на главную

С праздником Крещения, православные! Как открыла Русь свое сердце Христу

Сегодня, 15/28 июля, Православная Церковь празднует память святого равноапостольного великого князя Владимира, крестителя Руси. Наши далекие предки называли его не иначе, как «солнце земли русской», «Владимир Красно солнышко», а Церковь назвала его равноапостольным – равным по заслугам апостолам Христовым. Это он, князь Владимир, в 988 году вывел на высокий берег Днепра двенадцать своих сыновей, бояр, дружинников и всех киевлян и повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

То был великий день в истории нашей страны: оставив тьму идольских капищ и придуманного многобожия, люди русские обрели православную веру и чудный свет благодати Божией. Так князь Владимир водворил в Царстве Русском Царство Христово – неиссякаемый источник жизни и могущества России.

Примечательно, что сам он принял крещение уже в зрелом возрасте. Вере научила его бабушка — великая княгиня Ольга, ставшая первой христианкой на Руси. Сына своего Святослава она много убеждала оставить язычество, но так и не смогла. Он вел ратную походную жизнь, много воевал, брал города, делил добычу, имел наложниц и слушать не хотел увещания матери. В мир иной так и ушел язычником.

Но зато внука Владимира княгиня Ольга успела наставить в истине. И когда пришло ему на сердце оставить многобожие, он, будучи уже князем, разослал послов в разные страны, желая узнать, какая вера самая лучшая. Глубинный внутренний призыв — как бы звон Господень — уже звучал над Русью. Пусть тихо, еле слышно, но промыслительно точно и вполне ожидаемо...

От выбора князя тогда зависело всё: и нравственная опора народа, и крепость Киевского государства, и его будущее. Преподобный Нестор-летописец в «Повести временных лет» сообщает, что в 986 году пришли к Владимиру послы из Волжской Болгарии и предложили принять магометанство. Князь выслушал их, но когда узнал, что учение их требует обрезания, запрещает пить вино и есть свиное мясо, то решительно отказал им.

Следом прибыли послы из Рима и начали подробно излагать свою католическую веру, но Владимир не пожелал их слушать: «Идите обратно! Отцы наши не приняли учения сего».

Явились потом проповедники от хазарских евреев: «Мы слышали, что приходили к тебе болгаре и христиане и уговаривали принять закон их. Но христиане веруют в Того, Которого мы распяли, а мы веруем в Бога истинного, Бога Авраама, Исаака, Иакова». Слушая их речи, князь внезапно спросил:
— А где же ваше отечество?
— В Иерусалиме, но за грехи отцов наших Бог лишил нас отечества и рассеял по всей земле.
— Как же вы учите других, будучи сами отвержены от Бога? Если бы Бог любил вас, то не расточил бы вас по чужим землям. Ужели и нам того желаете?

И отверг князь хазарских проповедников. Вскоре после того отправил он своих приближенных, «славных и умных мужей» в столицу православной Византийской империи — Царьград. Посетив богослужение в Софийском соборе, они так были поражены церковным пением и благолепием, что по возвращении домой отвечали князю: «Не знаем, где мы были, то ли на небе, то ли на земле».

На протяжении многих веков Царьград поражал воображение всех, кому удавалось там побывать. Образ красивого белокаменного города с золотыми куполами церквей перешел в русские сказки и былины и манил, манил ожиданием трепетную русскую душу. И выбор был сделан в пользу греческой византийской веры. Желая обрести поддержку среди бояр и дружинников, князь спросил:
— Где крещение примем?
— Где ти любо, — отвечали они, полностью полагаясь на его волю.

Сам обряд крещения в воде выглядел «краеугольным камнем» судеб России: он знаменовал собой полное очищение от прежних наслоений грязи и нечисти, духовное рождение, вступление в новую жизнь. Из далекого Царьграда привез князь священнослужителей, певчих, богослужебные книги, облачения, иконы, хоругви и всю церковную утварь. Когда шел тот большой обоз по дорогам, со стороны казалось, что вся Вселенская Церковь двинулась на просторы русской земли. Так открыла Русь свое сердце Христу.

И вот наступило незабвенное и единственное в нашей истории утро Крещения киевлян в водах Днепра. Представим себе этот день: летний, солнечный, жаркий. Еще накануне князь объявил всему городу: «Если кто не придет завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг». Что это за слова? Призыв или требование? Просьба или приказ? Восприняли все по-разному, но большинство рассуждало так: «Если бы не было это хорошо, то не приняли бы этого наш князь и бояре». Однако во многих сердцах было смущение и недоумение: как можно презреть вчерашних грозных богов – Перуна и Сварога?..

Тем не менее, народ безоговорочно исполнил повеление князя. Целыми семьями, со стариками и детьми, нарядно одетые, шли киевляне к реке. «И сошлось там людей без числа, — свидетельствует «Повесть временных лет». — Вошли в воду одни до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев, а священники совершали молитвы, стоя на берегу. И была видна радость на небе и на земле, а дьявол говорил, стеная: «Увы мне, прогоняют меня отсюда».

Люди, крестившись, разошлись по домам, а Владимир, обратя взор на небо, сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на этих новых людей и дай им познать Тебя, истинного Бога. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги против козней дьявола. На Тебя надеюсь и на Твою силу». Так вольный широкий Днепр стал купелью Святого Крещения для целого русского народа — подобно тому, как текучие воды Иордана когда-то стали купелью для Самого Спасителя.

Повествуя о тех событиях, преподобный Нестор не мог удержать восторженного восклицания: «В одно время вся земля наша восславила Христа со Отцем и Святым Духом! И повелел князь Владимир строить церкви по всей земле и ставить их там, где раньше стояли капища идольские. А деревянные статуи Перуна велел изрубить, и сжечь, и утопить в реке. И приставил двенадцать мужей колотить идолов жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-то чувствует, но для поругания беса, который много веков обманывал людей, будучи в этом образе, чтобы принял он возмездие от людей. И по другим русским городам стали ставить церкви и приводить людей на крещение.

И посылал князь собирать детей у лучших людей и отдавать их в обучение книжное. Матери же их, не утвердившись еще в вере, плакали о них, как о мертвых. Когда же отданы были дети в учение книжное, сбылось на Руси древнее пророчество: «В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных». Благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и просветивший ее крещением святым».

+++

«Неисчислимое множество благодатных плодов принесла Отечеству нашему православная вера, насажденная князем Владимиром, — писал святитель Димитрий, архиепископ Херсонский (1889). — Всё, что ни видим доброго, великого и славного, всё, чем ни красуются наши города и веси, что ни есть доблестного и знаменитого в истории царства русского, есть плод святой веры и ее драгоценный дар.
Она собрала воедино наш народ, разделенный прежде по племенам, и расширила пределы России до концов земли.
Она ввела у нас законы и благоустройство гражданское, освятила взаимоотношения, которыми связуются все члены великого семейства народа русского во единое живое и крепкое тело государства русского.
Она воспитала великих и мудрых царей, знаменитых военачальников и градоправителей. Она возрастила целые лики святых и соделала их хранителями и заступниками Отечества.
Она вдохновляла праотцов наших на защиту от множества врагов. С молитвой на устах они шли в смертный бой, чтобы отстоять землю предков».

Если же столь благотворна для нас православная вера, то не долг ли каждого сына Отечества более всего желать и молиться о ее сохранении и укреплении? Вера — самый первый и важнейший дар, но с ним Господь соединил и все прочие дары: силу, богатство, просвещение и славу России. И по сей день мы убеждаемся в том: где жива истинная вера, там созревает и совершается всё благое и долговечное. Пребудем же в ней твердыми и «несовратными», как молился в день Крещения Руси великий равноапостольный князь Владимир.


 Нина Боголюбова




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |