7/20 сентября – день памяти одного из великих старцев Оптинских, преподобного Макария (в миру - Михаила Николаевича Иванова) (1788 -1860). Иеросхимона́х Макарий оставил большое духовное наследие, много лет вел широкую переписку с духовными чадами, и к счастью, эти замечательные письма дошли до нашего времени. В них содержится множество ценных поучений и практических советов, и те, кто проводит внимательную духовную жизнь, в его трудах всегда найдут пользу и подкрепление в вере. Накануне дня памяти преподобного Макария Оптинского приведем несколько отрывков из его «Писем к мирским особам».
33
...Вижу из письма вашего, что вы унываете, находя в себе неисправление должного, и смущаетесь о сем. Не знаю, понимаете ли вы, что и это есть кознь вражия, отводящая вас и от делания, и от покаяния, и от смирения! Вы, точно, неисправны во многом, как сами себя обличаете; но верно имеете желание и произволение к исполнению заповедей Божиих? Не имея силы сделать доброе, – просите помощи Божией и нисходите во глубину смирения; кайтесь, a не смущайтесь; самое смущение показывает вам гордость духовную: что, немогши достигнуть желаемой цели, лишаетесь надежды к оной. A когда бы что сделали добро, то непременно увлеклись бы мнением и самохвалением о сем.
Советую не вдруг со рвением касаться высокого пути, но смиренно видеть свои недостатки и при помощи Божией вооружаться и противиться господствующей страсти; при побеждении же в чем-нибудь оной, не приписывайте себе, a Божией помощи; a при ниспадении не упадайте духом, но смиритесь и кайтесь пред Богом. Вы совсем не в том понимаете нищету духовную, как пишете; можно больше назвать оную, понимаемую вами: нищета добродетелей; a нищета духовная состоит в чувстве смирения: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19). Сам Господь ублажает нищих духом; то вы до оной еще не достигли, и мы ее смеем помнить о себе в достижении оной; нищий духом видит одну свою нищету, но не смущается, a чрез смирение получает помощь Божию, и успокаивается.
Да сподобит и вас Господь, видя свои немощи, – не смущаться, но смиряться; от чего получите помощь Божию и успокоение в совести. И желаю всем вам, и малютке вашей, быть здоровым и благополучным, и с почтением моим остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М.
12 апреля 1849 г.
36
Слава Богу, что даровал вам, почтеннейший N. N., облегчение от болезни вашей, и вы теперь находитесь с вашим любезным семейством! Прошу же вас Господа ради: поберегите себя; не допускайте до раздражительности, хотя бы что и не так делалось, как бы вам хотелось; здоровье для вас дороже всего; a с ним сопряжено и душевное благое устроение, могущее доставить вам спокойствие; да и всего вашего семейства счастие составляется вашим благосостоянием и здоровьем.
Когда вы знаете причину расстройства вашего здоровья - гнев, то и постарайтесь при помощи Божией противиться сей страсти; a каким образом? имеете на сие учение святых отцов: Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, святого Кассиана Римлянина и прочих. <…>
Поздравляю вас с наступившим святым постом, желаю в совершенном здравии и духовном утешении встретить праздник Рождества Христова; и испрашивая на вас и на детей ваших мир и благословение Божие, с почтением моим остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М.
15 ноября 1849 года.
37
Описываемая вами немощь безпокоит вас и лежит на совести; постарайтесь покаянием уничтожить прошедшее и иметь соблюдение в будущее время; действие сего так же имеет влияние на весь организм телесный, как и яростная часть расстраивает душевное устроение и вредит телесному здравию. По учению святых отцов надобно разуметь, что где последовало падение, там предварила гордость; почему строго наблюдать за собою, не допуская оному змию закрадаться в сердце.
Падения наши смиряют нас, и вы оному поучайтесь, и получите свободу от оных страстей, при тщании вашем и Божией помощи, a паче всего старайтесь удерживать себя от горячности. Все не стоит того, что теряете лишением спокойствия и здоровья. Да даст Господь вам истинный разум, мир и спокойствие; на всех вас испрашивая Божие благословение, остаюсь с почтением моим недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М.
22 декабря 1849 года.
38
Очень жаль, NN, что все чувствуете нездоровье; советую и прошу вас, не допущайте себя до раздражительности; стоют ли вещи того, чтобы расстраивать себя и терять здоровье? Ежели что случится и не так, или против вашей воли, надобно оставить так, предоставя случай воле Божией, и себя тем успокаивать. Мало-помалу придете и в навык; ведь и худое, и доброе навык укрепляет.
Деточкам вашим дай Бог здоровья, и чтоб они вас утешали. Испрашивая на вас и на них Божие благословение и желая мира, здравия и благоденствия, остаюсь с почтением моим недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М.
29 генваря 1850 года.
39
<…> Вас беpпокоит и внешнее положение, по хозяйству вашему, как-то: сгорела рига, недостаток y мужичков и прочее. Это как бы нужное действие Промысла Божия, к вашему испытанию, и чтобы содействовали вниманием к нуждам ваших подчиненных, хотя и находите причину: леность их или другие случаи. Вам невозможно же быть без действия, ибо все это сопряжено союзом любви и обязанности друг к другу. Они для вашей пользы служат, a вы для их пользы послужите, друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6:2). <…> Желаю вам и детям вашим мира, здравия и благоденствия, и испрашивая на вас Божие благословение, с почтением моим остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М.
21 марта 1850 года.
40
Господу угодно было призвать к Себе из плачевной сей юдоли многопочитаемого нами и многими, раба Своего Василия Петровича. Он истинно распялся миру и себе мир распял, и поругался ему. Жизнь его была страдальческая и труженическая. A что он не захотел при последнем времени сообщиться Святых Таин, то для нас это непостижимо: как путей жизни его никто не постигал, так и сие нам неизвестно; может быть, он и удостоен сего Дара!
Мы веруем, что душа его во благих водворится; но все считаем долгом молить Господа о упокоении души его, при безкровной жертве и на чтении Псалтиря. Получа первое ваше письмо от 15 января, мы в то же время записали имя его для поминовения. Вы благодарите Господа, что Он удостоил вас послужить ему при кончине и погребении; он ваш молитвенник пред Богом.
27 генваря 1851 года.
Примечание к письму № 40
Василий Петрович Браузин был из лифляндских дворян, служил в гусарском полку в первых офицерских чинах. Приняв на себя юродство Христа ради, после странствия по России, поселился в Орле, едва не попал в тюрьму – за открытое юродство; но был взят на поруки благочестивыми помещиками. Проживал то в Орле, то в уезде, y разных лиц; посещал обители иноческие, особенно любил Оптину пустынь и находился в близком духовном общении с иеросхимонахом Леонидом и отцом Макарием, a братии приносил большую пользу увещаниями, обличениями, предсказаниями и утешениями.
Перед кончиною обошел всех знакомых, прося позволения умереть y них, и многих неискренно к себе расположенных сим обличил. Боясь полицейских формальностей, они на сию просьбу уклончиво отвечали. И только один из них сказал: «Милости просим; как и всегда, дом наш к вашим услугам». Скончался Василий Петрович наедине, без свидетелей 1851 года, января 15 числа, его нашли благочинно лежащим на полу со скрещенными на груди руками и закрытыми глазами. Погребен при довольном стечении народа.
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optinskij/pisma-k-mirskim-osobam/1_33
33
...Вижу из письма вашего, что вы унываете, находя в себе неисправление должного, и смущаетесь о сем. Не знаю, понимаете ли вы, что и это есть кознь вражия, отводящая вас и от делания, и от покаяния, и от смирения! Вы, точно, неисправны во многом, как сами себя обличаете; но верно имеете желание и произволение к исполнению заповедей Божиих? Не имея силы сделать доброе, – просите помощи Божией и нисходите во глубину смирения; кайтесь, a не смущайтесь; самое смущение показывает вам гордость духовную: что, немогши достигнуть желаемой цели, лишаетесь надежды к оной. A когда бы что сделали добро, то непременно увлеклись бы мнением и самохвалением о сем.
Советую не вдруг со рвением касаться высокого пути, но смиренно видеть свои недостатки и при помощи Божией вооружаться и противиться господствующей страсти; при побеждении же в чем-нибудь оной, не приписывайте себе, a Божией помощи; a при ниспадении не упадайте духом, но смиритесь и кайтесь пред Богом. Вы совсем не в том понимаете нищету духовную, как пишете; можно больше назвать оную, понимаемую вами: нищета добродетелей; a нищета духовная состоит в чувстве смирения: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19). Сам Господь ублажает нищих духом; то вы до оной еще не достигли, и мы ее смеем помнить о себе в достижении оной; нищий духом видит одну свою нищету, но не смущается, a чрез смирение получает помощь Божию, и успокаивается.
Да сподобит и вас Господь, видя свои немощи, – не смущаться, но смиряться; от чего получите помощь Божию и успокоение в совести. И желаю всем вам, и малютке вашей, быть здоровым и благополучным, и с почтением моим остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М.
12 апреля 1849 г.
36
Слава Богу, что даровал вам, почтеннейший N. N., облегчение от болезни вашей, и вы теперь находитесь с вашим любезным семейством! Прошу же вас Господа ради: поберегите себя; не допускайте до раздражительности, хотя бы что и не так делалось, как бы вам хотелось; здоровье для вас дороже всего; a с ним сопряжено и душевное благое устроение, могущее доставить вам спокойствие; да и всего вашего семейства счастие составляется вашим благосостоянием и здоровьем.
Когда вы знаете причину расстройства вашего здоровья - гнев, то и постарайтесь при помощи Божией противиться сей страсти; a каким образом? имеете на сие учение святых отцов: Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, святого Кассиана Римлянина и прочих. <…>
Поздравляю вас с наступившим святым постом, желаю в совершенном здравии и духовном утешении встретить праздник Рождества Христова; и испрашивая на вас и на детей ваших мир и благословение Божие, с почтением моим остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М.
15 ноября 1849 года.
37
Описываемая вами немощь безпокоит вас и лежит на совести; постарайтесь покаянием уничтожить прошедшее и иметь соблюдение в будущее время; действие сего так же имеет влияние на весь организм телесный, как и яростная часть расстраивает душевное устроение и вредит телесному здравию. По учению святых отцов надобно разуметь, что где последовало падение, там предварила гордость; почему строго наблюдать за собою, не допуская оному змию закрадаться в сердце.
Падения наши смиряют нас, и вы оному поучайтесь, и получите свободу от оных страстей, при тщании вашем и Божией помощи, a паче всего старайтесь удерживать себя от горячности. Все не стоит того, что теряете лишением спокойствия и здоровья. Да даст Господь вам истинный разум, мир и спокойствие; на всех вас испрашивая Божие благословение, остаюсь с почтением моим недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М.
22 декабря 1849 года.
38
Очень жаль, NN, что все чувствуете нездоровье; советую и прошу вас, не допущайте себя до раздражительности; стоют ли вещи того, чтобы расстраивать себя и терять здоровье? Ежели что случится и не так, или против вашей воли, надобно оставить так, предоставя случай воле Божией, и себя тем успокаивать. Мало-помалу придете и в навык; ведь и худое, и доброе навык укрепляет.
Деточкам вашим дай Бог здоровья, и чтоб они вас утешали. Испрашивая на вас и на них Божие благословение и желая мира, здравия и благоденствия, остаюсь с почтением моим недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М.
29 генваря 1850 года.
39
<…> Вас беpпокоит и внешнее положение, по хозяйству вашему, как-то: сгорела рига, недостаток y мужичков и прочее. Это как бы нужное действие Промысла Божия, к вашему испытанию, и чтобы содействовали вниманием к нуждам ваших подчиненных, хотя и находите причину: леность их или другие случаи. Вам невозможно же быть без действия, ибо все это сопряжено союзом любви и обязанности друг к другу. Они для вашей пользы служат, a вы для их пользы послужите, друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6:2). <…> Желаю вам и детям вашим мира, здравия и благоденствия, и испрашивая на вас Божие благословение, с почтением моим остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М.
21 марта 1850 года.
40
Господу угодно было призвать к Себе из плачевной сей юдоли многопочитаемого нами и многими, раба Своего Василия Петровича. Он истинно распялся миру и себе мир распял, и поругался ему. Жизнь его была страдальческая и труженическая. A что он не захотел при последнем времени сообщиться Святых Таин, то для нас это непостижимо: как путей жизни его никто не постигал, так и сие нам неизвестно; может быть, он и удостоен сего Дара!
Мы веруем, что душа его во благих водворится; но все считаем долгом молить Господа о упокоении души его, при безкровной жертве и на чтении Псалтиря. Получа первое ваше письмо от 15 января, мы в то же время записали имя его для поминовения. Вы благодарите Господа, что Он удостоил вас послужить ему при кончине и погребении; он ваш молитвенник пред Богом.
27 генваря 1851 года.
Примечание к письму № 40
Василий Петрович Браузин был из лифляндских дворян, служил в гусарском полку в первых офицерских чинах. Приняв на себя юродство Христа ради, после странствия по России, поселился в Орле, едва не попал в тюрьму – за открытое юродство; но был взят на поруки благочестивыми помещиками. Проживал то в Орле, то в уезде, y разных лиц; посещал обители иноческие, особенно любил Оптину пустынь и находился в близком духовном общении с иеросхимонахом Леонидом и отцом Макарием, a братии приносил большую пользу увещаниями, обличениями, предсказаниями и утешениями.
Перед кончиною обошел всех знакомых, прося позволения умереть y них, и многих неискренно к себе расположенных сим обличил. Боясь полицейских формальностей, они на сию просьбу уклончиво отвечали. И только один из них сказал: «Милости просим; как и всегда, дом наш к вашим услугам». Скончался Василий Петрович наедине, без свидетелей 1851 года, января 15 числа, его нашли благочинно лежащим на полу со скрещенными на груди руками и закрытыми глазами. Погребен при довольном стечении народа.
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optinskij/pisma-k-mirskim-osobam/1_33