на главную

Сретение Господне: стоять на страже до последней минуты

2/15 февраля — один из двенадцати непереходящих праздников Православной Церкви, Сретение (встреча) Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Казалось бы, в содержании праздника всё понятно: спустя 40 дней после Рождества Младенца Христа Матерь Божия и праведный Иосиф пришли в Иерусалимский храм, чтобы по древнему закону посвятить Богу первого мальчика, родившегося в семье. Там встретил Их старец Симеон и с великим трепетом принял на руки Христа. Всем сердцем старец возблагодарил Бога за то, что дожил до этого дня, увидел Спасителя мира и после этого отошел в вечность. Такова внешняя канва евангельской истории, а внутренний смысл ее многогранен и глубок. 

ОБЪЯСНЕНИЕ ОБРЯДА ВОЦЕРКОВЛЕНИЯ МЛАДЕНЦА

Подобное тому, что совершилось над Господом в Иерусалимском храме в день Сретения, в свое время было совершено и над каждым из нас. Что это за жена, которая с младенцем у груди трепещущей стопою подходит к порогу церковному? Это твоя мать, а ее младенец — это ты сам.

Настал 40-й день по твоем рождении — и мать несет тебя в храм. Навстречу ей является служитель алтаря, который, подобно Симеону Богоприимцу, приемлет младенца на руки, образует из него на воздухе крест и восклицает: «Воцерковляется раб Божий во имя Отца и Сына и Святаго Духа!»

Вслед за этим двери храма, как бы уступая крестному знамению, разверзаются, священнослужитель входит с младенцем, вещая от лица его словами Давида: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему!»

Дойдя до середины, он останавливается, снова подъемлет младенца со словами: «Воцерковляется раб Божий...». И добавляет: «Посреде церкви воспою Тя!» Возле Царских врат алтаря в третий раз поднимает младенца: «Воцерковляется раб Божий...» Таким образом, рожденное посвящено Богу.

Этим священнодействие могло бы и окончиться, но христианину дано большее право: входить во внутреннейшие завесы (Евр. 10,19). И вот священник несет младенца сквозь южные двери в само святилище, обходит вокруг престола, выходит северными дверями и полагает его пред вратами Царскими. Здесь мать сама должна воспринять дитя как бы от лица Господа.

Что может быть трогательнее этих священнодействий? Крест означает, что теперь мы имеем доступ в земной храм и небесный. И рожденный христианин теперь должен быть крестоносцем: не чувствам своим угождать, а распинать на кресте все страсти и похоти.

Внесение младенца в алтарь не родителями, а священником означает, что силы природы достаточны только для дарования жизни естественной, но недостаточны для введения его в жизнь духовную, благодатную.

Обхождение вокруг престола указует на высокое предназначение христианина — еще на земле быть причастником тайн жизни вечной. Помни же престол, вокруг которого тебя носили, и землю, на которую был положен и в которую пойдешь. Придет день, когда ты опять будешь принесен в храм чужими руками, и тогда усвоятся тебе слова праведного Симеона: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей».

ОПАСНО СОМНЕВАТЬСЯ В ДЕЛАХ ВЕРЫ
Симеон Богоприимец был в числе 72-х ученых мужей, коим доверено было перевести книги Ветхого Завета с еврейского языка на греческий. Переводя книгу пророка Исайи и остановившись на известном его пророчестве «се, Дева во чреве приимет и родит сына» (Ис. 7, 14), Симеон усомнился: как это дева может родить?! Подумав, он взял нож и хотел выскоблить это место, а слово «Дева» заменить словом «замужняя жена».

Но вдруг явился пред ним Ангел, удержал его руку и сказал: «Веруй тому, что написано; ты своими глазами увидишь исполнение сего непостижимого пророчества». И с тех пор Симеон стал ждать. Прошло много лет, он состарился, поседел, но дождался! В тот день, когда Дева Мария принесла Младенца в храм, Симеон по внушению Божию вышел навстречу. Так точно исполнилось пророчество.

Слушатели христиане! Учение нашей веры заключает в себе много таинственного и непостижимого для нашего разума. Бойтесь сомневаться в чем-либо. Как вера учит, так и веруйте. Непостижимого нельзя постигнуть, и нет нужды постигать. Только перед смертью праведный Симеон увидел исполнение непостижимого пророчества, в коем дерзнул усомниться. И у нас перед смертью откроются глаза, и мы убедимся в том, в чем теперь сомневаемся.

По ту сторону гроба есть другая жизнь — вечная, о которой мы теперь так мало заботимся. Мы узнаем, что грешников там ожидают мучения вечные, которых теперь мы так мало боимся. Узнаем, что есть правосудный Бог, Которого теперь мы так мало страшимся. И тогда мы вполне убедимся во всем, чему учит нас Святая Церковь, которую теперь так мало слушаемся.

Но, увы, может быть, не на радость откроются тогда глаза наши. Праведный Симеон пред смертью увидел свое спасение, а грешник узрит свою погибель... Когда награда дается без подвига? Жизнь есть борьба. Воин всегда стоит на страже. Ветер рвет его платье. Холод пронизывает его до мозга костей, но он стоит, не смеет сойти.

МЫ НЕ МОЖЕМ РАСПОРЯЖАТЬСЯ ЖИЗНЬЮ ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ
Оканчивая свое земное поприще, старец уходит «с миром». Какая ясность взора! Какое спокойствие духа! Ни тени страха! Радостно идет он в открывающиеся пред ним врата вечности. А ныне что? Так часто слышится от людей недовольство жизнью, так дерзко попираются ее дары, так легкомысленно прерываются самые дорогие и крепкие связи.

«Не стоит жить, жизнь надоела», — пишут самоубийцы. Сколько развращенных учений должно было пройти через их несчастные головы, чтобы можно было сказать слова безумия?! Сколько падений в жизни должны были испытать те люди, чтобы упасть так глубоко? Да ослабит Господь хотя бы часть вины их ужасной, да отымет это безумие от нашего века!

Нет, братия, великое и важное значение имеет жизнь человека — драгоценный дар Небесного Отца. Его всеблагая воля была воззвать нас из ничтожества и дать нам почувствовать это биение жизни. Этот расцвет сил в юности, это чувство бодрости и здоровья, эта мудрая смена труда и покоя — сколько радостей дает нам одна только низшая телесная жизнь! И какая же безумная дерзость — не только сказать, но даже подумать: нет, Владыко, Твой дар мне не нужен!

Что есть смерть в глазах христианина? Изменение жизни. Ступень от хорошего к лучшему. Если здешняя жизнь дает много разных радостей, то там обещаются радости совершенно иные, пока для нас невообразимые. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2,9). Поэтому верующий человек от всего сердца благодарит Бога за дары этой жизни.

И когда Отец позовет его туда, к Себе ближе, он запоет с радостной надеждой, вверяя себя Божественной любви: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром...»

Вы скажете: а как же заботы, нужды, скорби земного бытия? Что же? Когда награда дается без подвига? Жизнь есть борьба. Воин всегда стоит на страже. Ветер рвет его платье. Холод пронизывает его до мозга костей, но он стоит, не смеет сойти.

Так и каждый из нас должен вынести все посланные искушения. Постыдно бежать с поля битвы. Кроме чувства долга, опора наша — живая вера. Господь содержит в Своей власти весь мир! Неужели для меня одного недостанет Его могущества и любви?! Будем же молить Бога, чтобы Он Сам помог нам достоять на страже до последней минуты жизни...

ПОЧИТАЙ СТАРОСТЬ

360 лет прожил Симеон Богоприимец. Долго длилось его ожидание. Старость и неизбежные при ней недуги тяготили его, но ожидание Мессии ободряло старца, а видение лицом к лицу рожденного Богочеловека сделало его несказанно счастливым.

Слушатели! Жизнь человеческая не одинаково Господом распределяется. Очень многие умирают в младенчестве, многие — в цветущей юности, и сравнительно немногие доживают до глубокой старости. И тем достойнее уважения должна быть старость.

«В старцах — мудрость, и в долголетних — разум» (Иов, 12, 12). Немало нужно времени для приобретения познаний в науках и искусствах, но гораздо более потребно лет для изучения практической мудрости. Она приобретается собственным опытом, и никакая наука не даст ее, пока сам человек не дознает на деле, как надо смотреть на людей, как ценить дела по достоинству...

Старость почтенна по опытности, а потому должна иметь уважение от молодого поколения. Можем ли сказать, что нынешняя молодежь всегда отдает должное почтение старости? Самонадеянные юноши часто пренебрегают советами старших. Есть немало детей, которые не повинуются своим родителям, считают их низшими себя по образованию, не понимающими потребностей века. Для таких юношей нет авторитетов. Тяжело расплачиваются они за свою заносчивость.

Большая часть бед в нравственном мире происходит от неподчинения высшему авторитету, от необузданного своеволия. Несчастно то семейство, где нарушено почтение к родителям. Неблагополучно то общество, где нет уважения к старикам. Молодежь забывает, что и она состарится, и ей тоже больно будет переносить презрение к сединам.

Слушатели-братия! Дай Бог нам дожить до старости маститой, здоровой и поучительной. Но помнить надобно, что такая старость достигается только тогда, когда юность прожита не в суетных и порочных удовольствиях, а в труде, исполнении веры и нравственного долга.


ПОЧЕМУ ПРАВЕДНЫЙ СИМЕОН НЕ БОЯЛСЯ СМЕРТИ?
Все мы должны рано или поздно умереть. И Святая Церковь при богослужениях просит для нас у Господа «христианския кончины живота нашего непостыдны, мирны и добраго ответа на страшном судище Христове». Но многие ли из нас умирают мирно и спокойно? И почему праведный Симеон не боялся смерти, но шел ей навстречу «с миром»?

Часть этой тайны открывает он сам, как бы говоря: «Мне уже нечего делать на земле, ибо я видел Спасителя, и с Ним, всемогущим, мне ничего не страшно и за пределами земли». Другую часть тайны открывает нам евангелист, говоря о Симеоне, что он был праведен и благочестив.

В нем был целый собор добродетелей, он имел веру крепкую, и Дух Божий явно обитал на нем. Вот в чем святая тайна Симеонова: праведность изгоняет страх смерти! И кто хочет удостоиться лицезрения Спасителя, тот старайся соделаться жилищем Духа Святаго.

Запомним: Господь видимо является у одра почти каждого болящего — в виде причастия, в Теле и Крови Своей. Хотя бы здесь мы поспешили принять Его — прежде, чем померкнет свет в наших очах.

А то что бывает? Смотрят на священника, несущего чашу жизни, как на ангела смерти, и потому стараются как можно долее не видеть его! Приемлют причастие, когда уже не могут ничего принимать... Хотя бы сим Богоявлением мы умели воспользоваться! Ведь все наши близкие уже там, у Небесного Отца. Мы их увидим, мы вечно будем с ними, если только будем этого достойны.

Прот. Григорий Дьяченко. Полный годичный круг кратких поучений. Том 1, М., «Благовест», 2012




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |