Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. (1 Кор. II, 27) Однажды Палладий, будущий епископ Еленопольский, решил навестить прп. Макария Александрийского. Подойдя к его келлии, он увидел лежащего у дверей больного. Это был пресвитер из соседнего селения, у которого рак кожи оголил всю теменную кость. Поговорив со страдальцем, Палладий удивился: Макарий, отличавшийся милосердием и имевший дар творить чудеса, не только не помог ему, но даже не захотел видеть. Войдя к нему, он попросил:
— Молю тебя, умилосердись над страдальцем, дай ему хоть какой-нибудь ответ.
— Он не достоин исцеления, — сказал святой. — Господь послал ему такую болезнь для вразумления. Если хочешь, чтобы он исцелился, посоветуй ему с сего времени отказаться от совершения таинств. Он совершал литургию в грехе блудодеяния, и за это теперь наказывается.
Палладий передал больному те слова, и он поклялся более не священнодействовать. После этого прп. Макарий допустил его к себе, принял исповедь, а потом возложил на него руки. Через несколько дней его голова полностью покрылась волосами и он, прославляя Бога и благодаря святого, совершенно здоровым возвратился домой. Как видим, на человека могут обрушиться бедствия не только из-за того, что он причащается редко, но и потому, что недостойно.
Чтобы такое не случилось с нами, мы должны, готовясь к причастию, тщательно очистить душу. Опытные наставники всегда следили за тем, чтобы никто не приступал к Святой Чаше, имея на совести грех. Так, знаменитый авва Евлогий во время Евхаристии получал от Бога дар прозорливости. В душе каждого он видел достоинства и недостатки. Когда собравшиеся в храме начинали готовиться к причащению, иным он говорил:
— Как вы дерзаете приступать к Святым Тайнам, ведь ваши души направлены ко злу? — и, обращаясь к каждому порознь, обличал: — Ты в эту ночь был одержим блудными помыслами. А ты сказал в своем сердце: «Не все ли равно, грешным или чистым приступать к Причащению?» А ты имел сомнение относительно самих Даров и думал: «Освятят ли они меня, когда я приступлю к ним?» Если не очистите сначала мысли, то не можете приступить к благодати Христовой».
Публичное покаяние
Некоторые христиане и сегодня пренебрегают такой подготовкой перед причастием. Скрывая на исповеди грехи от священника, они думают, что и без покаяния причастие доставит им пользу. Так ли это? Нет. Нераскаявшийся грешник не получит благодать, даже приняв Святые Дары. Скрыть на исповеди свои грехи от священника, конечно, можно: он не следователь и не будет добиваться признания. Но можно ли скрыть их от Бога?.. Что же тогда толкает к причастию человека, не признавшегося духовнику в своих грехах? Он рассуждает так: причащение дает несомненную пользу, поэтому причащусь обязательно.
А что касается покаяния, то я лично принес его пред Богом, и этого достаточно. При чем здесь священник? Конечно, духовник — такой же человек, как и миряне, и подчас имеет еще больше грехов, чем они. Но дело в том, что Господь пожелал, чтобы мы каялись не перед Ангелами безгрешными, а перед людьми. Вся земная, видимая, часть Церкви состоит из людей. Все священнодействия совершаются ими. Спасение мы можем получить только через них и среди них. Если человек возненавидел свои грехи, он не постесняется признаться в них перед священником.
В древности у ранних христиан существовало публичное покаяние: перед всей общиной они каялись в содеянных грехах. Устрашившись Суда Божия, они уже не боялись суда человеческого. Сейчас все наоборот: люди куда больше боятся суда человеческого, а о Божием даже не помышляют. «Лица были как сажа» Церковь всегда боролась с легкомысленным отношением к причащению Христовых Тайн. И Сам Господь неоднократно через Своих избранников посылал откровения верующим для их вразумления.
Описание поучительного откровения содержит Древний патерик. Один епископ, когда люди начали подходить к Святой Чаше, «сквозь лица увидел души и каким каждый подвержен грехам: у одних, видел, лица были, как сажа, некоторые из них имели лицо наподобие пламени, глаза же кровяные и огненные; иных же из них видел светлыми лицом, белыми по одежде; иных же, когда преподавал Тело Христово, Оно опаляло и сжигало, а у других делалось как бы светом, чрез уста их входящим и все тело их просвещающим».
Епископ помолился Богу, прося открыть ему смысл видения. Явился Ангел и, отвечая на вопросы епископа, сказал: «Светоносные лица у тех, кто живет в целомудрии и чистоте, они добры, сострадательны и милостивы. Имеющие же черные лица суть любители блуда, скверн и услаждений. Показавшиеся кровавыми и огненными живут в злобе и неправде, любят обиды и хуления, коварны и убийцы. Итак, помоги им, желая спасения их. Сколько есть у тебя силы, ревности и любви ко Господу, все со тщанием употреби для обращения их от грехов к Богу…»
Проповедь Леночки
Как велика любовь Христа к людям! Даже тех, кто с оскверненной душой принимает Пречистые Тело и Кровь, Он не хочет наказывать, но ждет их покаяния. Такие высокие откровения Господь посылает подвижникам благочестия и в наше время. Одно из них находим в жизнеописании иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1865-1949).
Во время поста по окончании литургии, за которой было множество причастников, священник вышел на солею, и все подумали, что по обычаю он произнесет проповедь. Но вместо этого он вывел из толпы молящихся маленькую девочку, поставил ее рядом с собой на амвоне и громко объявил: «Сейчас четырехлетняя Леночка скажет проповедь, послушайте ее». Как это понимать?! Прихожане были явно озадачены. Но Леночка сказала такую проповедь, которая навсегда врезалась в память слушателей.
Во время службы она увидела Ангелов-Хранителей тех прихожан, которые причащались Святых Тайн. У одних Ангелы стояли рядом, у других — в отдалении и плакали. При этом девочка вдруг стала открыто называть имена причастников, указывая на них. После столь необычной проповеди обратился к народу и священник: «Те, у кого Ангел плакал, причастились в осуждение. У вас остались нераскаянные грехи. Кто желает, пусть подойдет ко мне и исповедует перед всеми неназванный грех: тогда Господь простит ему». Многие из тех, на кого указала девочка, пораженные Божиим обличением, и отбросив ложный стыд, публично покаялись в утаенных грехах.
…Итак, запомним: относиться с пренебрежением к святыне — крайне опасно, тем более — к Святым Дарам. И тот, кто решается с нечистой совестью подходить к Чаше, грубо оскорбляет Самого Бога, рискуя навеки погубить свою душу.
Поклонение пчел
Удивительно, но факт: иногда безсловесные творения Божии воздают Господу почтение большее, чем облагодетельствованный Им человек. В своей книге «О покаянии» святитель Феофан Затворник приводит один потрясающий рассказ. Некий сектант, по профессии пчеловод, причастился в православном храме. Однако Святые Дары он не проглотил, как положено, а вынул изо рта и завернул в платок. Придя домой, положил их в улей.
Для чего он это сделал, неизвестно, но то, что случилось потом, получило очень широкую огласку. Как только частица Святых Тайн оказалась в улье, пчелы прекратили строить соты и быстро принялись сооружать почетное хранилище для Тела Господа! Сначала они воздвигли крошечный престол, потом дискос, а затем над ними возвели свод наподобие алтаря. Положив на дискос святую частицу, они стройными рядами сели вокруг и тихим жужжанием стали воздавать хвалу Богу. Видя все это, пчеловод пришел в неописуемый ужас и приказал домочадцам скорее привести священника. Под впечатлением необычайного чуда он принес покаяние и скоро вернулся в лоно православной Церкви.
Многим людям есть чему поучиться у этих пчел. Они хоть и не имеют талантов, коими наделен человек, но по мере своих возможностей с благоговением чтут Создателя.
Что делал шершень в алтаре?
Один известный московский протоиерей рассказывал мне, как его отец, тоже священник, совершая литургию, вдруг застыл от неожиданности: огромный шершень ворвался в открытое окно алтаря и с лета сел на Святой Агнец. Пока священник приходил в себя, шершень, видимо, напуганный не менее его самого, оторвался от Агнца и завис над ним в воздухе, тщательно отряхивая лапку об лапку. Это очень напоминало действие священников, когда они после прикосновения к Агнцу стряхивают над дискосом с пальцев приставшие к ним мелкие частицы. Через несколько секунд, исправив нечаянную оплошность, шершень, сопровождаемый удивленным взором батюшки, скрылся в том же направлении, откуда прилетел.
Из этих примеров видно, с каким великим почтением и благоговением надо относиться к принятию Христовых Тайн. Огнь попаляющий Наш Бог человеколюбив и милостив, но вместе с тем Он — грозный Судия. Поэтому надо служить Ему, как пишет апостол Павел, с благоговением и страхом.
Страх, который требуется от человека, готовящегося к причастию, отнюдь не должен быть состоянием подавленности, угнетения, оцепенения, уныния или отчаяния. Страх перед Богом — это чувство любящего сына к любвеобильному Отцу, желание ни в чем не нарушать Его святую волю и стремление никогда не оскорблять Его Божественное величие. Богобоязненность избавляет душу христианина от страстей и скверных мыслей, вызывает ревность ко спасению. Благодать Божия, словно огонь, опаляющая недостойных, просвещает и очищает благоговейных.
Подтверждение тому мы находим и в Троицком патерике. Во время служения литургии преподобным Сергием Радонежским его ученик Симон видел, как небесный огонь сошел на Святые Тайны в минуту их освящения и как он двигался по святому престолу, озаряя весь алтарь и обвиваясь около Святой Трапезы. В него же был погружен и преподобный Сергий, священнодействовавший у престола. Когда настало время причащения, Божественный огонь свился, словно пелена, и вошел внутрь потира.
На глазах изумленного Симона прп. Сергий причастился этого огня и весь возсиял блистательным светом. От Сергия не укрылось, что его ученик изменился в лице, и, отойдя от престола после причастия, он спросил:
— Чего так устрашился дух твой, чадо мое?
— Я видел благодать Святого Духа, отче.
— Смотри же, никому не говори о том, что ты видел, пока Господь не позовет меня из этой жизни...
***
Да, служение литургии — великая и страшная честь для священника, невидимо соприкасающегося с огненной благодатью. Но и миряне, принимающие в свои уста Пречистые Дары, сподобляются не меньшей чести от Бога, и это накладывает на них большую ответственность. В молитвах, которые читаются перед причащением, Христовы Тайны называются «огнем, недостойныя попаляющим», поэтому причастник должен одновременно и радоваться, и трепетать, так как «огневи причащается».
В этот момент происходит высочайшее соединение человеческого падшего естества с Божеством, наши души и тела облекаются во Христа. Это непостижимое умом таинство, спасающий нас дар Божественной любви! Любви жертвенной! Всякий раз, подходя к Чаше, мы должны помнить, что она наполнена Кровью, пролитой за нас на кресте Сыном Божиим. Удержим в памяти слова одного современного богослова: «Никто не достоин своими духовными подвигами приобщаться Телу и Крови Христовым, поэтому приготовление состоит не в подсчитывании и анализе своей «подготовленности», а в ответе любви на любовь».
(Цит. по кн. протоиерея Вячеслава Тулупова «Чудо Святого Причащения» 1998г.)
— Молю тебя, умилосердись над страдальцем, дай ему хоть какой-нибудь ответ.
— Он не достоин исцеления, — сказал святой. — Господь послал ему такую болезнь для вразумления. Если хочешь, чтобы он исцелился, посоветуй ему с сего времени отказаться от совершения таинств. Он совершал литургию в грехе блудодеяния, и за это теперь наказывается.
Палладий передал больному те слова, и он поклялся более не священнодействовать. После этого прп. Макарий допустил его к себе, принял исповедь, а потом возложил на него руки. Через несколько дней его голова полностью покрылась волосами и он, прославляя Бога и благодаря святого, совершенно здоровым возвратился домой. Как видим, на человека могут обрушиться бедствия не только из-за того, что он причащается редко, но и потому, что недостойно.
Чтобы такое не случилось с нами, мы должны, готовясь к причастию, тщательно очистить душу. Опытные наставники всегда следили за тем, чтобы никто не приступал к Святой Чаше, имея на совести грех. Так, знаменитый авва Евлогий во время Евхаристии получал от Бога дар прозорливости. В душе каждого он видел достоинства и недостатки. Когда собравшиеся в храме начинали готовиться к причащению, иным он говорил:
— Как вы дерзаете приступать к Святым Тайнам, ведь ваши души направлены ко злу? — и, обращаясь к каждому порознь, обличал: — Ты в эту ночь был одержим блудными помыслами. А ты сказал в своем сердце: «Не все ли равно, грешным или чистым приступать к Причащению?» А ты имел сомнение относительно самих Даров и думал: «Освятят ли они меня, когда я приступлю к ним?» Если не очистите сначала мысли, то не можете приступить к благодати Христовой».
Публичное покаяние
Некоторые христиане и сегодня пренебрегают такой подготовкой перед причастием. Скрывая на исповеди грехи от священника, они думают, что и без покаяния причастие доставит им пользу. Так ли это? Нет. Нераскаявшийся грешник не получит благодать, даже приняв Святые Дары. Скрыть на исповеди свои грехи от священника, конечно, можно: он не следователь и не будет добиваться признания. Но можно ли скрыть их от Бога?.. Что же тогда толкает к причастию человека, не признавшегося духовнику в своих грехах? Он рассуждает так: причащение дает несомненную пользу, поэтому причащусь обязательно.
А что касается покаяния, то я лично принес его пред Богом, и этого достаточно. При чем здесь священник? Конечно, духовник — такой же человек, как и миряне, и подчас имеет еще больше грехов, чем они. Но дело в том, что Господь пожелал, чтобы мы каялись не перед Ангелами безгрешными, а перед людьми. Вся земная, видимая, часть Церкви состоит из людей. Все священнодействия совершаются ими. Спасение мы можем получить только через них и среди них. Если человек возненавидел свои грехи, он не постесняется признаться в них перед священником.
В древности у ранних христиан существовало публичное покаяние: перед всей общиной они каялись в содеянных грехах. Устрашившись Суда Божия, они уже не боялись суда человеческого. Сейчас все наоборот: люди куда больше боятся суда человеческого, а о Божием даже не помышляют. «Лица были как сажа» Церковь всегда боролась с легкомысленным отношением к причащению Христовых Тайн. И Сам Господь неоднократно через Своих избранников посылал откровения верующим для их вразумления.
Описание поучительного откровения содержит Древний патерик. Один епископ, когда люди начали подходить к Святой Чаше, «сквозь лица увидел души и каким каждый подвержен грехам: у одних, видел, лица были, как сажа, некоторые из них имели лицо наподобие пламени, глаза же кровяные и огненные; иных же из них видел светлыми лицом, белыми по одежде; иных же, когда преподавал Тело Христово, Оно опаляло и сжигало, а у других делалось как бы светом, чрез уста их входящим и все тело их просвещающим».
Епископ помолился Богу, прося открыть ему смысл видения. Явился Ангел и, отвечая на вопросы епископа, сказал: «Светоносные лица у тех, кто живет в целомудрии и чистоте, они добры, сострадательны и милостивы. Имеющие же черные лица суть любители блуда, скверн и услаждений. Показавшиеся кровавыми и огненными живут в злобе и неправде, любят обиды и хуления, коварны и убийцы. Итак, помоги им, желая спасения их. Сколько есть у тебя силы, ревности и любви ко Господу, все со тщанием употреби для обращения их от грехов к Богу…»
Проповедь Леночки
Как велика любовь Христа к людям! Даже тех, кто с оскверненной душой принимает Пречистые Тело и Кровь, Он не хочет наказывать, но ждет их покаяния. Такие высокие откровения Господь посылает подвижникам благочестия и в наше время. Одно из них находим в жизнеописании иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1865-1949).
Во время поста по окончании литургии, за которой было множество причастников, священник вышел на солею, и все подумали, что по обычаю он произнесет проповедь. Но вместо этого он вывел из толпы молящихся маленькую девочку, поставил ее рядом с собой на амвоне и громко объявил: «Сейчас четырехлетняя Леночка скажет проповедь, послушайте ее». Как это понимать?! Прихожане были явно озадачены. Но Леночка сказала такую проповедь, которая навсегда врезалась в память слушателей.
Во время службы она увидела Ангелов-Хранителей тех прихожан, которые причащались Святых Тайн. У одних Ангелы стояли рядом, у других — в отдалении и плакали. При этом девочка вдруг стала открыто называть имена причастников, указывая на них. После столь необычной проповеди обратился к народу и священник: «Те, у кого Ангел плакал, причастились в осуждение. У вас остались нераскаянные грехи. Кто желает, пусть подойдет ко мне и исповедует перед всеми неназванный грех: тогда Господь простит ему». Многие из тех, на кого указала девочка, пораженные Божиим обличением, и отбросив ложный стыд, публично покаялись в утаенных грехах.
…Итак, запомним: относиться с пренебрежением к святыне — крайне опасно, тем более — к Святым Дарам. И тот, кто решается с нечистой совестью подходить к Чаше, грубо оскорбляет Самого Бога, рискуя навеки погубить свою душу.
Поклонение пчел
Удивительно, но факт: иногда безсловесные творения Божии воздают Господу почтение большее, чем облагодетельствованный Им человек. В своей книге «О покаянии» святитель Феофан Затворник приводит один потрясающий рассказ. Некий сектант, по профессии пчеловод, причастился в православном храме. Однако Святые Дары он не проглотил, как положено, а вынул изо рта и завернул в платок. Придя домой, положил их в улей.
Для чего он это сделал, неизвестно, но то, что случилось потом, получило очень широкую огласку. Как только частица Святых Тайн оказалась в улье, пчелы прекратили строить соты и быстро принялись сооружать почетное хранилище для Тела Господа! Сначала они воздвигли крошечный престол, потом дискос, а затем над ними возвели свод наподобие алтаря. Положив на дискос святую частицу, они стройными рядами сели вокруг и тихим жужжанием стали воздавать хвалу Богу. Видя все это, пчеловод пришел в неописуемый ужас и приказал домочадцам скорее привести священника. Под впечатлением необычайного чуда он принес покаяние и скоро вернулся в лоно православной Церкви.
Многим людям есть чему поучиться у этих пчел. Они хоть и не имеют талантов, коими наделен человек, но по мере своих возможностей с благоговением чтут Создателя.
Что делал шершень в алтаре?
Один известный московский протоиерей рассказывал мне, как его отец, тоже священник, совершая литургию, вдруг застыл от неожиданности: огромный шершень ворвался в открытое окно алтаря и с лета сел на Святой Агнец. Пока священник приходил в себя, шершень, видимо, напуганный не менее его самого, оторвался от Агнца и завис над ним в воздухе, тщательно отряхивая лапку об лапку. Это очень напоминало действие священников, когда они после прикосновения к Агнцу стряхивают над дискосом с пальцев приставшие к ним мелкие частицы. Через несколько секунд, исправив нечаянную оплошность, шершень, сопровождаемый удивленным взором батюшки, скрылся в том же направлении, откуда прилетел.
Из этих примеров видно, с каким великим почтением и благоговением надо относиться к принятию Христовых Тайн. Огнь попаляющий Наш Бог человеколюбив и милостив, но вместе с тем Он — грозный Судия. Поэтому надо служить Ему, как пишет апостол Павел, с благоговением и страхом.
Страх, который требуется от человека, готовящегося к причастию, отнюдь не должен быть состоянием подавленности, угнетения, оцепенения, уныния или отчаяния. Страх перед Богом — это чувство любящего сына к любвеобильному Отцу, желание ни в чем не нарушать Его святую волю и стремление никогда не оскорблять Его Божественное величие. Богобоязненность избавляет душу христианина от страстей и скверных мыслей, вызывает ревность ко спасению. Благодать Божия, словно огонь, опаляющая недостойных, просвещает и очищает благоговейных.
Подтверждение тому мы находим и в Троицком патерике. Во время служения литургии преподобным Сергием Радонежским его ученик Симон видел, как небесный огонь сошел на Святые Тайны в минуту их освящения и как он двигался по святому престолу, озаряя весь алтарь и обвиваясь около Святой Трапезы. В него же был погружен и преподобный Сергий, священнодействовавший у престола. Когда настало время причащения, Божественный огонь свился, словно пелена, и вошел внутрь потира.
На глазах изумленного Симона прп. Сергий причастился этого огня и весь возсиял блистательным светом. От Сергия не укрылось, что его ученик изменился в лице, и, отойдя от престола после причастия, он спросил:
— Чего так устрашился дух твой, чадо мое?
— Я видел благодать Святого Духа, отче.
— Смотри же, никому не говори о том, что ты видел, пока Господь не позовет меня из этой жизни...
***
Да, служение литургии — великая и страшная честь для священника, невидимо соприкасающегося с огненной благодатью. Но и миряне, принимающие в свои уста Пречистые Дары, сподобляются не меньшей чести от Бога, и это накладывает на них большую ответственность. В молитвах, которые читаются перед причащением, Христовы Тайны называются «огнем, недостойныя попаляющим», поэтому причастник должен одновременно и радоваться, и трепетать, так как «огневи причащается».
В этот момент происходит высочайшее соединение человеческого падшего естества с Божеством, наши души и тела облекаются во Христа. Это непостижимое умом таинство, спасающий нас дар Божественной любви! Любви жертвенной! Всякий раз, подходя к Чаше, мы должны помнить, что она наполнена Кровью, пролитой за нас на кресте Сыном Божиим. Удержим в памяти слова одного современного богослова: «Никто не достоин своими духовными подвигами приобщаться Телу и Крови Христовым, поэтому приготовление состоит не в подсчитывании и анализе своей «подготовленности», а в ответе любви на любовь».
(Цит. по кн. протоиерея Вячеслава Тулупова «Чудо Святого Причащения» 1998г.)