на главную

Каноны Православной Церкви о прещениях на клириков

В настоящее время некоторыми клириками Русской Православной Церкви принята неоднозначная, вызывающая разногласия и соблазны среди священства и мирян практика непоминовения на Богослужениях имени Патриарха и своего архиерея под предлогом, что те не проявляют достаточной ревности по вере, участвуют в экуменических встречах, допускают действия, идущие в разрез с канонами Православной Церкви. Также актуальной является тема прещений со стороны священноначалия, которым подвергаются некоторые священники, в том числе и за противостояние экуменизму и глобализации. Имеют ли право совершать Богослужения отцы, запрещенные епископами в служении или изверженные из сана? Предлагаем вниманию читателей некоторые церковные каноны, в которых рассматриваются данные вопросы.


38 Правило Карфагенского собора: Угодно всему собору, чтобы отлученный за свое небрежение от общения, епископ ли, или кто бы то ни был из клира, во время отлучения своего, прежде выслушания оправдания его, дерзающий преступати к общению, признаваем был произнесшим сам на себя проговор осуждения.

Толкование еп. Никодима (Милаша): Правило имеет в виду епископа или клирика, осужденного в первой инстанции суда и обращающегося с апелляцией во вторую инстанцию. Он должен оставаться под наказанием, которое на него наложено в первой инстанции, пока вторая инстанция не оправдает его. Если же он, будучи под запрещением, стал пренебрегать этим и "приступать к общению", то признается "произнесшим сам на себя приговор осуждения". Ср. Ап. 29; Антиох. 4 и 12; Сардик 14.

 

14 Правило Сардикийского собора: Аще обрящется некий епископ, склонный ко гневу (что в таковом муже не должно имети места), и внезапно быв раздражен на пресвитера, или диакона, восхощет изринути некоего их церкви: подобает предохранение употребити, да не тотчас таковый будет осуждаем и лишаем общения. Все епископы рекли: извергаемый да имеет право прибегнути к епископу митрополии тоя области. Аще же епископа митрополии нет на месте, прибегнути к собственному епископу и просити, да со тщанием изследуется дело. Ибо не должно заграждати слуха от просящих. А епископ оный, праведно или неправедно извергший таковаго, благодушно сносити должен, да будет изследование дела, и приговор его или подтвержден будет, или получит исправление. Но прежде нежели тщательно и верно изследованы все обстоятельства, отлученный от общения до разсмотрения дела, не должен присвояти себе общения. Аще же сошедшеся некоторые из клира увидят в нем пренебрежение власти и надменность: то (поелику неприлично попускати обиду или неправедное порицание) долженствуют несколько суровыми и тяжкими словами обращати его к порядку, да соблюдается покорность и повиновение повелевающему должное. Ибо как епископ обязан являти подчиненным искреннюю любовь и расположение: таковым же образом и служащие обязаны непритворно исполняти долг служения епископам.

 

31 Апостольское правило: Если который пресвитер презрев собственного епископа, отдельно собрания творить будет, и алтарь иной водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде: да будет извержен, как любоначальный. Ибо есть похититель власти. Так же извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковного. И сие да будет по первом, и втором, и третьем увещании от епископа.

Зонара: Порядок поддерживает небесное и земное. Итак, повсюду должно быть сохраняемо благочиние и особенно у церковных; и как пресвитеры, так и прочие клирики должны быть в подчинении у епископа. Если же какой пресвитер, не обличив судом собственного своего архиерея ни в чем, - ни в том, будто он прегрешает против благочестия, ни в том, будто он делает другое что нибудь против долга и правды, но по собственному любоначалию составить противозаконное сборище, отдельно устроить церковь, создать алтарь и на нем будет священнодействовать, такового правило повелевает извергнуть, - и его и вместе с ним собирающихся клириков, а мирян отлучить. Но правило хочет, чтобы и епископы не были скоры на наказание, почему и не тотчас повелевает подвергать осуждению, но трижды убеждать составляющих таковыя незаконные собрания оставить их бесчинное предприятие, и осуждать тогда, когда они упорно пребывают в сем. А гангрского собора 6-е правило тех, которые, без ведома своего епископа, не в кафолической церкви, а особо устрояют собрания, подвергает и анафеме. Подобно и 10-е правило карфагенского собора.

 Аристен: Отделившийся от епископа без вины и устроивший другой алтарь, будет лишен сана вместе с принявшим его. Если кто осудил собственного епископа без вины, - то есть, когда тот не погрешил против благочестия, ни против справедливости, - отдельно устроил собрание народа и соорудил другой алтарь, таковый должен быть извержен, и сам – как любоначальный, и те клирики, которые последовали за ним. Впрочем, это должно последовать, если он не обращается после того, как дважды и трижды увещевал его епископ.

 Вальсамон: В каждом городе клирики и миряне должны подчиняться местному епископу, с ним собираться и участвовать в церковных молитвах, если не обличат его судом как нечестивого, или несправедливого. Ибо тогда, если и отделятся от него, не будут осуждены. Но кто поступит вопреки сему, без достаточного основания отделиться от своего епископа и устроит особое церковное собрание, тот, если это клирик, должен быть извержен как любоначальный, а если мирянин, должен быть отлучен. Впрочем, по определению сего правила, это должно последовать после первого, второго и третьего увещания. Прочти также 6-е правило гангрского собора и 10-е карфагенского. Опираясь на это правило и на другие, подобные по содержанию, местные митрополиты и епископы негодуют против тех, которые домогаются учреждения патриарших ставропигий в их пределах. Посему некоторые из них и притом многократно обращались к царям и патриархам с просьбами отменить дарование патриарших ставропигий и подающие о том просьбу вселенскому патриарху, их самих не удостаивают и слова. Но таковые просители не были удовлетворены. А когда просящие отмены ставропигий просили принести им правила, дозволяющие выдачу таких ставропигий, то со стороны святейшей великой церкви прямо отражено было нападение их (т. е. митрополитов и епископов) указанием на долговременный церковный, неписанный обычай, который с незапамятных времен и поныне имеет в церкви силу правил. Заметь, что настоящее апостольское правило определяет, что клирики без опасности могут отделяться от своих епископов, если обличат их судом как нечестивых, или несправедливых. Обвинение в несправедливости есть новое. Другим же способом, хотя бы худший из всех был епископ или священник, никто не должен отделяться от них, а более должен верить, что через самого грешного священника или епископа подается освящение, ибо не всех Бог рукополагает, говорит Златоуст, но через всех действует. Прочти также толкование Златоуста на второе послание к Тимофею, и 13-е правило собора в храме святых Апостолов.

 Славянская кормчая: Без вины отторгнувся епископа, и ину поставить церковь, и с приемшими его да извержется.

 Толкование: Аще который презвитер без вины епископа своего оставит, не познав того, согрешивши, что в правоверии, или что в которой правде, и отшед и собор людей, о себе собрав, и церковь другую сотворит, да извержется яко властолюбец, сам же и последовавши ему причетницы. Простые же люде да отлучатся. Таковый же соуз должен есть прияти, аще не обратится, дващи и трищи помолшу его епископу его.

 

Подготовил Дмитрий Мельников




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


<
ierom_varlaam

4 мая 2012 21:41

Информация
очень полезная информация

 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |