на главную

О поклонении Богу духом и истиною

Поучение святителя Игнатия (Брянчанинова) в неделю о Самаряныне

 

Истиннии полонницы поклонятся Отцу Духом
и Истиною: ибо Отец таковых ищет
поклоняющихся Ему. (Ин. 4, 23)


Возлюбленные братия! ныне слышали мы во Евангелии, что истинные служители истинного Бога поклоняются Ему Духом и Истиною, что Бог ищет, то есть, желает иметь таких поклонников. Если Бог желает иметь таких поклонников: то, очевидно, что таковых только поклонников и служителей Он приемлет, таковые только поклонники и служители Ему благоугодны. Это учение нам возвестил сам Сын Божий. Веруем учению Христову! со всею любовию приемлем всесвятое учение Христово! Чтоб с точностию последовать ему, разсмотрим, чтó значит поклоняться Богу Отцу Духом и Истиною.

Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о себе: Аз есмь путь и истина и живот (Ин. 14, 6); Истина есть Слово Божие. Слово Твое истина есть (Ин. 17, 17). Это Слово предвечно было в Боге, произносилось Богом и к Богу: это Слово — Бог; это Слово — Творец всего существующего, видимого и невидимого (Ин. 1, 1. 3; Кол. 1, 16). Это Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины (Ин. 1, 14). Бога никтоже виде нигдеже: но Слово Божие. единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда (Ин. 1, 18). Исповедал пред человеками, вполне явил человекам Бога Сын Божий, Слово Божие: явил Сын Божий человекам недоступную им Истину, засвидетельствовав и запечатлев неоспоримо истину обильнейшим преподанием Божественной благодати. От исполнения Его мы вси прияхом благодать возблагодать: благодать и Истина Иисус Христом бысть (Ин. 1, 16-17). Это значит: Иисусом Христом доставлено не какое либо более или менее подробное и ясное понятие о благодати и Истине; но самая благодать, Самая Истина существенно преподаны человекам, насаждены в человеков. Мы соделались причастниками Божественного естества (2 Петр. 1, 4).

Истина имеет свойственный себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины (Иоан. 15, 26; 16, 13). Он Дух, от Отца исходящий (Ин. 15, 26); Он — Дух Святый Божий (Ин. 14, 26); Он Дух Сына (Гал. 4, 6), как неотступно соприсутствующий Сыну, как составляющий со Отцом и Сыном единое нераздельное и неслитное Божеское Существо. Приятие Истины есть вместе приятие Святаго Духа: потому-то Всесвятая Истина возвещает о себе, что Она пошлет Святаго Духа от Отца ученикам Своим. Естественно там присутствовать Святому Духу Истины, где действует Святая Истина, и печатлеть ея действия. Равным образом, где действует Святый Дух, там бывает обильнейшее явление истины, как и Господь сказал ученикам Своим: Егда приидет Он, Дух Истины, наставит вы на всяку Истину (Ин. 16, 13). Изображая чудное отношение Божественного Слова к Божественному Духу, Господь сказал о Духе: Он Мя прославит, яко от Моего приемлет и возвестит вам. Вся, елика имать Отец, Моя суть (Ин. 16, 14-15). Дух возвещает и являет человекам соестественного Ему Сына, Дух, привлеченный человеками верою в Сына, соестественного Духу. Истинного Христианина Святый Дух зиждет духовно и преобразует в жилище Божие (Ефес. 2, 22); Он во внутреннем человеке изображает и вселяет Христа (Еф. 3, 16-17); Он усыновляет человеков Богу, соделывая их подобными Христу, водворяя в них свойства Христовы (Ин. 14, 6). Таковые сыны Божии в молитвах своих относятся к Богу, как к Отцу: потому что Дух Святый вполне явно и ощутительно свидетельствует духу обновленного Им человека (Рим. 8, 16) о соединении этого человека с Богом, о усыновлении его Богу. Понеже есте сынове, говорит Апостол, посла Бог Дух Сына своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче (Гал. 4, 6). Таковые-то поклонники признаются истинными поклонниками Бога! таковых-то поклонников, покланяющихся Богу Духом и Истиною, ищет и приемлет Бог. Вне истинного Христианства нет ни Богопознания, ни Богослужения.

Никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною, сказал Господь. Для того, кто не верует в Господа Иисуса Христа, нет Бога: всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать (1 Ин. 2, 23); иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3, 36). Невозможно приступить к Богу, невозможно войти в какое бы то ни было общение с Богом иначе, как при посредстве Господа нашего Иисуса Христа, единого посредника и ходатая, единого средства к общению между Богом и человеками! Нет истинного познания Господа Иисуса Христа, без посредства Святаго Духа! Никто же может, сказал Апостол, рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12, 3). Аще кто Духа Христова не имать, сей несть Христов (Рим. 8, 9). Вне христианства нет добродетели, достойной неба! «Благое, сказал Преподобный Марк подвижник, не может быть ни веруемо, ни действуемо, как только о Христе Иисусе и Святом Духе» (Добротолюбие, ч. 1. О Законе духовном. гл. 2.) Недостойны Бога естественные добрые дела человеческие, истекающие из падшего нашего естества, в котором добро смешано со злом, по большей части едва приметно во множестве зла. Падшее естество способно исключительно к злу, как сам Бог засвидетельствовал: прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его (Быт. 8, 21). Вы зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим (Лк. 11, 13). Такова цена пред Евангелием и Богом естественной доброты человеческой и действий, из нея истекающих. Тщетно прославляет падшее естество свои громкие и великие добрые дела! Такое самохвальство есть свидетельство ужасной слепоты! Такое самохвальство есть невольное обличение качества громких дел человеческих, возбуждаемых и питаемых тщеславием. Воня гордыни, которую издают из себя эти гробы повапленные, мерзостна Богу: благоприятен Ему фимиам смирения.

По этой причине Господь заповедал падшему и слепотствующему человечеству, не сознающему своего горестного падения, напротив того видящему в нем какое-то великолепное торжество, ищущему развить это торжество, заповедал отречение от естества. Для спасения нашего необходимо отречение от греха! Но грех столько усвоился нам, что обратился в естество, в самую душу нашу. Для отречения от греха, сделалось существенно нужным полное отречение от падшего естества, отречение от души (Матѳ. 10, 39) — отречение не только от явных злых дел, но и от многоуважаемых и прославляемых миром добрых дел ветхого человека; существенно нужно заменить свой образ мыслей разумом Христовым, а деятельность по влечению чувств и по указанию плотского мудрования тщательным исполнением заповедей Христовых. Аще вы пребудете в словеси Моем, сказал Господь, воистину ученицы Мои будете. И уразуместе Истину, и Истина свободит вы (Ин. 8, 31-32). Замечательные и глубокие слова! Прямое последствие, вытекающее из них, заключается в том, что грех содержит человека в порабощении единственно посредством неправильных и ложных понятий. Равным образом очевидно, что пагубная неправильность этих понятий и состоит именно в признании добром того, что в сущности не есть добро, и в непризнании злом того, что в сущности есть убийственное зло.

Иже есть от Бога, глаголов Божиих послушает (Ин. 8, 43), сказал Господь. Братия! Смиримся пред Господом Богом нашим! В противоположность ожесточенным Иудеям, отвергшим и Господа и Его учение, окажем повиновение Господу покорностию Всесвятому и Спасительному учению Его! Отложим образ мыслей, доставляемый нам падшим естеством нашим и враждебным Богу миром! усвоим себе образ мыслей, предлагаемый нам Господом в Его Святом Евангелии! последуем Истине, и наследуем Истину. Истина освобождает человеческий ум от невидимых уз заблуждения, которыми оковал его грех. Этого мало: Всесильная Истина, доставив духовную свободу уму, обновив, оживив его жизнью свыше — Словом Божиим — выводит его на путь заповедей Христовых, и путь неправды отставляет от него (Пс. 118, 29). Душа, оживленная Истиною, воспевает вместе с вдохновенным Пророком: Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое. Законоположи мне Господи путь оправданий Твоих, и взыщу и выну: вразуми мя, и испытаю закон Твой, и сохраню и всем сердцем моим (Пс. 118, 32-34). Такая душа непременно соделывается причастницею Святаго Духа, который не может не присутствовать там, где присутствует и владычествует Божественная Истина, который в таинственном Своем совете со Всесвятою Истиною вещает о Себе так: Причастник Аз есмь всем боящимся Тебе и хранящим заповеди Твоя (Пс. 118, 63) (Добротолюбие, ч. 1. О Законе духовном. гл. 2).

Человек доколе пребывает в падшем естестве своем, дотоле погружен во мрак глубочайшего неведения: он не ведает, как должно молиться, и не ведает, о чем ему должно молиться (Рим. 8, 26); он вполне неспособен к служению Богу (По объяснению преп. Пимена Великого). Одна живая вера во Христа доставляет познание Истины; эта живая вера, выражаемая исполнением заповедей Христовых, привлекает в сердце верующего благодать Святаго Духа, как и Боговдохновенный Пророк сказал: привлекох Дух, яко заповедей Твоих желах (Пс. 118, 131). Один истинный Христианин, Христианин верою и делами, может быть истинным поклонником Бога, поклонящимся и служащим Богу, как Отцу, Духом и Истиною. Аминь.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |