на главную

Святитель Филарет Черниговский: "Благодарение Господу! Мы вступаем в подвиг святого поста"

Говорю: благодарение, ибо как не благодарить Его за то, что начали мы святое дело – пост? Знаю, что за стенами храма многие так не думают. Что ж? Вольному — воля! Но верные должны утверждаться в подвиге поста. Пост – дело святое, потому что обуздывает силу греха, живущего в теле. Пост – средство к святости, потому что невоздержание отворяет дверь разврату помыслов и дел, а воздержание сообщает мыслям свет, чувствам — чистоту, духу — свободу и крепость.

Если какой царь захочет взять неприятельский город, то прежде всего удерживает воду и съестные припасы, и неприятели, погибая от голода и жажды, покоряются ему. Так бывает и с плотскими страстями. Если человек будет жить в посте и голоде, то враги, ослабев, оставят его душу.

Святой Златоуст
учит: «Кто постится, тот гасит злые страсти. Пост делает душу бодрою, облегчает крылья ей, возносит ее выше земного, ведет к мыслям о небесном» (Беседа 1-я на Книгу Бытия). Братия мои! Кто из святых проповедовал пресыщение и хвалил невоздержание? Никто. Пророки любили пост, мученики любили пост, преподобные изнуряли тело постом.

Святитель Василий Великий
пишет: «Все святые соблюдали пост как отеческое наследие, передаваемое от отца к сыну, так что это стяжание сохранилось и до нас». Кто же говорит против поста? Осмотритесь и увидите. Это люди, для которых «Бог – чрево», но зато и кончина их – «погибель» (см. Флп. 3, 19). Позволь спросить тебя, брат мой: кто ты такой? Сын Православной Церкви! Прекрасно! Но где же дела, которыми принадлежал бы ты к Церкви? Если ты считаешь себя вправе пренебрегать ее уставами, – согласись, она еще более вправе отказать тебе в своем общении. Тебе никто не дал права переменять уставы Святой Церкви по своему вкусу; а ей Господом дано право изгонять непокорных из своего общества.

«Если не будут соблюдать Четыредесятницу, то клириков извергать [из клира], а мирян отлучать [от Церкви]», — так гласит 56-е правило VI Вселенского Собора.

Апостол Павел говорит: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек» (1 Кор. 8, 13). Вот дело души истинно христианской! Любовь к ближнему дорожит спасением ближнего как своим собственным. Она не дозволяет себе ни одного поступка соблазнительного для других; она отрекается от того, что может повредить слабому, и всё делает, чтобы содействовать спасению его.

Где же ваша любовь к ближнему, вы, которые заражаете самый воздух невоздержанием во дни святого поста?! Где ваши дела, назидательные для ближнего?! Горе миру от соблазнов, но вдвое горе тому, кем соблазн приходит. Сильные должны носить немощи безсильных, а не себе угождать. Они виновнее слабых, когда примером своим увлекают слабых в соблазн. Не Сам ли Господь сказал о соблазняющем брата, что лучше было бы ему, если бы с камнем на шее бросили его в воду (см. Мф. 18, 6-7)?!

Говорят: «Правила поста стесняют свободу христианскую». Но с чего вздумали выдавать рабское служение плоти за свободу духовную? Что это за твердость духа, которая не может устоять против мяс? Христианская свобода не означает жизни без правил; напротив, она есть строгое служение Богу, смиренное повиновение предписаниям закона и власти.

«Пусть пост дело святое, – говорит еще другой, – но я опасаюсь за мое здоровье. Мое сложение слабо и расстроено и потому не могу соблюдать пост». Какая нежная заботливость о себе, но только не законная. От какого святого правила не увольняют себя под предлогом слабости!

Не можешь поститься, сколько бы хотел, постись, сколько можешь, и тогда увидишь, что можешь гораздо более, чем думаешь. Оставь леность – она опасный друг. Спасение души твоей стoит труда. Если бы и так было, что твое здоровье несколько потерпело бы от поста, но когда за эту жертву получишь ты здоровье души, согласись, это много значит для тебя. Ужели душа твоя так мала в глазах твоих, что не стoит и несколько частиц грешной плоти?

Как противоречат себе, бедные! Сегодня боятся за здоровье свое, если убавят от стола несколько вкусных блюд; а в другое время немилосердно отягчают тело свое, мучат его крайним невоздержанием. Не обман ли это, не насмешка ли над самим собою?

Святое воздержание не повредит никому. Это необходимое лекарство для расстроенного здоровья. Как ни прочен наш организм телесный, от непрестанной работы органы питания утомляются и ослабевают. Кровь и соки, худо переработанные, портятся, — отсюда сотни припадков болезненных.

Пост все поправляет! Органы пищеварения, не получая нового материала, потребляют прежний, тяготивший их своим избытком. Соки, за излишеством остававшиеся без употребления и гнившие, перерабатываются и обращаются в пользу. Кровь, дотоле густая и неровная в обращении, становится чистою, тонкою и покойною.

Новейшая медицина уверилась, наконец, и в том, что растительная пища питательнее для тела, чем мясная.Итак, если вам жаль вашего слабого сложения, призовите на помощь святой пост. Он – надежный врач и верный помощник. Бог любви и благодати да подаст нам силу на совершение подвигов поста, молитвами Пресвятой Богородицы и всех святых! Аминь.

Святитель Филарет Черниговский




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |