на главную

Наставления схиигумена Саввы (Остапенко): "Великий пост - святое время"

Для нас, православных, время сейчас благоприятное - идет Великий пост, праздник очищения души. Как писал схиигумен Савва (Остапенко) (1898-1980), «Великий пост — святое время, дни покаяния и слез. Грехов невидимое бремя сложить с души зовет Христос». Для духовного подкрепления предлагаем читателям мудрые наставления отца Саввы — известного православного старца, духовного писателя, бывшего насельника Псково-Печерского монастыря:

«Мир находится в состоянии дремоты, греховного сна, спит. Будит его Бог войнами, моровыми поветриями, пожарами, сокрушительными бурями, землетрясениями, наводнениями, неурожаями... Увы! Не слышит он гласа Божия! Люди почивают на одре лени и самообольщения, а о спасении и думать забыли. Некогда им: надо то пороптать, то поспать, то посудить других, а других-то много, ну и некогда подумать о душе своей и о вечности!

Люди в продолжение всей земной жизни всего ищут, кроме Христа Жизнодавца, оттого и преданы всяким страстям: безверию, маловерию, корыстолюбию, зависти, ненависти, честолюбию, удовольствиям в пище и др. Только при конце своей жизни ищут Христа в причащении, и то как бы по обычаю, по вопиющей необходимости.

УЧИСЬ ТЕРПЕТЬ НЕУДОБСТВА
Странно и жалко видеть, из-за каких пустых причин диавол лишает нас любви к Богу и ближнему: из-за земного праха, из-за денег, из-за пищи и пития, одежды, жилища. Стремящийся ко спасению не должен иметь пристрастия не только к пище и питию, к одежде, к просторному и благоукрашенному жилищу, к богатой домашней утвари, но и к своему здоровью. Даже к своей жизни он не должен иметь ни малейшего пристрастия, предав всю жизнь свою в волю Господа.

Пристрастие к временной жизни и здоровью ведет ко многим уклонениям от заповедей Божиих, к потворству плоти, к нарушению постов, к унынию, нетерпению, раздражительности. Злополучен, кто чрезмерно любит удобства в жизни. Обставив себя всевозможными удобствами, он будет чуждаться всякого неудобства, изнежится и не привыкнет к терпению. Между тем вся жизнь христианина есть сплошное неудобство, путь узкий и шероховатый, есть крест, требующий великого терпения. Так что терпи неудобства, привыкай к ним.

«ЗОЛОТО — ЛОВУШКА ДЛЯ ЛЮДЕЙ»

Злополучен, кто любит украшения для тела своего и ищет почестей. Завидовать почестям, богатству, одежде есть безумие. Богатство — самый проворный приспешник в худых делах, потому что при могуществе всего сподручнее сделать зло. Подарок заставляет и мудрецов видя не видеть. Золото — такая же ловушка для людей, как сеть для птиц. Ослепляется ум тремя страстями: сребролюбием, тщеславием и сластолюбием.

Не питай пристрастно плоть свою, не ласкай ее, не угождай ей и не усиливай ее тем против духа. Невольником будет дух у плоти. Ничто так скоро не погашает в нас духа веры, как невоздержание, лакомство и пресыщение, рассеянная, разгульная жизнь. Отказывай себе в чувственных удовольствиях — в той надежде, что вместо них ты получишь удовольствия высшие, духовные, божественные. А всякое пристрастие к земному — мечта диавола и мечта нашего самолюбия.

«ТВЕРДО ДЕРЖИ БЛАГОЧЕСТИЕ»
Ревнующий о благочестии! Тебе придется слышать, и может быть, даже от своих домашних, что ты тяжелый, невыносимый человек. Ты увидишь к себе сильное нерасположение, вражду за свое благочестие, — не возмущайся этим и не приходи в отчаяние, потому что диавол в самом деле может преувеличивать некоторые твои слабости до огромных размеров, но припомни слова Спасителя: «Враги человеку домашние его» (Мф. 10, 36).

От недостатков исправляйся, а благочестие держи твердо. Смотри на себя без пристрастия. В самом деле, не тяжел ли ты по характеру, особенно для домашних? Может, ты угрюм, неласков, необщителен, неразговорчив?

МОЖНО ЖИТЬ СРЕДИ ГРЕШНЫХ, НО САМОМУ НЕ ГРЕШИТЬ
Распространи свое сердце для общительности и ласки, но не для потворства. Будь кроток и терпелив. Только спокойные и кроткие обличения вразумляют людей. Жестокие более раздражают, нежели пользуют. Дар прощать выше дара исправлять наказанием. Не за всё выговаривай — иное сноси, проходя молчанием, и смотри на то сквозь пальцы, помня слова апостола: «Любовь всё покрывает и всё терпит».

Мы отовсюду окружены соблазнами, но можно жить среди грешных, а самому не грешить. Надо поддерживать всегда и везде горение души, и тогда легко будет переносить все обиды. Когда у нас есть Христос в сердце, то мы бываем всем довольны: и неудобство для нас — как лучшее удобство, и горькое — как сладкое, и бедность — как богатство, и голод — как сытость, и скорбь — как радость!

В СЕБЯ СМОТРИ!
Душа человеческая есть свободная сила, ибо она может сделаться или доброю, или злою, смотря по тому, какое ты сам даешь ей направление. Злая сила заставляет гордого человека в других видеть только плохое, и он радуется, когда говорят о них худо.

А ты иначе поступай: ревнуй о взаимной любви и никого не осуждай. Каждый за себя даст Богу ответ, а ты в себя смотри! Злобы берегись! Отыщи в злом человеке что-либо доброе и порадуйся об этом добре, с радостью говори о его добрых качествах. Нет человека, в котором не было бы какого-нибудь добра. Зло же, находящееся в нем, покрывай любовью и молись за него Богу.

Живи со всеми в мире, согласии, любви, тишине, уважая других, снисходи к их слабостям, не гордись, не завидуй, не враждуй. Плотские похоти обуздывай, целомудрствуй, воздерживайся от всякого излишества, делись с неимущим, за всех молись, как за себя, особенно за тех, кто тебе в тягость, кто унижает, огорчает, оскорбляет тебя, возводит напраслину. Они тебе зло, а ты им добро делай. Никому не желай и не делай зла.

ВЫСШАЯ МИЛОСТЬ — МОЛИТВА ЗА ВРАГОВ
Врагов надо любить: ведь их диавол учит и подстрекает враждовать, чтобы тебя испытать, любишь ли ты ближнего по Евангелию. Обращай на себя внимание в то время, когда люди обижают тебя, ругают, смеются над тобою. Если ты в это время спокоен, не исполняешься духом вражды, ненависти, нетерпения, если продолжаешь любить этих людей так же, как прежде, то значит, любишь ближнего по Евангелию, а если раздражаешься, то не любишь.

Ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас. Молитва за врагов — это милость выше всякой милостыни, подаваемой неимущим. Если нищие ежедневно преследуют тебя, это значит — милость Божия непрестанно преследует тебя: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5, 7). Кто же будет убегать от милости Божией?

Все жертвы и милостыни нищим не заменяют любви к ближнему, поэтому при подаянии всегда нужно заботиться о том, чтобы она подаваема была с любовью, от искреннего сердца, охотно, а не с досадой и огорчением. Самое слово «милостыня» показывает, что она должна быть жертвою сердца и подаваема с умилением, с сожалением о бедственном состоянии нищего человека, с сокрушением о своих грехах, в очищение которых подается эта милостыня, ибо она очищает всякий грех.

ПОДАВАЙ ВСЕГДА С ЛАСКОЮ
Кто подает милостыню неохотно и с досадою, скупо, тот не познал своих грехов, не познал самого себя. Милостыня есть благодеяние прежде всего тому, кто ее подает. Милостыни заглаждают грехи, умерщвляют смерть, угашают вечный огонь мучений. Когда подаешь милостыню, подавай с великодушием, с ласковостью в лице и снабди человека в большей мере, нежели сколько он просит.

Не старайся распознать достойного от недостойного: пусть все люди будут у тебя равны для доброго дела. Ибо сим способом можешь и недостойных привлечь к добру, потому что душа посредством телесного скоро привлекается в страх Божий. Сохрани тебя Бог от того, чтобы пожалеть вещественного твоего достояния в жертву Господу, Пречистой Его Матери или другим святым Божиим и, таким образом, предпочесть вещество духу.

Смотри, чтобы достояние твое не было тебе в погибель. Ты должен твердо верить, что вместо тленных благ Господь или святые Его воздадут тебе нетленными благами, вместо временных благ — вечными. А все блага духовные: прощение грехов, дар живой веры, крепкой любви и надежды, мира и радости в Духе Святом, — неизмеримо выше вещественных даров. С радостью расточай свои имения в жертву Господу и святым Его.

ПРИСТРАСТИЯ НИ К ЧЕМУ НЕ ИМЕТЬ
Как тяжело бывает в час кончины человеку, который не давал милостыню и который в этой жизни имел идолом деньги, пищу, питие или земные почести. Сласти и деньги — хуже обыкновенного сора, потому что они засоряют душу, тогда как обыкновенный сор засоряет только тело, одежду, жилище. Теперь умершему это все не нужно, а между тем сердце его было крепко привязано к ним. Истинного же сокровища — добродетели милосердия — он не имеет. Может ли он надеяться на милость Божию, не оказавши сам милость ближнему?

«Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 2). Итак, чтобы легче было умирать, — а умирать надо всем, — не должно иметь пристрастия ни к чему в мире, надо обуздывать страсти, иметь во всем воздержание, проявлять милосердие к ближним. Когда видишь болезненное разрушение тела, не ропщи на Господа, а говори: «Господь дал, Господь взял. Буди имя Господне благословенно отныне и до века!»

Вы привыкли смотреть на свое тело как на собственность, но это крайне несправедливо, потому что ваше тело — Божие здание, и вы обязаны его беречь.

ЗАЧЕМ ДЫШАТЬ СМРАДНЫМ ВОЗДУХОМ?
Много есть у человека привычек, вредных для тела и пагубных для души. Едва ли не самые отвратительные из них — пьянство и курение табака. Вид человека, до безобразия напившегося, вызывает в нас невольное отвращение, и если мы не презираем его, несчастного, а сожалеем о нем, то делаем это только потому, что любвеобильнейший Господь наш Иисус Христос заповедал нам любить ближнего.

Курение табака точно так же грешно и вредно для здоровья, как пьянство, однако многие считают это невинной забавой. Разве можно назвать невинной забавой страсть к табаку, когда от него страдает и тот, кто курит, и тот, кто принужден дышать смрадным воздухом? Печальнее всего то, что курящий подает дурной пример детям.

ЗА СРАМОСЛОВИЕ БЫВАЮТ БЕДЫ И НАПАСТИ
Еще одна из скверных привычек — ругательство матерным словом. Во время ругательства у сквернословца уста кровью закапаются и паром скверным смрад исходит из уст его. Такому человеку, если не раскается, нельзя в церковь Божию входить и прикасаться к святыне. Ангел-хранитель такого человека плачет, а диавол радуется.

От такого человека Матерь Божия молитвенный покров Свой отнимает и Сама отступает от него. Такой человек проклятью себя подвергает. С таким человеком нельзя нам есть и пить, пока не перестанет он браниться грубым матерным словом. За срамословие Бог попускает на человека беды, болезни и многие напасти.

Поэтому отстанем от обычая нечестивых людей и послушаем апостола Павла, увещевающего: «Всякое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (Еф. 4, 29), но лучше Иисусову молитву восприимем в уста свои и тем избавлены будем от вечной муки во веки веков. Аминь.

Подготовила Надежда Крылова.
(По кн. «Благословенные слова на Великий пост». М., «Благое слово», 2015)




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |