на главную

"Храм Божий - это всегда вечность", а техника выхолащивает дух церковного богослужения

В настоящее время у православных христиан часто возникают вопросы, связанные с массовым оснащением наших храмов техническими средствами слежения и контроля, видеокамерами, скрытыми микрофонами и т.п. "Вот пришел я в древний монастырь в центре Москвы, рассказывает раб Божий Виктор, а там отовсюду светятся красные глазки видеокамер. Они установлены даже под куполом храма, в паникадиле, так, чтобы охватывать лица всех пришедших на богослужение. Мне сразу стало не по себе. Не могу молиться под надзором, пришлось уйти".

Да, картина, к сожалению, известная. На Божественной Литургии сами церковнослужители или нанятые операторы часто фотографируют прихожан, на клиросе ставят микрофоны и усилители, колонки выводят на улицу, все внутреннее пространство храма охватывают видеонаблюдением. У прихожан возникает смущение: как относиться к этому явлению? Можно ли вообще ходить в такие храмы, опутанные "сетями прогресса"? Не препятствует ли это спасению души?

«Храм Божий – это всегда вечность, – говорил в своей проповеди известный старец, архимандрит Иоанн Крестьянкин) (†2005). — В храме живет и пребывает всё, что было от сотворения мира, и что еще будет до Второго пришествия Господня. В храме всё всегда живо – и прошедшее, и настоящее, и будущее. И нет в жизни тайн, которых бы не знал храм Божий – Святая Церковь…»


Но стремительное технологическое развитие мира ставит перед верующими вопросы, сталкиваясь с которыми человек подчас теряется в раздумьях. Ведь на первый взгляд, озвучка богослужений в храмах и монастырях очень удобна. Нам говорят, что всё это делается ради прихожан. Старенькие бабушки глуховаты, мамы с плачущими детьми часто выходят из храма на улицу, пусть там из колонок слышат службу...

Но все эти соображения практического удобства неприемлемы, поскольку техника выхолащивает дух церковного богослужения. Особенно неприятно видеть, когда священники читают акафист в микрофон, как эстрадные певцы. При этом микрофон иногда посвистывает, «фонит», возникают искажения и помехи. Все это «звуковое шоу» не предназначено для наших церквей.

Исторически на Руси акустика играла важнейшую роль в строительстве храма. Наши предки имели настолько четкие знания в этой области, что возводили огромные соборы с учетом всех тонкостей акустической науки. И если, к примеру, чтеца не слышно, значит, он просто стоит не там, где ему отводилось место искусными строителями древнего собора.

«Очень часто причина стремления «озвучивать» храмы заключается в неблагоговейном поведении верующих, — говорит протоиерей Владимир Романов, клирик храма в честь св. апостола Иоанна Богослова. — Если они разговаривают, шумят, передвигаются с места на место, то действительно бывает трудно разобрать слова песнопений и молитв. Думаю, что настоятелям лучше поставить побольше дежурных, которые будут следить за порядком, останавливать шумливых и не разрешать ходить по храму во время службы. Тогда всем без исключения будет слышно».

«Обратите внимание, — дополняет историк-публицист Виктор Самарцев, — в XIX веке ни разу нигде не поднимался вопрос плохой слышимости в храмах. Тогда уже вошли в употребление граммофоны, но ни о чем подобном даже не упоминается».

А в настоящее время есть такие храмы, где установлены видеокамеры и в онлайн-режиме ведется круглосуточная трансляция. Нам говорят, что это делают ради безопасности. Если воры проникнут в храм, то все их лица и действия будут записаны на видео. Другая благовидная причина – это возможность удаленно смотреть и слушать богослужение. К примеру, человек заболел и не смог пойти на службу, но он может зайти на сайт и посмотреть эту службу в прямой трансляции.

Но мы знаем, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Мы знаем, что перед Вторым пришествием Господа нашего Иисуса Христа повсюду будут говорить «мир и безопасность» (Фес. 5, 3), а в данном случае слова о безопасности просто неуместны. Вор может надеть капюшон или маску, может отключить электричество, чтобы камера его не зафиксировала. На деле же получается так, что всякий любопытный зритель может круглосуточно наблюдать все, что происходит в храме, следить за любым прихожанином или священником».

«Литургия — это священнодействие, которое положено совершать втайне от людей некрещеных, — отмечает протоиерей Владимир Романов. — Почему диакон восклицает: «Оглашенные, изыдите»? Потому что на Литургии верных могут присутствовать только крещеные – православные христиане. Во время Святого Причастия даже Ангелы прикрывают свои лица крылами, боясь дерзкого взгляда на Тело и Кровь Господни. А что же мы имеем при прямой трансляции? Литургия верных становится всеобщим достоянием. Любой безбожник может смотреть и даже глумиться над совершаемым Таинством. Происходит некое кощунственное разбазаривание Таинства – метание бисера" (см. Мф. 7, 6).

Сегодня интернет переполнен фотографиями священников со Святой Чашей в руках. И здесь же, рядом, размещены изображения обнаженных путан и прочего сквернодействия. Подумайте: если за каждое свое слово человек даст ответ на Страшном Суде, то что будет с теми, кто, утратив всякое благоговение, делает такие снимки и выкладывает их в сеть?!

Все эти «добрые» намерения благоустроить прихожан, сделать их пребывание в храме комфортным приводят к губительным нововведениям. На примере католической конфессии можно увидеть, что латиняне издавна стремились облегчить путь спасения для своих последователей. Сначала в костёлах поставили сиденья, затем сократили службу до 30 минут, потом упразднили пост перед «причастием», сократив его до одного(!) часа, а теперь уже дошло до того, что посылают причастие по почте (прости, Господи!).

А как быстро они поставили новые технологии на службу человеку! Смотреть по интернету мессу папы римского стало уже обычным делом. Есть приложение для католиков, по которому можно исповедаться, даже не утруждая себя хождением в костел. Они уже и концерты, и дискотеки проводят в своих костелах, устраивают службы для животных(!), лишь бы как-то привлечь людей. Уже не человек служит Богу, а Бог поставлен на службу человеческому благополучию. Вот к чему привела несчастных римокатоликов дружба с мировым научно-техническим прогрессом.

А ведь Священное Писание строго говорит нам: кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (см.: Иак. 4, 4). Так что все эти озвучки и видеотрансляции в храмах в конце концов приводят к отпадению от Христа. Православные должны говорить своим отцам-настоятелям, чтобы они не увлекались этой мишурой, а более стремились к благоговению и благочинию в храме Божием, который «домом молитвы наречется» (Мф. 21, 13). А потому горе тем, кто превращает дом Божий в торгово-развлекательный центр.

Будем помнить, что Господь наш Иисус Христос изгонял из храма не только продающих, но и покупающих. Потому горе вам, если вы, хотя сами не вводите новшеств, но и не препятствуете этому. Нам дана заповедь: не участвуйте в делах тьмы! Не имейте ничего общего с теми, кто вероломно разрушает внутреннее благолепие храмов, подменяя его лицедейскими технологиями. Не фотографируйте во время богослужения, особенно на Литургии. Боритесь с новшествами и не бойтесь говорить правду. Если пострадаете за правду, то вы блаженны, заключает священник Владимир Романов».

Елена Карелина
По материалам православных сайтов




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |