на главную

«Чудо Святого Причащения». Рассказы опытного священника

Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. (1 Кор. II, 27) Однажды Палладий, будущий епископ Еленопольский, решил навестить прп. Макария Александрийского. Подойдя к его келлии, он увидел лежащего у дверей больного. Это был пресвитер из соседнего селения, у которого рак кожи оголил всю теменную кость. Поговорив со страдальцем, Палладий удивился: Макарий, отличавшийся милосердием и имевший дар творить чудеса, не только не помог ему, но даже не захотел видеть. Войдя к нему, он попросил:

— Молю тебя, умилосердись над страдальцем, дай ему хоть какой-нибудь ответ.
— Он не достоин исцеления, — сказал святой. — Господь послал ему такую болезнь для вразумления. Если хочешь, чтобы он исцелился, посоветуй ему с сего времени отказаться от совершения таинств. Он совершал литургию в грехе блудодеяния, и за это теперь наказывается.

Палладий передал больному те слова, и он поклялся более не священнодействовать. После этого прп. Макарий допустил его к себе, принял исповедь, а потом возложил на него руки. Через несколько дней его голова полностью покрылась волосами и он, прославляя Бога и благодаря святого, совершенно здоровым возвратился домой. Как видим, на человека могут обрушиться бедствия не только из-за того, что он причащается редко, но и потому, что недостойно.

Чтобы такое не случилось с нами, мы должны, готовясь к причастию, тщательно очистить душу. Опытные наставники всегда следили за тем, чтобы никто не приступал к Святой Чаше, имея на совести грех. Так, знаменитый авва Евлогий во время Евхаристии получал от Бога дар прозорливости. В душе каждого он видел достоинства и недостатки. Когда собравшиеся в храме начинали готовиться к причащению, иным он говорил:

— Как вы дерзаете приступать к Святым Тайнам, ведь ваши души направлены ко злу? — и, обращаясь к каждому порознь, обличал: — Ты в эту ночь был одержим блудными помыслами. А ты сказал в своем сердце: «Не все ли равно, грешным или чистым приступать к Причащению?» А ты имел сомнение относительно самих Даров и думал: «Освятят ли они меня, когда я приступлю к ним?» Если не очистите сначала мысли, то не можете приступить к благодати Христовой».

Публичное покаяние
Некоторые христиане и сегодня пренебрегают такой подготовкой перед причастием. Скрывая на исповеди грехи от священника, они думают, что и без покаяния причастие доставит им пользу. Так ли это? Нет. Нераскаявшийся грешник не получит благодать, даже приняв Святые Дары. Скрыть на исповеди свои грехи от священника, конечно, можно: он не следователь и не будет добиваться признания. Но можно ли скрыть их от Бога?.. Что же тогда толкает к причастию человека, не признавшегося духовнику в своих грехах? Он рассуждает так: причащение дает несомненную пользу, поэтому причащусь обязательно.

А что касается покаяния, то я лично принес его пред Богом, и этого достаточно. При чем здесь священник? Конечно, духовник — такой же человек, как и миряне, и подчас имеет еще больше грехов, чем они. Но дело в том, что Господь пожелал, чтобы мы каялись не перед Ангелами безгрешными, а перед людьми. Вся земная, видимая, часть Церкви состоит из людей. Все священнодействия совершаются ими. Спасение мы можем получить только через них и среди них. Если человек возненавидел свои грехи, он не постесняется признаться в них перед священником.

В древности у ранних христиан существовало публичное покаяние: перед всей общиной они каялись в содеянных грехах. Устрашившись Суда Божия, они уже не боялись суда человеческого. Сейчас все наоборот: люди куда больше боятся суда человеческого, а о Божием даже не помышляют. «Лица были как сажа» Церковь всегда боролась с легкомысленным отношением к причащению Христовых Тайн. И Сам Господь неоднократно через Своих избранников посылал откровения верующим для их вразумления.

Описание поучительного откровения содержит Древний патерик. Один епископ, когда люди начали подходить к Святой Чаше, «сквозь лица увидел души и каким каждый подвержен грехам: у одних, видел, лица были, как сажа, некоторые из них имели лицо наподобие пламени, глаза же кровяные и огненные; иных же из них видел светлыми лицом, белыми по одежде; иных же, когда преподавал Тело Христово, Оно опаляло и сжигало, а у других делалось как бы светом, чрез уста их входящим и все тело их просвещающим».

Епископ помолился Богу, прося открыть ему смысл видения. Явился Ангел и, отвечая на вопросы епископа, сказал: «Светоносные лица у тех, кто живет в целомудрии и чистоте, они добры, сострадательны и милостивы. Имеющие же черные лица суть любители блуда, скверн и услаждений. Показавшиеся кровавыми и огненными живут в злобе и неправде, любят обиды и хуления, коварны и убийцы. Итак, помоги им, желая спасения их. Сколько есть у тебя силы, ревности и любви ко Господу, все со тщанием употреби для обращения их от грехов к Богу…»

Проповедь Леночки
Как велика любовь Христа к людям! Даже тех, кто с оскверненной душой принимает Пречистые Тело и Кровь, Он не хочет наказывать, но ждет их покаяния. Такие высокие откровения Господь посылает подвижникам благочестия и в наше время. Одно из них находим в жизнеописании иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1865-1949).

Во время поста по окончании литургии, за которой было множество причастников, священник вышел на солею, и все подумали, что по обычаю он произнесет проповедь. Но вместо этого он вывел из толпы молящихся маленькую девочку, поставил ее рядом с собой на амвоне и громко объявил: «Сейчас четырехлетняя Леночка скажет проповедь, послушайте ее». Как это понимать?! Прихожане были явно озадачены. Но Леночка сказала такую проповедь, которая навсегда врезалась в память слушателей.

Во время службы она увидела Ангелов-Хранителей тех прихожан, которые причащались Святых Тайн. У одних Ангелы стояли рядом, у других — в отдалении и плакали. При этом девочка вдруг стала открыто называть имена причастников, указывая на них. После столь необычной проповеди обратился к народу и священник: «Те, у кого Ангел плакал, причастились в осуждение. У вас остались нераскаянные грехи. Кто желает, пусть подойдет ко мне и исповедует перед всеми неназванный грех: тогда Господь простит ему». Многие из тех, на кого указала девочка, пораженные Божиим обличением, и отбросив ложный стыд, публично покаялись в утаенных грехах.

…Итак, запомним: относиться с пренебрежением к святыне — крайне опасно, тем более — к Святым Дарам. И тот, кто решается с нечистой совестью подходить к Чаше, грубо оскорбляет Самого Бога, рискуя навеки погубить свою душу.

Поклонение пчел
Удивительно, но факт: иногда безсловесные творения Божии воздают Господу почтение большее, чем облагодетельствованный Им человек. В своей книге «О покаянии» святитель Феофан Затворник приводит один потрясающий рассказ. Некий сектант, по профессии пчеловод, причастился в православном храме. Однако Святые Дары он не проглотил, как положено, а вынул изо рта и завернул в платок. Придя домой, положил их в улей.

Для чего он это сделал, неизвестно, но то, что случилось потом, получило очень широкую огласку. Как только частица Святых Тайн оказалась в улье, пчелы прекратили строить соты и быстро принялись сооружать почетное хранилище для Тела Господа! Сначала они воздвигли крошечный престол, потом дискос, а затем над ними возвели свод наподобие алтаря. Положив на дискос святую частицу, они стройными рядами сели вокруг и тихим жужжанием стали воздавать хвалу Богу. Видя все это, пчеловод пришел в неописуемый ужас и приказал домочадцам скорее привести священника. Под впечатлением необычайного чуда он принес покаяние и скоро вернулся в лоно православной Церкви.

Многим людям есть чему поучиться у этих пчел. Они хоть и не имеют талантов, коими наделен человек, но по мере своих возможностей с благоговением чтут Создателя.

Что делал шершень в алтаре?
Один известный московский протоиерей рассказывал мне, как его отец, тоже священник, совершая литургию, вдруг застыл от неожиданности: огромный шершень ворвался в открытое окно алтаря и с лета сел на Святой Агнец. Пока священник приходил в себя, шершень, видимо, напуганный не менее его самого, оторвался от Агнца и завис над ним в воздухе, тщательно отряхивая лапку об лапку. Это очень напоминало действие священников, когда они после прикосновения к Агнцу стряхивают над дискосом с пальцев приставшие к ним мелкие частицы. Через несколько секунд, исправив нечаянную оплошность, шершень, сопровождаемый удивленным взором батюшки, скрылся в том же направлении, откуда прилетел.

Из этих примеров видно, с каким великим почтением и благоговением надо относиться к принятию Христовых Тайн. Огнь попаляющий Наш Бог человеколюбив и милостив, но вместе с тем Он — грозный Судия. Поэтому надо служить Ему, как пишет апостол Павел, с благоговением и страхом.

Страх, который требуется от человека, готовящегося к причастию, отнюдь не должен быть состоянием подавленности, угнетения, оцепенения, уныния или отчаяния. Страх перед Богом — это чувство любящего сына к любвеобильному Отцу, желание ни в чем не нарушать Его святую волю и стремление никогда не оскорблять Его Божественное величие. Богобоязненность избавляет душу христианина от страстей и скверных мыслей, вызывает ревность ко спасению. Благодать Божия, словно огонь, опаляющая недостойных, просвещает и очищает благоговейных.

Подтверждение тому мы находим и в Троицком патерике. Во время служения литургии преподобным Сергием Радонежским его ученик Симон видел, как небесный огонь сошел на Святые Тайны в минуту их освящения и как он двигался по святому престолу, озаряя весь алтарь и обвиваясь около Святой Трапезы. В него же был погружен и преподобный Сергий, священнодействовавший у престола. Когда настало время причащения, Божественный огонь свился, словно пелена, и вошел внутрь потира.

На глазах изумленного Симона прп. Сергий причастился этого огня и весь возсиял блистательным светом. От Сергия не укрылось, что его ученик изменился в лице, и, отойдя от престола после причастия, он спросил:
— Чего так устрашился дух твой, чадо мое?
— Я видел благодать Святого Духа, отче.
— Смотри же, никому не говори о том, что ты видел, пока Господь не позовет меня из этой жизни...
***
Да, служение литургии — великая и страшная честь для священника, невидимо соприкасающегося с огненной благодатью. Но и миряне, принимающие в свои уста Пречистые Дары, сподобляются не меньшей чести от Бога, и это накладывает на них большую ответственность. В молитвах, которые читаются перед причащением, Христовы Тайны называются «огнем, недостойныя попаляющим», поэтому причастник должен одновременно и радоваться, и трепетать, так как «огневи причащается».

В этот момент происходит высочайшее соединение человеческого падшего естества с Божеством, наши души и тела облекаются во Христа. Это непостижимое умом таинство, спасающий нас дар Божественной любви! Любви жертвенной! Всякий раз, подходя к Чаше, мы должны помнить, что она наполнена Кровью, пролитой за нас на кресте Сыном Божиим. Удержим в памяти слова одного современного богослова: «Никто не достоин своими духовными подвигами приобщаться Телу и Крови Христовым, поэтому приготовление состоит не в подсчитывании и анализе своей «подготовленности», а в ответе любви на любовь».

(Цит. по кн. протоиерея Вячеслава Тулупова «Чудо Святого Причащения» 1998г.)




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |