на главную

Памяти трех великих святителей. Поучение "О взаимной любви и единомыслии в вере"

30 января/12 февраля Православная Церковь празднует память трех великих святителей, вселенских учителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Вот какое пояснение к этой дате приводит протоиерей Григорий Дьяченко в своем замечательном труде "Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года".

I. "В XI веке, в царствование христолюбивого императора Алексея Комнена, была великая распря в Константинополе между словеснейшими любомудрецами, пишет святитель Димитрий ростовский в своих Четьих-Минеях, в сказании о соборе трех святителей, память коих совершается ныне. Одни превозносили св. Василия Великаго, как учителя высокоглаголиваго, твердаго нравом и строгаго к согрешающим.

Другие же ставили выше его св. Иоанна Златоуста, при своем необыкновенном красноречии отличавшагося мягкосердием к согрешавшим. А третьи, наконец, выше их обоих считали Григория Богослова, красноречивейшаго в слове и глубоко понимавшаго догматы веры. В самом деле, трудно было решить, кого из этих трех великих святителей считать выше другого: каждый из них в своем роде был велик. Споры между совопросниками о величии трех святителей были жаркие и довели наконец многих из них до разделения: одни назывались василианами, другие – григорианами, а третьи – иоаннитами и видели друг в друге злейших врагов.

Оскорбительна была для памяти святителей распря между верующими из-за этих же самых святителей; тяжела была и их святым душам такая рознь между верующими. И вот, они являются славившемуся в то время благочестием и учительностию епископу евхаитскому Иоанну, сначала каждый врознь, а потом и все вместе, являются не во сне, а наяву, и заявляют единодушно:

«Мы – едино у Господа Бога нашего; в каждом из нас и не было и нет ничего такого, из-за чего стоило бы враждовать другим; нет между нами ни перваго, ни второго; если называть одного кого-нибудь из нас, то за ним следуют и два другие. И потому мы просим тебя, повели враждующим из-за нас прекратить спор и не разделяться; ибо, как во время земной нашей жизни мы заботились об единомыслии между верующими, так и теперь у нас единственная забота, чтобы был мир и единомыслие между всеми христианами в поднебесной; для этого соедини ты в один день и память о нас, передавши верующим, что все мы – едино у Бога. И мы будем по-прежнему споспешниками в вашем спасении, так как имеем некое дерзновение у Господа».

Сказавши это, святые три святителя в Божественном сиянии поднялись к небесам, называя по имени друг друга. Святитель Иоанн евхаитский сейчас поспешил известить цареградцев о бывшем ему видении, – примирил споривших и установил праздник в честь трех святителей 30-го января.

И мудро это сделал святитель Иоанн, прибавляет свт. Димитрий Ростовский, так как в январе месяце бывает память трех святителей врознь: св. Василия Великого 1-го января, св. Григория Богослова 25-го января и св. Иоанна Златоустаго, – перенесение мощей его – 27-го января; то и приличнее всего было в конце этого же месяца установить общую память в честь трех святителей, или собор их.

В этот день, 30-го января, и мы прославляем светоносную троицу святителей, трех высочайших угодников Пресвятыя Троицы. Василия называем «великим и священноявленным, церковным светилом и огненным столпом, верных» /освещающим и врагов попаляющим»; Григория называем «божественным и благоглаголивым, умом небесным, огнем высокоречия, архиереем превеличайшим»; Иоанна называем «златословом всезлатным, Христовыми устами, рекою духовных дарований» и пр. Все же вместе эти святители, как сказано выше, наши великие учители любви и единомыслия в вере.

II. Не излишен и для вас, братия, урок трех святителей с того света о единомыслии в вере. К сожалению, иногда и между вами появляются мнящиеся быть мудрыми, которые по гордости, тщеславию и по другим похотям своего сердца поднимают разные споры о вере, «не разумеюще ни яже глаголют, ни о них же утверждают», как говорит апостол (1Тим. 1, 7). При этом мы имеем в виду особенно тех жалких братий наших, которые, будучи уловлены в какую-нибудь ересь, раскол, штундизм и пр., стараются разсевать и между вами неправыя мысли о вере.

«Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего I. Христа и учению о благочестии, удаляйся от таких», пишет св. ап. Павел (1Тим. 6, 3, 5). «Глупых состязаний и споров и распрей о законе удаляйся; ибо они бесполезны и суетны. Еретика, после первого и втораго вразумления, отвращайся, зная, что таковый развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3, 9–10).

«От глупыхь и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они раждают ссоры», пишет тот же ап. Павел в послании к Тимофею. «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились» «от сети диавола, который уловил их во свою волю» (2Тим. 2, 23–26).

III. «Умоляю вас, братия», скажем и еще в заключение опять словами того же св. ап. Павла, «остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них. Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных..».

Протоиерей Григорий Дьяченко.
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года.
Книга 8, Поучение 52




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |