на главную

Памяти генерал-лейтенанта Карбышева: "Главное - не пасть на колени перед врагом!"

18 февраля 1945 года в немецком концлагере Маутхаузен трагически оборвалась жизнь Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта инженерных войск Дмитрия Михайловича Карбышева (1880-1945). Подвиг, совершенный им во время Великой Отечественной войны, можно назвать одним из ярчайших примеров мужества, героизма и преданности своему Отечеству. Собственному благополучию он предпочел годы тяжких испытаний в плену и мученическую смерть. Давайте вспомним основные страницы его биографии.

…Дмитрий Карбышев родился в Омске, в семье военного. С детства мечтал стать кадровым военным, чтобы продолжить династию, начатую отцом и дедом. Для этого у него были все задатки: дисциплинированность, сильная воля, хорошая память. Но серьезной помехой его планам чуть не стало клеймо неблагонадежности, распространившееся на всю семью Карбышевых из-за старшего брата Владимира.

Когда тот учился в Казанском университете, тесно общался с Владимиром Ульяновым (Лениным). За участие в студенческом революционном движении брат был арестован и позже умер в тюрьме. За семьей Карбышевых установили полицейский контроль, а Дмитрия, решившего поступать в кадетское военное училище, не приняли обучаться за государственный счет.

Его мать в скором времени овдовела. Ей пришлось в одиночку поднимать шестерых детей, но она все же нашла средства на обучение сына. Несмотря на материальные трудности, Дмитрий учился прекрасно и проявил большие способности к инженерии. Видя такие успехи, через два года его перевели на государственное обучение.

В 18 лет он поступил в Николаевское военно-инженерное училище, по окончании которого был отправлен на службу в Маньчжурию. Талант молодого офицера впервые ярко проявился во время Русско-японской войны: Карбышев укреплял наши позиции, наводил мосты через реки, устанавливал средства связи, проводил разведку боем. За проявленный героизм он был награжден пятью орденами и тремя медалями и закончил войну в звании поручика.

Потом была учеба в Николаевской военно-инженерной академии и направление на службу в Брест – строить форты. Знаменитая Брестская крепость, столь отчаянно сопротивлявшаяся фашистам в 1941 году, строилась при его непосредственном участии. Там и настигло его известие о начале Первой мировой войны.

В 1914-1916 годах он не только строил укрепления, но и принимал участие в боевых действиях. Был ранен, награжден орденом Святой Анны с мечами и удостоен звания подполковника Царской армии. После революции он занимался научно-исследовательской работой в качестве фортификатора, а к концу 1930-х годов профессор Карбышев уже был признанным мировым авторитетом в области военного строительства. В 1940г. ему было присвоено звание генерал-лейтенанта, а в 1941г. – степень доктора военных наук.

Нападение гитлеровской армии застало 60-летнего генерала на западной границе нашей страны. Участвуя в работах по сооружению укреплений, он оказался во вражеском кольце. Первый натиск немцев буквально ошеломил советские войска: смятая армия отступала, оставляя позади тысячи убитых и раненых. Карбышеву было предложено эвакуироваться на спецтранспорте, но он отказался, сказав, что будет выходить из окружения вместе со всеми. Но та попытка оказалась неудачной: 8 августа при переправе через Днепр Карбышев был контужен и захвачен в плен. Несколько лет о его судьбе ничего не было известно, и в его личном деле появилась официальная отметка: «Пропал без вести».

Между тем немцы были прекрасно осведомлены о том, специалист какого высокого ранга попал к ним в руки, и очень рассчитывали на его знания, опыт и талант. Им казалось, что с вербовкой никаких затруднений не будет: все-таки Карбышев — дворянин, бывший царский офицер. Скорее всего, примкнул к красным из чувства самосохранения, а в плену все хотят выжить, и он тоже даст согласие на сотрудничество. Так рассуждали враги, начиная первую психологическую обработку.

Генералу сказали, что войска фюрера уже стоят под Москвой и вот-вот возьмут ее. Предложили задуматься о жизни в новых условиях. Его перевели в офицерский концлагерь Хаммельбург, где содержали советских командиров и военачальников. Условия там были щадящими. Их неплохо кормили и не заставляли много работать. С некоторыми пленниками подобная тактика срабатывала, однако с Карбышевым ничего не вышло. Именно здесь родился его девиз:
– Нет большей победы, чем победа над собой! Главное – не пасть на колени перед врагом.

Вскоре к нему приставили полковника Пелита. Этот офицер вермахта прекрасно владел русским языком, так как в своё время служил в Царской армии. Более того, он был сослуживцем Карбышева во время работы над фортами Брестской крепости. Тонкий психолог, он расписывал перед генералом все преимущества службы великой Германии, предлагал «компромиссные варианты сотрудничества» – например, генерал занимается историческими трудами о военных операциях Красной армии в текущей войне, и за это ему в перспективе разрешат выезд в нейтральную страну. Но Карбышев на все предложения о сотрудничестве отвечал категорическим отказом.

Тогда его перевели в одиночную камеру одной из тюрем Берлина, где продержали около трёх недель. А потом ему организовали встречу с известным немецким фортификатором — профессором Гейнцем Раубенгеймером. Карбышев с уважением относился к его научно-практическим работам и во многом даже считал его своим учителем.

От имени Третьего рейха профессор тоже предложил ему свободу, полную материальную обеспеченность и доступ во все библиотеки и книгохранилища Германии для ознакомления с любыми материалами по военно-инженерному делу. При необходимости гарантировалось любое количество помощников для обустройства лаборатории и проведения подсобных работ. Было обещано, что все чины германской армии будут относиться к Карбышеву как к генерал-лейтенанту инженерных войск германского рейха.

От него не требовали даже клеймить Сталина и большевистский режим. Немцев интересовала только профессиональная работа Карбышева по строительству оборонительных сооружений. Он отлично понимал, что это последнее предложение. Понимал и то, что последует за отказом. И, тем не менее, ответил:
– Мои убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе. Я солдат и остаюсь верен своему долгу. А он запрещает мне работать на ту страну, которая находится в состоянии войны с моей Родиной.

Вскоре в документах Главного инженерного управления гитлеровской армии появилась следующая запись: «...Этот крупнейший советский фортификатор, кадровый офицер старой русской армии, человек, которому перевалило за шестьдесят лет, оказался фанатически преданным идее верности воинскому долгу и патриотизму... Карбышева можно считать безнадежным в смысле использования у нас в качестве специалиста военно-инженерного дела».

И тогда его отправили в концлагерь Флоссенбюрг, где стали использовать на каторжных работах особой тяжести. Но и здесь генерал удивлял своих товарищей несгибаемой волей, силой духа и уверенностью в конечной победе нашей армии. Один из советских пленных потом вспоминал, что даже в самые тяжёлые минуты генерал умел поднять настроение окружающим.

Когда пленные трудились над изготовлением могильных плит, он заметил: – Вот работа, доставляющая мне истинное удовольствие! Чем больше могильных плит требуют от нас немцы, тем лучше, значит, идут дела на нашем фронте. В 1942-1944 годах его переводили из лагеря в лагерь, и условия становились все более жёсткими, но сломать Карбышева так и не сумели.

В каждом из лагерей, где оказывался генерал, он скоро становился настоящим лидером духовного сопротивления врагу. Его стойкость придавала сил всем тем, кто оказывался рядом с ним. В начале 1945 года, когда до победы оставались считанные месяцы, Карбышев был узником лагеря смертников Маутхаузен. Исход войны был уже очевиден. Советские войска вели стремительное наступление на Германию, и нацисты горели желанием уничтожить как можно больше военнопленных, которые даже за колючей проволокой сохранили силу духа.

О последних минутах жизни легендарного генерала стало известно после войны. Вот как рассказывал об этом канадский офицер Седдон Де-Сент-Клер, тоже узник Маутхаузена, которому чудом удалось выжить в ту страшную ночь на 18 февраля 1945 года:

– Как только мы вступили на территорию лагеря, немцы загнали нас в душевую, велели раздеться и пустили на нас сверху струи ледяной воды. Это продолжалось долго. Все посинели. Многие падали на пол и тут же умирали: сердце не выдерживало. Потом нам велели надеть только нижнее бельё и деревянные колодки на ноги и выгнали во двор. Генерал Карбышев стоял в группе русских товарищей недалеко от меня. Мы понимали, что доживаем последние часы.

Через пару минут гестаповцы, стоявшие за нашими спинами с пожарными брандспойтами в руках, стали поливать нас потоками холодной воды. Кто пытался уклониться от струи, тех били дубинками по голове. Сотни людей падали замёрзшие или с размозженными черепами. Я видел, как упал и генерал Карбышев. Последние слова его были обращены к тем, кто разделял вместе с ним страшную участь:
— Бодрей, товарищи! Думайте о Родине, и мужество не покинет вас!

После рассказа канадского майора начался активный сбор сведений о последних годах жизни генерала Карбышева, проведённых в плену. Все собранные документы и свидетельства очевидцев говорили об исключительном мужестве и стойкости этого человека.

16 августа 1946 года генерал-лейтенанту Дмитрию Михайловичу Карбышеву было присвоено звание Героя Советского Союза. А в 1948г. на территории бывшего концлагеря Маутхаузен был открыт памятник генералу. Надпись на нём гласит: «Дмитрию Карбышеву. Учёному. Воину. Жизнь и смерть его были подвигом во имя жизни».

В настоящее время имя генерала увековечено в названии улиц, железнодорожных станций, морских кораблей и воинских коллективов. Памятники ему установлены в Москве, Казани, Владивостоке, Самаре, Тольятти, Омске и Первоуральске. Его именем также названа малая планета Солнечной системы.

Светлана Александрова




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |