на главную

Преподобный Максим Исповедник: "Буди верен даже до смерти"

21 января (3 февраля) Православная Церковь вспоминает еще одного неустрашимого борца за истину Православия - преподобного Максима Исповедника (580–662). Всею жизнью своею исполнил он главный завет Христов: "Буди верен даже до смерти". Высокопоставленный придворный, образованный монах, один из выдающихся писателей-богословов своего времени, он прожил долгую жизнь, полную страданий и гонений, но ни в чем не погрешил против истины Православного вероучения и наставил на путь верного служения Богу многих колебавшихся и сомневавшихся.

О детстве его известно немного. Он принадлежал к знатной, богатой фамилии, малой родиной его был Константинополь. Вероятное время его рождения датируется 580 годом. Он был крещен в раннем возрасте и с детства воспитывался в духе строгого следования Закону Божию. Родители его, благочестивые Иоанн и Анна, относились к сыну с любовью, но содержали в строгости, оберегая от ребяческого озорства. Они дали ему разностороннее образование, в искусстве речи он превосходил всех своих сверстников, и в знании философии ему не было равных. При этом он принимал науку философию не слепо, но благоразумно и критично.

Несмотря на благородное происхождение и образованность, он был не только весьма добродетельным, но и на удивление скромным. С такими способностями и чертами характера человеку трудно остаться в безвестности. Император Ираклий увидел в нём хорошего помощника, призвал его к себе и назначил первым секретарем при своей канцелярии. Многие могли только мечтать о такой высокой должности. Преп. Максим легко схватывал царские повеления, умел быстро оценить и записать важную информацию и сам нередко давал людям полезные советы. Император дорожил таким помощником, и вскоре Максим достиг большого влияния при дворе.

Между тем придворная пышность, слава и почёт совсем не влекли его - больше всего он ценил любомудрие. В то время получила распространение новая ересь – монофелитство. Монофелиты утверждали, что во Христе одна воля и одно действие Божеское, человеческой же воли и человеческой деятельности в Нем не признавали. Эта ересь была тем опасней, что имела внешнюю привлекательность и поддерживалась высшей церковной и государственной властью.

До тех пор, как она осуждена была на VI Вселенском Соборе в 1680-1681 гг., к ней успели приобщиться несколько Патриархов, множество епископов и священников. Будучи всей душой предан Православию, преп. Максим не желал участвовать в ереси. Неожиданно для всех окружающих он отказался от придворной должности и поступил в Хрисопольскую обитель, где предался молитвам и подвигам.

Со временем братия стали относиться к нему так почтительно, что решили избрать его своим игуменом. Он никогда не стремился к славе, по смирению считал себя недостойным, как мог противился, но по неустанности просьб братий - согласился. Понимая, что должен являть братиям пример, преподобный Максим ещё больше увеличил свои подвиги. Более десяти лет провел он в обители, а потом оставил ее - по причине усиления влияния еретиков-монофелитов.

Позднее, в 626 году, когда угрожали войной персы и авары, преп. Максим жил на Крите, на Кипре, в Северной Африке, в Риме. Блестящий проповедник, он всюду отстаивал основы Православной веры, проводил диспуты с монофелитскими архиереями, много работал над богословскими трудами, вел обширную переписку с разными лицами, наставлял людей устным словом, поддерживал деятельность Римского папы Иоанна IV, направленную против еретиков, был в числе главных инициаторов созыва Поместного Собора. И всюду проявлял себя как ревностный, пылкий и мудрый борец за веру Христову.

В деле противодействия еретикам он имел огромный авторитет. К его слову прислушивались и миряне, и иереи, и епископы. В 646 году Максим Исповедник оказался в Риме - и вновь на острие борьбы с ересью. Папа Феодор находился с Максимом в доверительных отношениях. Однажды Максиму пришлось заступаться за главу Римской Церкви, сглаживая допущенное им неосторожное высказывание по поводу исхождения Святого Духа и от Сына. Тогда Максим нашёлся сказать, что поскольку папа Феодор признаёт Единое Начало в Пресвятой Троице исключительно за Отцом, постольку не следует воспринимать его выражение как злохудожное. Это заступничество вызвало в адрес Максима немало критических возгласов со стороны греческих богословов.

Хорошо складывались отношения преподобного Максима и с преемником Феодора, папой Мартином. Папа Мартин, как и Максим Исповедник, старался использовать каждую возможность, всё свое влияние для противодействия распространению монофелитства. С целью опровержения ереси он созвал Латеранский Собор. Существует предание, что одним из инициаторов Латеранского Собора был преподобный Максим (в числе подписей под петицией монахов к Собору его подпись фигурирует на одном из последних мест).

В 653 году Император Констант, прознав о трудах монаха Максима, воспламенился гневом и приказал доставить его в Константинополь. Он был арестован и отконвоирован в столицу Византии. В 655 году состоялся суд над блаженным старцем. Заодно с ним судили и его преданного ученика Анастасия. Преп. Максиму вменили громкие обвинения: распространение запрещённого учения, разжигание ненависти к государю, соучастие в бунтах, но по всем пунктам он дал исчерпывающий ответ и опроверг всю возведенную на него клевету.

Однако правда человеческая далеко не всегда согласуется с правдой Божией. После суда Максима отправили в ссылку, где он остался без средств к существованию, терпел унижения и лишения. Но вскоре императорский двор предпринял попытку восстановить отношения с преп. Максимом: еретики-епископы и сам император искали возможность доказать свою правоту. С этой целью к святому страдальцу явилось посольство во главе с епископом Феодосием.

Во время состоявшейся по этому случаю беседы преподобный не только не изменил убеждений, но и самих прибывших уверил в необходимости анафематствовать ересеначальников. Пораженные его твёрдостью, послы заколебались, а затем под давлением неоспоримых свидетельств вынуждены были признать за ним правоту. Покидая изгнанника, они уже не питали к нему вражды.

А через несколько дней один из послов возвратился к Максиму. По распоряжению императора, ему надлежало препроводить старца с великою честью в обитель св. Феодора в Константинополе, что и было исполнено. Там его посетили два императорских посланника, которые сказали, что из-за его упорства многие верующие не желают вступать в единение с монофелитами. Послы потребовали признать отвергнутое им учение об одной воле во Христе и пообещали, что в случае согласия его ожидают великие почести.

Несмотря на очевидную угрозу жизни, преп. Максим вновь проявил свою решимость сражаться до конца. Тогда, обуянные вспышкой животной ярости, патрикии набросились на святого и стали его избивать. Лишь вмешательство епископа Феодосия, присутствовавшего при этой расправе, умерило их пыл. Ничего не добившись, его они снова отправили старца в ссылку.

В 658 году последнюю попытку призвать преп. Максима к «смирению» предпринял Патриарх Петр. Для этого он направил к нему своих послов. В беседе с преподобным они сказали, что в случае отказа его ожидает анафематствование и смертная казнь, но он был непреклонен и вере своей не изменил.

В 662 году над ним состоялось очередное судилище. Страшные муки претерпел он на склоне лет. Сначала его подвергли жестокому бичеванию, потом отрезали язык и отсекли правую руку, чтобы больше не мог ни проповедовать, ни писать свои увещания, а потом вывели на площадь и стали водить по ней, словно злодея, крича и насмехаясь. Полуживого, истекающего кровью, его снова бросили в темницу, а потом отправили в дальнюю ссылку.

Мучительно долог и труден был его путь под конвоем. И когда достигли Грузии, страдальца раздели, отобрали последнее имущество и заточили в крепости Схимари. Незадолго до смерти преп. Максим Исповедник удостоился видения, в котором ему было открыто, когда он предстанет пред Богом. Так и произошло: в назначенный срок истинный воин Христов отошёл в Царство Небесное.

Святой преподобный Максиме Исповедниче, моли Бога о нас!

Источник:  https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |