу, кто чем может.
Спрашивали его мытари, что им делать, и он сказал им, а в лице их всем берущим на себя какие-либо правительственныя служения: «ни что же более от повеленного вам творите» (Лук. 3, 13).
Спрашивали воины, – и он заповедал им: «никого же обидите» – «и довольни будите оброки своими» (Лук. 3, 14), и проч.
Верно, всякая должность, и всякое звание и служение получили от него свой урок, в знак того, что во всяком из них есть образ действования, требуемый Богом и угодный Ему.
г) За нелицеприятное обличение неправды св. Иоанн заключается в темнице, и там обезглавливается злобною лестию жены во время пира и плясок, обезумивших всех. За то он прославлен на небе и славится во всем христианском мире на земле, а виновники смерти его и здесь наказаны (они были сосланы в ссылку, где бедно жили и бедственно померли), и в другой жизни, конечно, будут страдать вечно.
Так, какого бы ни был ты звания, состояния, образа жизни и занятий, не бойся, когда, делая добросовестно дело свое, встретишь препятствия, скорби, притеснения, потери, и даже опасности жизни. Пусть злоба восторжествует: есть око всезрящее, и есть праведное воздаяние каждому по делу. Жизнь эта коротка, и потери ее коротки; а другая жизнь без конца.
Малою и кратковременною потерею стяжать вечный покой, – какая славная цена и какое привлекательное приобретение! «Недостойны страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас» (Рим, 8,18), говорит апостол. А что хотящии благочестно жити гонимы бывают, то закон здешней жизни, среди неправедного мира. И Господь страдал, и все апостолы, и все святые, в большей или меньшей степени. «Толик убо имуще облежащ нас облак свидетелей», мучеников и страдальцев, с «терпением да течем на предлежащий нам подвиг взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса» (Евр. 12. 1, 2).
III. Вот черты для подражания из жизни св. Иоанна. Бери всякий, что можешь, и вводи в свою жизнь. Тем только окажешь истинное почитание св. Предтече и Самому Богу, и совершишь ему угодное, и для нас спасительное.
(Извлеч. в сокр. из слова Феофана, епископа Тамбовскаго).
Источник: Прот. Григорий Дьяченко. Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах.
+++
И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Почему праздник в честь одного святого называется собор? Разве собор - это не когда много святых, например, собор 12 апостолов? На вопрос, который часто задают православные, отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
- В Православной Церкви на следующий день великих Господских и Богородичных праздников есть обычай вспоминать святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Например, на следующий день после Рождества Христова отмечается Собор Пресвятой Богородицы, а на следующий день после Крещения Господня - Собор святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня.
В данном случае слово "собор" имеет другое значение: не то, что мы вспоминаем многих святых, а то, что верующие собираются в храме, чтобы вместе, соборно совершить богослужение в честь прославляемых святых. И сегодня в храмах прошли литургии в честь святого Иоанна Предтечи, который послужил великому делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя.