на главную

Вспомним подвиг псковских десантников. Вечная слава!

1 марта, родные и близкие бойцов 6-й роты 104-го парашютно-десантного полка 76-й Псковской дивизии ВДВ отмечали 21-ю годовщину их подвига. Помните? Это они, 90 наших парней-десантников, приняли смертный бой, встав на пути 2-тысячного отряда боевиков. Бой продолжался около суток. Погибли 84 бойца. Двадцати двум было присвоено звание Героя России, 68 награждены орденом Мужества. Военные специалисты утверждают, что это было одно из самых героических и самых драматичных сражений за всю историю чеченской войны.

...104-й полк перебросили в Чечню всего за десять дней до того трагического боя. Подразделение было сводным, доукомплектовывали его на месте. Так в 6-й роте оказались бойцы из 32-х регионов России. Командиром был назначен майор спецназа Сергей МОЛОДОВ. Он не успел даже познакомиться с бойцами, как роту уже отправили на задание. 28 февраля они начали марш-бросок в сторону Улус-Керта. Без предварительной разведки местности, без обучения молодых солдат ведению боевых действий в горах.

На выдвижение были отведены сутки, что очень мало, учитывая постоянные спуски-подъемы и высоту местности – 2400 метров над уровнем моря. Вертолеты командование решило не использовать – якобы из-за отсутствия площадок для приземления. В точку не забросили даже палатки и печки-буржуйки. Десантникам пришлось весь скарб тащить на себе, поэтому тяжелого вооружения они не взяли.

Целью марш-броска было занять высоту 776.0 и не допустить прорыва боевиков на этом направлении. Задание было заведомо невыполнимо. Военная разведка не могла не знать, что к прорыву через Аргунское ущелье готовятся около 2-х тысяч боевиков. Такая толпа не могла незаметно продвигаться на протяжении 30 км: в конце февраля в горах почти нет «зеленки». Путь у них был один – через ущелье.

Первое столкновение разведчиков 6-й роты с боевиками произошло 29 февраля в 12.30. Те были удивлены, встретив на пути десантников. Во время короткой перестрелки они кричали, что их надо пропустить, потому что «командиры уже обо всем договорились». Так ли это на самом деле, проверить невозможно. Но «странностей» в тот роковой день было действительно много.

Все милицейские блокпосты по дороге на Ведено почему-то были сняты. Десантники вели бой 16 часов, но не получили никакого подкрепления, хотя окрестности были буквально нашпигованы войсками. Федеральная группировка насчитывала свыше 100 тыс. человек! В распоряжении командующего ВДВ на Кавказе генерал-майора А.ЛЕНЦОВА имелась и дальнобойная артиллерия, и высокоточные установки «Ураган». Высота 776.0 была в зоне их досягаемости, но ни одного залпа по боевикам не последовало.

Выжившие в том бою рассказали, что к ним прилетал вертолет «Черная акула», дал один залп и улетел. Командование впоследствии утверждало, что в таких погодных условиях вертолеты использовать нельзя: темно и туманно. Но разве создатели «Черной акулы» не прожужжали всей стране уши, что этот вертолет всепогодный? Через сутки после гибели роты туман не помешал пилотам невооруженным глазом рассмотреть и доложить, как боевики собирают тела убитых…

Когда закипел бой, солдаты с соседних высот рвались на помощь, запрашивали приказ, но ответом командования было категорическое «нет». В частях ходил слух, что чеченцы выкупили проход по ущелью за 500 тысяч долларов. Многим военным чиновникам было выгодно, чтобы боевики вырвались из окружения, – тогда можно будет и дальше зарабатывать на войне.
•••
Ротный С.Молодов погиб одним из первых — от снайперской пули. Когда командование взял на себя комбат Марк ЕВТЮХИН, десантники уже находились в труднейшем положении. Окопаться они не успели, что резко снизило их обороноспособность. Начало боя застало один из трех взводов при подъеме на высоту, и большую часть гвардейцев боевики расстреляли в упор. Как мишени в тире…

Евтюхин не раз просил у командования подкрепления, поскольку знал: свои же ребята стоят неподалеку, в 2-3 км от места боя. Но на донесения о том, что он отражает нападение нескольких сот боевиков, ему спокойно отвечали: «Всех уничтожить!» Заместитель командира полка сказал также, что свободных людей у него нет, запретил вступать в переговоры, поскольку тот, дескать, паникует. И даже призвал его соблюдать режим радиомолчания, чтобы не мешать работать фронтовой авиации и гаубицам.

Огневую поддержку 6-й роте оказывала только полковая артиллерия, орудия которой работали на пределе дальности. Артиллерийский огонь нуждается в постоянной корректировке, а у Евтюхина не было специальной приставки к рации для этой цели. Он вызывал огонь по обычной связи, и многие снаряды падали в зоне обороны десантников. У 80% погибших бойцов потом были обнаружены осколочные ранения от чужих мин и от «своих» снарядов.

В 3 часа ночи 1 марта, когда бой шел уже 15 часов, к окруженным самовольно прорвались 15 гвардейцев из 4-й роты во главе с майором Александром ДОСТОВАЛОВЫМ. Для этого им потребовалось всего 40 минут. Еще 120 десантников под командованием Сергея БАРАНА так же самовольно снялись с позиций и пошли на помощь. Они уже начали подъем в гору, когда их остановил приказ командования: прекратить продвижение, вернуться на позиции!

Командир группы морской пехоты Северного флота генерал-майор Александр ОТРАКОВСКИЙ неоднократно просил разрешения прийти на помощь десантникам, но так его и не получил. 6 марта из-за этих переживаний у него остановилось сердце.

Связь с Марком Евтюхиным прекратилась 1 марта в 6.10. По официальной версии, последние слова комбата относились к артиллеристам: «Вызываю огонь на себя!» Но сослуживцы утверждают иное. В свой последний час он недобрым словом помянул командование: «Вы нас предали!..»

Федеральные войска появились на высоте лишь через сутки. Вплоть до утра 2 марта высоту никто не обстреливал — там свободно хозяйничали боевики. Они добили раненых и все тела свалили в кучу. На труп Марка Евтюхина надели наушники, установили перед ним рацию и водрузили на самый верх кургана. Дескать, зови – не зови, никто к тебе не придет. Они не торопились, словно и не было вокруг стотысячной армии, словно кто-то им гарантировал, что ни один снаряд не упадет на их голову…
•••
В Ведено боевики сбросили балласт: несколько десятков раненых сдались в плен внутренним войскам. Большая их часть вскоре оказалась на свободе. Местные милиционеры уступали настойчивым просьбам жителей вернуть в семьи кормильцев. Не менее 1500 боевиков ушли в горы на восток — сквозь места дислокации федеральных войск. Как им это удалось, никто не выяснял...

23 февраля 2000г., за несколько дней до трагедии генерал-лейтенант Геннадий ТРОШЕВ, глава объединенной группировки войск на Северном Кавказе, водрузил российский флаг над Шатоем и сказал, что с боевиками покончено. Якобы остались небольшие банды, только и мечтающие сдаться в плен. Центральные телеканалы показали, как министр обороны Игорь СЕРГЕЕВ докладывает и.о. президента Владимиру ПУТИНУ об «успешном завершении третьего этапа контртеррористической операции на Кавказе». Хороший рапорт, если учесть, что на 26 марта были назначены выборы президента…
•••
Прокуратура Ханкалы на другой же день после боя возбудила уголовное дело по факту массового убийства военнослужащих. Информация о трагедии достигла Псковской области, где дислоцировался 104-й полк и откуда родом были 30 человек из 84 погибших. Их родственники требовали сообщить правду, но вместо этого началось вранье.

4 марта начальник пресс-центра ОГВ на Северном Кавказе Г.АЛЕХИН заявил, что информация о больших потерях, понесенных десантниками, не соответствует действительности. Более того, никаких боевых действий в указанный период вообще не велось. 5 марта к журналистам вышел командир 104-го полка Сергей МЕЛЕНТЬЕВ. Прояснил немногое: «Батальон выполнял задачу блокирования. Разведка обнаружила караван. Комбат выдвинулся к месту боя, управлял подразделением. Солдаты с честью выполнили свой долг. Я горжусь своими людьми».

Во время боя Мелентьев шесть раз(!) просил командующего Восточной группировкой генерала МАКАРОВА разрешить роте отступить. Приказа так и не получил. Вскоре его перевели в Ульяновск с понижением в должности. Перед отъездом из Пскова он заходил в каждый дом, где жили семьи погибших солдат, и просил прощения. Спустя два года его не стало: у 46-летнего полковника не выдержало сердце...

Первым официальным лицом, признавшим гибель десантников, стал губернатор Псковской области Евгений МИХАЙЛОВ. 7 марта он сослался на телефонный разговор с командующим ВДВ генерал-полковником Георгием ШПАКОМ. Военные чины молчали еще три дня. И только 10 марта молчание, наконец, нарушил Г.Трошев: его подчиненные якобы не знали ни о количестве погибших, ни о том, к какому подразделению они принадлежат!
•••
...Родственники погибших осаждали КПП дивизии, требуя выдать им тела. Однако самолет с «грузом 200» посадили не в Пскове, а на военном аэродроме в Острове и держали там гробы еще несколько дней. Хоронили десантников 14 марта. На траурную церемонию псковичи ждали В.Путина, но он не приехал. На носу были президентские выборы, а цинковые гробы – не лучший «пиар» для кандидата.

Не приехали ни глава Генштаба Анатолий КВАШНИН, ни Геннадий Трошев, ни Владимир ШАМАНОВ. В это время они находились с визитом в Дагестане, где получали звания почетных граждан Махачкалы. Избранный президентом В.Путин все-таки приехал в 76-ю дивизию — 2 августа 2000г., в день ВДВ. Он признал вину командования «за грубые просчеты, которые приходится оплачивать жизнями русских солдат», но не назвал ни одного имени виновных.

В марте 2010г. на 10-летие подвига 6-й роты в Псков приехал полпред президента в Северо-Западном округе Илья КЛЕБАНОВ. Достал из кармана бумажку, прочитал... От глубоких переживаний нынешнего командира полка трясло. Он только и смог сказать: «Вечная память ребятам!»
•••
Официальное расследование трагедии давно закончено. Все материалы следствия засекречены. Никто не наказан. Спустя три года дело о гибели 84-х десантников было закрыто заместителем Генпрокурора С.ФРИДИНСКИМ. Картину трагедии по крупицам собирают только родственники и сослуживцы погибших. Они создали организацию «Красные гвоздики», чтобы сохранить память о сыновьях.

О подвиге десантников сняты фильмы, написаны книги, выпущены патриотические плакаты. В Москве и Пскове им поставлены памятники. В Грозном их именем названа одна из улиц. В их честь в Камышине проходит ежегодный фестиваль солдатской песни. Но эта история продолжает бередить сердца.

Вечная память нашим героям!

Ирина Ильинская. По материалам www.sovsekretno.ru




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |