на главную

Завещание святителя Марка Ефесского: "Чтобы не приближались еретики и изменники даже к могиле моей"

1 февраля православные христиане совершают память святителя Марка Ефесского (1392-1444), одного из последних великих византийских богословов, выдающегося защитника чистоты Восточного православия в борьбе против унии с Западной Римской церковью. В настоящее время имя святителя Марка особенно часто упоминается в православных изданиях. В условиях современной России его жизненный пример стал очень востребован, поскольку общая ситуация в нашей стране схожа с той, что сложилась в начале XV века в Византийской империи. Со всех сторон окружали ее турки-османы, рвали на части, грозили стереть с лица земли...

Вот и сегодня Россия в кольце врагов. Они ведут против нее войну скрытую и явную: оказывают военно-политическое давление, устанавливают жесткие экономические санкции, подрывают культуру, образование, здравоохранение, духовно разлагают народ. Все деньги мира брошены сегодня против России как последнего оплота православной веры.

Можно ли, с духовной точки зрения, противостоять этому мощному напору внешних «санкций»? Можно. И нужно! История учит, что бывали времена еще трудней, но Церковь Христова устояла, и выжила, и всегда давала народу силу на одоление врагов. Один из ярчайших примеров тому — житие святителя Марка Ефесского. Перелистаем кратко эти страницы.

УПАДОК ВЕЛИКОЙ ИМПЕРИИ
Ему суждено было родиться в переломное время мировой истории – в годы упадка Византийской империи. Константинополь, столица её, еще держался, но со всех сторон был окружен турками. Власть византийского императора, когда-то владевшего огромными территориями, теперь простиралась лишь на столицу и ее предместья. Своими силами противостоять натиску захватчиков умирающая империя уже не могла. Многие вельможи свою последнюю надежду возлагали на Римскую Церковь, которая могла в короткое время собрать войско рыцарей-крестоносцев и отбить натиск турок.

Но поможет ли Рим? Ведь уже более 300 лет христианство было разделено страшным духовным расколом: Византия хранила истину вероучения, установленную с апостольских времен, а гордый Рим отпал от нее, создав свою ветвь. Так христианство разделилось на западное и восточное.

ЮНОСТЬ — ВРЕМЯ СТАНОВЛЕНИЯ
И вот на изломе эпох Промыслом Божиим был послан в мир великий светильник веры и несгибаемый борец за истину — святитель Марк Ефесский. Он прожил короткую жизнь, всего 52 года. Первая половина ее была порой становления, а вторая сгорела в вихре напряженной борьбы. Родился он в богатой, знатной семье. Его отец занимал высокую должность в Константинопольской Церкви и заведовал всеми ее финансовыми делами. Мать была дочерью врача. Родители ничего не жалели для сына.

Благодаря врожденному уму и крайней старательности мальчик преуспевал в науках, а потом продолжил обучение у лучших учителей Византии. В молодые годы он уже сам стал наставником, к которому стекался весь цвет столичной молодежи. Его приметил император и приблизил к себе, назначив своим советником и редактором писаний. Все пророчили ему блестящую придворную карьеру, но он выбрал иной путь.

Его не влекла ни роскошь двора, ни высота государственной власти. Свободное время он проводил в храме и за чтением святоотеческих книг, а в 26 лет резко изменил свою жизнь — принял постриг и покинул столицу. Начался долгий путь монашеского восхождения...

ПРИЗЫВ НА СЛУЖБУ ОТЕЧЕСТВУ

Он жаждал тишины и молчания, но Господь приуготовил ему поприще острейшей духовной борьбы. В 45 лет ему пришлось выйти из стен обители: византийский император сам призвал его и содействовал скорому возведению монаха в сан епископа. Святитель Марк принял это высокое архиерейское достоинство единственно для того, чтобы помочь удержать Церковь от совращения, в которое влекли ее новореформаторы.

Цитата в тему
Не нашествие искушений, но слабость духа производит страх. (Свт. Иоанн Златоуст)


Император сразу включил его в состав делегации Восточной империи, собиравшейся в Италию на собор епископов всех христианских церквей. Он надеялся, что глубокие знания и ораторские способности Марка позволят примирить Церковь Рима и Константинополя. Ученый монах, знающий все тонкости византийской политики, мог сослужить добрую службу и православной вере, и своему Отечеству.

ДВА ГОДА ДЛИЛСЯ ЛЖЕСОБОР…

Святитель Марк собирался в Италию, исполненный надежд на то, что раскол будет преодолен. Стоит только объяснить римлянам их заблуждения в догматах, и они сами склонятся к истине. Он писал: «Ибо доселе мы имели веру, ни в чем не имущую недостатка, и не нуждаемся в соборе... для того, чтобы научиться чему-то новому... Пусть никто не властвует в вере нашей: ни царь, ни архиерей, ни лжесобор, ни иной кто, но только — Единый Бог, Который Сам через Своих учеников передал нам ее».

Однако вышло иначе. Ни пламенные речи, ни тончайшие богословские доводы и заключения, ни многочисленные трактаты и воззвания святителя Марка к собратьям не возымели действия. Восточной делегации не удалось склонить латинян на свою сторону. Более того, те перешли в решительное наступление.

Долгих два года длился этот собор (1437-1439)! Сначала заседания шли в итальянском городе Ферраре, а потом были перенесены во Флоренцию. Она и стала тем местом, где латиняне сбросили свои маски в обращении с православными греками. Те оказались в тяжелом положении: измученные, страдающие от насмешек, лишений и притеснений, они не имели средств даже для возвращения на родину.

Латиняне фактически предлагали им «продать» основные догматы православной веры в обмен на щедрую финансовую помощь и обещание направить против турок крестовый поход. Под влиянием этих обстоятельств распалось единство греческих епископов, делавшее их сильными в Ферраре.

Если поначалу они были настроены сохранить православие во всей чистоте, то к концу собора стали искать компромиссы и всё более склонялись принять заключительную унию с Римом. В итоге нововведения западных епископов были признаны «правомочными» с той лишь оговоркой, что Восточные церкви не станут вводить их у себя. 6 июля 1439г. греческая делегация, включая императора, подписала унию.

Когда римскому папе с торжеством представили акт, он спросил:
— А подписал ли Марк?
Узнав о том, что его подписи нет, с горечью воскликнул:
— Итак, мы ничего не сделали!
Марк Ефесский стал единственным из числа всех греческих иерархов, кто не признал этот ложный союз Церквей, справедливо полагая, что предательством истины нельзя обрести помощь Божию ни в каком деле, тем более — в обороне страны от врага.

БЕЗРАДОСТНАЯ ВСТРЕЧА НА РОДИНЕ


1 февраля 1440г. греческая делегация вернулась из Италии в Константинополь. Встреча на родине была безрадостной. На берегу собрался народ и задал главный вопрос: «Победили ли мы?» С великой скорбью, поникнув головой, отвечали священноначальники:
— Нет! Продали мы веру нашу, променяли благочестие на нечестие, изменили Святым Дарам...
Какие страшные слова! Не дай Бог никому никогда произнести их. Однако дальше случилось непредвиденное: сам народ не желал признавать позорную унию.

«Решения, принятые на соборе во Флоренции, не имели никакого значения, — пишет византолог Г.А.Острогорский. — Народ со страстным фанатизмом восстал против этих постановлений. И в то время, как все увещания сторонников унии игнорировались, пламенные проповеди святителя Марка везде находили восторженный отклик».

В итоге вокруг него сплотилась многочисленная партия единомышленников. Многие епископы, дрогнувшие было духом и подписавшие предательский документ, принесли покаяние и взяли свои подписи обратно. Святителя Марка поддержали и монастыри, имевшие большое духовное влияние на народ.

КАК ПРИНЯЛИ УНИЮ В РОССИИ?
Интересно то, что на Руси уния Восточной церкви с Западной была сразу отвергнута, хотя митрополит Исидор (грек, назначенный из Константинополя главою Русской Церкви) тоже подписал ее. Вернулся он в Москву уже в сане кардинала как посланник папы римского и с католическим крестом на груди. На первой же литургии он вознес имя папы как главы Церкви и зачитал решение Флорентийского собора.

Эта весть ввергла народ в столбняк! Первым опомнился великий князь Василий II. Он назвал Исидора «лютым волком, лжепастырем, губителем душ». И тому ничего не оставалось делать, как бежать назад к папе. Вот с тех пор подвиг святителя Марка Ефесского, одинокого борца, устоявшего в истине, стал особо почитаем на Руси.

«Я ОТВРАЩАЮСЬ ОТ ЛАТИНСКИХ ДОГМАТОВ»
По возвращении с собора он на два года был заточен в крепость, но не переставал вести переписку и по-прежнему резко критиковал унию, призывал народ крепко держаться православного вероучения. К осени 1442г. он был освобожден, вернулся в Константинополь и добился-таки перелома в отношении к союзу с латинянами: «Подъяв многие труды и из обманутых там одних вновь обратив, в том числе и самого царя».

Скончался свт. Марк в 1444г. в Константинополе после тяжелой болезни. Вокруг одра его собрались ученики и близкие люди. Умирая, он оставил завещание, чтобы ни изменник Патриарх, ни кто-либо иной из его приспешников, подписавших унию, не приходил на погребение и не участвовал в заупокойных богослужениях:

— Насколько дальше я отстою от него, настолько ближе бываю к Богу и всем святым. И как в течение всей моей жизни я был в разделении с теми, так и во время отшествия моего, да и после моей смерти, я отвращаюсь от общения с ними и клятвенно заповедую, чтобы никто из них не приближался ни к моему погребению, ни к могиле моей. Я свидетельствую пред многими находящимися здесь достойными мужами, что никоим образом не хочу и не принимаю ни бывшей унии, ни латинских догматов. Я ухожу из жизни и не уношу ничего, кроме своего православия...

Так до последнего дыхания он остался непобежденным. Его исповедническая стойкость принесла плоды: спустя 6 лет после его кончины, в 1450г., в присутствии трех Восточных Патриархов уния была разорвана, сторонники ее объявлены предателями, а святителю Марку были возданы почести как борцу за чистоту веры.

Всей бурной жизнью своей он опроверг известную пословицу: один в поле не воин. Воин! Да ещё какой сильный, если вооружен истиной Священного Писания и великой помощью Божией.


…Прошло несколько десятилетий, и Константинополь пал под натиском войск турецкого султана. Уния с Римом не помогла спасти умирающую Византийскую империю — измена вере всегда наказуема. Последовали тяжелые годы жизни в турецком плену, но ученики святителя Марка, подражая учителю, твердо хранили основы православия...

В 1734г. он был причислен к лику святых. Его подвиг стал ободряющим примером для всех подвижников, коим приходится в одиночку отстаивать истину, не соглашаясь на измену под давлением большинства.

...Вот какой яркий пример светит нам из глубины веков! Да поможет он нам сегодня укрепиться духом и не дрогнуть в суровый час, не идти на примирение ни с какими ложными догматами и до последнего дыхания хранить верность Господу Иисусу Христу. 

Татьяна Иванова




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |