Оптинские старцы прославили свою обитель на весь православнй мир. 30 июля/12 августа Церковь празднует день памяти одного из последних старцев - преподобного Анатолия (Потапова) младшего (1922). Он прожил жизнь высокодуховную, насыщенную трудами, молитвами и подвигами, а поле революции Промыслом Божиим избежал жестоких мучений от рук безбожников. В своих письмах к духовным чадам он не только давал личные советы, но и пророчествовал о грядущих судьбах Православной Церкви.
«Блажени нищии духом…»
С юности жизнь старца Анатолия проходила в духе смирения, в сокрушении сердца перед всеведущей волей Божией. Когда мать воспротивилась желанию Александра (так звали его в миру) вступить на путь монашества, он принял это как испытание, посланное от Господа. Он не впал в отчаяние, не унывал, не роптал, а просто молился и терпеливо ждал, когда перед ним откроется долгожданная стезя.
Его прошения были услышаны и в возрасте 30 лет, уже после смерти матери, он поступил насельником в Оптину пустынь. Он начал познавать науку духовной жизни под руководством преподобного Амвросия Оптинского и воспитывал в себе главные качества истинного монаха: смирение и незлобие. Эти добродетели и помогли ему стойко перенести все испытания, выпавшие на его долю в годы революционного перелома.
После революции советская власть намеревалась закрыть обитель, а всю братию арестовать. Не миновала эта участь и старца Анатолия. Первый же арест едва не лишил его жизни. Пребывание в ужасных тюремных условиях, постоянные и изнурительные допросы сильно подорвали и без того слабое его здоровье. Он имел настолько болезненный вид, что чекисты приняли его за тифозного больного и обрили наголо.
Однако кротость и любовь его к врагам была так велика, что всех своих недоброжелателей он ласково называл «хорошими». «Вы – Божьи, даже если уже успели забыть об этом, даже если и слышать об этом не хотите!» – повторял он. Доброта старца ненадолго умягчила злые сердца богоборцев и вскоре его вернули в Оптину.
По послушанию преподобный Анатолий начал духовно окормлять многочисленных паломников обители, учил их главному качеству христианина – смирению: «Прежде всего, следует осознать себя немощнейшим червяком, ничего не могущим сделать доброго без дара Духа Святаго от Господа нашего Иисуса Христа, подаваемого по молитве нашей и ближних наших и по Своему милосердию». Имея за плечами богатый духовный и жизненный опыт, старец до конца своих дней оставался в душе скромным послушником.
Спустя некоторое время к нему вновь пришла «делегация» из ГПУ с санкцией на повторный арест, и он грозил уже стать последним. Старец не сопротивлялся аресту, но попросил отсрочки на одни сутки. Видя его плачевное состояние, конвоиры согласились. Всю ночь отец Анатолий провел в молитве.
Когда на следующее утро чекисты спросили, готов ли старец к отправке в заключение, его келейник, отец Варнава, сдержанно ответил: «Готов» – и впустил их в келью. Там лежало бездыханное тело старца, мирно почившего в молитве накануне ареста. Так Господь призвал своего смиренного раба прежде, чем на него обрушится новая лавина пыток и допросов. Главным богатством, которое он унес с собой в Небесные Обители, стала духовная нищета, которую он положил в основу своего служения Богу.
Предсказания о церковных бедствиях
В одном из писем духовному чаду оптинский старец подробно описывает все этапы трагедии, которая произойдёт с Церковью во время оно. Вот некоторые ключевые моменты из его пророчеств:
1. «Вследствие оскудения благочестия появятся в Церквах ереси и расколы, и не будет тогда, как предсказывали святые отцы, на престолах святительских и в монастырях людей опытных и искусных в духовной жизни».
2. «Будут клеветники, предатели, сеющие повсюду вражду и злобу».
3. «Большое притеснение от еретиков будет монахам, и жизнь монашеская будет тогда в поношении».
Вот причина кризиса веры, о котором пишет преподобный Анатолий, – оскудение благочестия. Такое оскудение проявляется, прежде всего, в отсутствии страха Божия перед лицом жизненных испытаний.
Если посмотреть церковную историю, мы увидим, что ереси и расколы всегда появлялись в Церкви тогда, когда, превратно толкуя Евангелие или понадеявшись лишь на собственную богословскую грамотность, те или иные религиозные деятели отсекали себя от единого церковного организма.
«Не бойся же скорби, а бойся пагубной ереси, ибо она обнажает от благодати и разлучает со Христом», – увещает старец в письме свое духовное чадо. Он учит нас тому, что любое отступление от веры изначально выглядит незаметным для человеческого взора. Тонкую ложь, сопряженную с лукавством и приправленную правильными словами, действительно, очень сложно отличить от подлинной евангельской проповеди. Но если мы пропускаем в душу эти льстящие слуху слова, мы отравляем ее, все более удаляясь от Бога.
* * *
Оптинский старец Анатолий Младший за свое добродушие, отзывчивость и душевную чистоту именовался среди православного народа «утешителем» и «вторым Серафимом». Беседовавшие с ним люди свидетельствовали о том, что побывали «под благодатным золотым дождем», купаясь в потоках его любви и сострадания.
Ради общения с людьми, ищущими поддержки и утешения, старец забывал о сне, лишь изредка впадая в дрему на утрени во время чтения кафизм. Он принимал долгие исповеди у всех «труждающихся и обремененных», несмотря на усталость и мучительные боли в спине. До последних дней жизни для него любовь и послушание были превыше всех иных добродетелей.
Вместе с его кончиной подошел к концу «золотой век» Оптинского старчества. Теперь, благодаря чтению писем и духовных наставлений оптинских подвижников, мы имеем уникальную возможность прикоснуться к их опыту богообщения и богопознания, к опыту смирения, послушания и живой любви к Богу и людям. Припадая к чистому источнику творений Оптинских старцев, милостию Божиею дошедших до нас, мы учимся трудиться и молиться, дабы найти верный путь ко спасению души.
Преподобный отче наш Анатолие, моли Бога о нас!
Источник: https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy
«Блажени нищии духом…»
С юности жизнь старца Анатолия проходила в духе смирения, в сокрушении сердца перед всеведущей волей Божией. Когда мать воспротивилась желанию Александра (так звали его в миру) вступить на путь монашества, он принял это как испытание, посланное от Господа. Он не впал в отчаяние, не унывал, не роптал, а просто молился и терпеливо ждал, когда перед ним откроется долгожданная стезя.
Его прошения были услышаны и в возрасте 30 лет, уже после смерти матери, он поступил насельником в Оптину пустынь. Он начал познавать науку духовной жизни под руководством преподобного Амвросия Оптинского и воспитывал в себе главные качества истинного монаха: смирение и незлобие. Эти добродетели и помогли ему стойко перенести все испытания, выпавшие на его долю в годы революционного перелома.
После революции советская власть намеревалась закрыть обитель, а всю братию арестовать. Не миновала эта участь и старца Анатолия. Первый же арест едва не лишил его жизни. Пребывание в ужасных тюремных условиях, постоянные и изнурительные допросы сильно подорвали и без того слабое его здоровье. Он имел настолько болезненный вид, что чекисты приняли его за тифозного больного и обрили наголо.
Однако кротость и любовь его к врагам была так велика, что всех своих недоброжелателей он ласково называл «хорошими». «Вы – Божьи, даже если уже успели забыть об этом, даже если и слышать об этом не хотите!» – повторял он. Доброта старца ненадолго умягчила злые сердца богоборцев и вскоре его вернули в Оптину.
По послушанию преподобный Анатолий начал духовно окормлять многочисленных паломников обители, учил их главному качеству христианина – смирению: «Прежде всего, следует осознать себя немощнейшим червяком, ничего не могущим сделать доброго без дара Духа Святаго от Господа нашего Иисуса Христа, подаваемого по молитве нашей и ближних наших и по Своему милосердию». Имея за плечами богатый духовный и жизненный опыт, старец до конца своих дней оставался в душе скромным послушником.
Спустя некоторое время к нему вновь пришла «делегация» из ГПУ с санкцией на повторный арест, и он грозил уже стать последним. Старец не сопротивлялся аресту, но попросил отсрочки на одни сутки. Видя его плачевное состояние, конвоиры согласились. Всю ночь отец Анатолий провел в молитве.
Когда на следующее утро чекисты спросили, готов ли старец к отправке в заключение, его келейник, отец Варнава, сдержанно ответил: «Готов» – и впустил их в келью. Там лежало бездыханное тело старца, мирно почившего в молитве накануне ареста. Так Господь призвал своего смиренного раба прежде, чем на него обрушится новая лавина пыток и допросов. Главным богатством, которое он унес с собой в Небесные Обители, стала духовная нищета, которую он положил в основу своего служения Богу.
Предсказания о церковных бедствиях
В одном из писем духовному чаду оптинский старец подробно описывает все этапы трагедии, которая произойдёт с Церковью во время оно. Вот некоторые ключевые моменты из его пророчеств:
1. «Вследствие оскудения благочестия появятся в Церквах ереси и расколы, и не будет тогда, как предсказывали святые отцы, на престолах святительских и в монастырях людей опытных и искусных в духовной жизни».
2. «Будут клеветники, предатели, сеющие повсюду вражду и злобу».
3. «Большое притеснение от еретиков будет монахам, и жизнь монашеская будет тогда в поношении».
Вот причина кризиса веры, о котором пишет преподобный Анатолий, – оскудение благочестия. Такое оскудение проявляется, прежде всего, в отсутствии страха Божия перед лицом жизненных испытаний.
Если посмотреть церковную историю, мы увидим, что ереси и расколы всегда появлялись в Церкви тогда, когда, превратно толкуя Евангелие или понадеявшись лишь на собственную богословскую грамотность, те или иные религиозные деятели отсекали себя от единого церковного организма.
«Не бойся же скорби, а бойся пагубной ереси, ибо она обнажает от благодати и разлучает со Христом», – увещает старец в письме свое духовное чадо. Он учит нас тому, что любое отступление от веры изначально выглядит незаметным для человеческого взора. Тонкую ложь, сопряженную с лукавством и приправленную правильными словами, действительно, очень сложно отличить от подлинной евангельской проповеди. Но если мы пропускаем в душу эти льстящие слуху слова, мы отравляем ее, все более удаляясь от Бога.
* * *
Оптинский старец Анатолий Младший за свое добродушие, отзывчивость и душевную чистоту именовался среди православного народа «утешителем» и «вторым Серафимом». Беседовавшие с ним люди свидетельствовали о том, что побывали «под благодатным золотым дождем», купаясь в потоках его любви и сострадания.
Ради общения с людьми, ищущими поддержки и утешения, старец забывал о сне, лишь изредка впадая в дрему на утрени во время чтения кафизм. Он принимал долгие исповеди у всех «труждающихся и обремененных», несмотря на усталость и мучительные боли в спине. До последних дней жизни для него любовь и послушание были превыше всех иных добродетелей.
Вместе с его кончиной подошел к концу «золотой век» Оптинского старчества. Теперь, благодаря чтению писем и духовных наставлений оптинских подвижников, мы имеем уникальную возможность прикоснуться к их опыту богообщения и богопознания, к опыту смирения, послушания и живой любви к Богу и людям. Припадая к чистому источнику творений Оптинских старцев, милостию Божиею дошедших до нас, мы учимся трудиться и молиться, дабы найти верный путь ко спасению души.
Преподобный отче наш Анатолие, моли Бога о нас!
Источник: https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy