на главную

Предпраздничный мотив. Взошла над миром светлая заря...

Восьмого сентября (по старому стилю) в Палестине, в небольшом городке Назарете, у престарелых супругов Иоакима и Анны родилась Дочь, Которую Церковь во всей Вселенной прославляет как Матерь Божию и Невесту Святаго Духа. Рождество Богородицы — первый из двенадцати великих праздников, отмечаемых Православной Церковью в течение года. А сентябрь — первый месяц церковного новолетия (индикта). Восьмой день первого месяца имеет символическое значение.

Цифра 8 у языческих философов, пифагорейцев и платоников означала гармонию мира, а у христианских толковников — вечность. 8000-летний цикл в богословии принято рассматривать как начало и конец времени. Время и материя, как занавесом, скрывающие собой царство вечности, в конце мировой истории сгорят в духовном огне, открыв дивную красоту Вселенной, преображенной в Божественном свете.

Первый месяц церковного года — символ того, что Дева Мария вошла в мир как Божественное откровение, воплощенное в человеческом образе, дивное и неповторимое. После Ее рождения мир стал другим. Христос — солнце мира, Дева Мария — его заря. Первые лучи зари еще не могут осветить землю, но уже пронизывают золотой пряжей темно-синий бархат небес...

...Городок Назарет, где Она родилась, расположен в Галилее, в северной части Палестины, в гористой местности, вдали от проезжих дорог и караванных путей. О нем ничего не сказано в Ветхом Завете. Он покрыт тайной молчания, как и земная жизнь Девы Марии в этом городке.

Паломники, посещавшие Назарет, говорят, что небо над ним какого-то особенного, ни с чем не сравнимого голубого цвета. Эта лазурная синева небес и стала символом чистоты и духовности Божией Матери. Одеяние Ее на иконах обычно окрашено в синие и голубые тона.

Родители Божией Матери, Иоаким и Анна, всю свою долгую супружескую жизнь молили Бога о даровании им ребенка, они даже дали обет посвятить своего ребенка Богу. И вот на закате жизни у престарелых родителей родилась Дочь. Господь, испытав праведников многими скорбями, даровал им гораздо больше, чем они дерзали просить.

Иоаким и Анна с первых дней жизни Дочери старались окружить Ее тем, что говорило бы детской душе о Боге. Ничто грязное и скверное не коснулось Ее слуха и глаз. На восьмой от рождения день Ей дали имя Мария, что значит «госпожа, возвышенная».

Важен сам смысл Ее рождения в семье праведников. В родословии Ее немало славных мужей Ветхого Завета. Это свидетельствует о том, что приход в мир чистого сосуда Божия был подготовлен нравственным подвигом многих поколений. Первые слова, которые Она научилась лепетать, были Имя Божие и молитва. Чем больше раскрывалось сознание Ребенка, тем больше распускалась в Его сердце любовь к Богу.

Вся жизнь Девы Марии была пламенем ярко горящего светильника. К этому духовному огню не могло приблизиться никакое темное демоническое искушение. Она — единственная из дев, душа Которой ни на мгновение не была затуманена ни одним грехом.

Когда Ей исполнился год, Иоаким пригласил к себе в дом священников и родственников. После трапезы каждый священник брал Ребенка на руки и благословлял. Когда Марии исполнилось три года, родители решили исполнить данный ими обет и привели Ее в Иерусалимский храм. Так с раннего детства начался путь Ее служения Богу…

Чему учит христиан праздник Рождества Пресвятой Богородицы? Чтобы родители-христиане помнили, кому они посвящают своих детей, кому отдают их души — Богу или демону. Ребенок уже в утробе матери чувствует и воспринимает все, что происходит вокруг. Особенно тонко чувствует он душевное состояние матери, с которой связан тысячами нитей.

Если родители живут по-христиански, молятся, исповедуются в грехах, причащаются, то тем самым приобщают своего будущего ребенка к Богу. Если же в семье вместо молитвы звучат бранные слова и проклятия, если между родителями происходят дикие ссоры, ребенок как бы вручается демону, ибо душа его получает урок жестокости.

Научно доказано: когда человек приходит в ярость, у него в крови появляется яд. Во время ссор и вспышек ненависти в семье ребенок в прямом и переносном смысле слова отравляется ядом. Его психика деформируется и разрушается. И доброе, и злое он воспринимает гораздо глубже, чем взрослые, и подсознание хранит все до самой смерти.

…Нет ничего более близкого друг другу, как души родителей и детей. Чтобы приобщить к Богу горячо любимого малыша, родители сами должны посвятить Богу свое сердце. Церковь в конце каждой службы призывает молитвенную помощь святых родителей Девы Марии Иоакима и Анны. Пусть для всех родителей эти ветхозаветные праведники будут примером любви, терпения и надежды.

Из проповеди архимандрита Рафаила Карелина             




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |