на главную

Слово пастыря. "Берегитесь мелких грехов и нравственных уступок"

Есть в Евангелии рассказ о том, как бедная вдовица принесла в храм Божий самую большую жертву — две лепты, две мелких монетки, что имелись у нее. Краснея и стыдясь, положила она их в церковную сокровищницу и отошла в сторону. На фоне этого чванства как отрадно рисуется фигура бедной вдовы — искренней, скромной и сердечной в своем усердии к Богу! И как велик был ее дар в очах Божиих! Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое (ст. 43-44).

В это же время приносили свои дары богатые люди, и звенящие сребреники обильно сыпались в копилку из их рук. Храня притворно-небрежный вид, они зорко наблюдали, смотрят ли на них окружающие, восторгаются ли их щедростью. Для нас в этом великий урок и великое обязательство.

Мы часто склонны к отговорке, что ничем не можем служить Богу, ибо не имеем для того ни средств, ни способностей. Одних эта мысль удручает, другие находят в ней оправдание своей лености. Пример бедной вдовы учит нас, что и малые жертвы могут быть ценны пред Богом, если творятся с сердечным чувством; а по малой малости своей они доступны для каждого.

«Но я такой маленький человек, — скажет один, — как могу я служить Великому Богу в ничтожестве своем?» Запомним: для Бога нет маленьких, ничтожных людей. Все одинаково дороги Ему, ибо все Его дети. Скромная вдова, бывшая беднее других и ниже по своему положению, сумела в усердии своем принести самый богатый дар.

«Но я могу так мало, — скажет другой, — в моих силах лишь пустячные услуги и мелкие жертвы любви. Что значат эти мелочи для Всемогущего Бога?» В духовной жизни мелочей нет! Все важно, ибо и великое слагается из малого. Вот почему христианин должен быть очень внимателен к каждому слову и поступку. Часто мы не придаем им никакого значения. Мелкие ссоры, легкие насмешки, мимоходом брошенные язвительные словечки — все это кажется таким маловажным.

Между тем французский психолог Литью говорил, что «Наполеон одерживал свои великие победы только потому, что был необычайно внимателен ко всем мелочам военных приготовлений, не упуская ничего, до последней солдатской пуговицы».Великое есть результат постепенного накопления, и, пренебрегая мелким, никогда не достигнешь великого...

Особенно это следует сказать относительно развития воли и нравственного характера. Воля человека развивается не иначе, как путем мелких побед. Вот на вашем пути выросло искушение. Вы не поддались соблазну, напряжением воли подавили дурное желание, победили себя — ваша воля немного укрепилась, ибо всякое упражнение сопровождается накоплением сил (как в физическом организме, так и в душе). Вторая, третья победа укрепят вашу волю еще более... И так, постепенно, растет сила характера и его устойчивость в добре.

В Филадельфии на монетном дворе, говорят, есть комната, пол которой покрыт сплошным слоем золота. При обрезке монет мельчайшие пылинки золота падали на пол и с течением времени покрыли его сплошной позолотой. Так и в человеке: мы часто любуемся его кротостью и нравственной красотой, но знаем ли, чего это стоит и как достигается?

Чаще всего это не природный дар, данный с рождения, а результат многих усилий и отдельных мелких побед над собой. Но, с другой стороны, и отрицательные качества души развиваются также путем многочисленных уступок и нравственных поражений. Каждая такая уступка разлагает нравственную энергию воли. Опустите одну каплю болотной грязи в стакан с чистой водой, и вода станет мутной.

Яд вреден и в малых дозах, и его следует остерегаться. Скрипичная струна, ослабевшая на секунду, вносит фальшь во всю гармонию концерта. Вот почему и к мелким проступкам надо относиться строго и внимательно.Так и в нравственной жизни: мутный поток страстей образуется из отдельных греховных поступков, повторенных много раз.

Часто мелкие грехи дают в сумме большой порок. Берегитесь же мелких грехов! Берегитесь их особенно потому, что нравственное чувство при этом ослабевает и совесть притупляется. Получается нечто вроде обычной детской истории с новым платьем.

Новую вещь дети обычно берегут и заботливо чистят. Но с первым случайным грязным пятном падает всякое уважение к новой вещи. О платье уже не заботятся, оно сразу попадает в разряд будничных одежд и в короткое время покрывается пятнами и заплатами. То же самое бывает и с душой. Человек иногда долго бережется от греха, но с первым падением может махнуть рукой на заботливо оберегавшуюся чистоту души и сказать себе: «Вот, не удержался!.. Все равно теперь! Что было, то было, прошлого не вернешь! Не стоит больше беречься от грязи!» И в короткое время чистая одежда души вся покрывается следами греха.

Но о каких пятнышках может быть речь? Мы поражены язвами и проказой от головы до пят, как говорит пророк Исайя. Вся одежда у нас в грязи. К чему же беречься? Не совсем так.

Мы лжем, например, всем, но кому-нибудь (матери, другу) стараемся не лгать. Это — наш кусочек, украденный для правды у изолгавшейся души, и этот уголок правды мы заботливо бережем. Но вот сделана первая уступка — и «загородь» взломана. Волны зла хлынут через брешь, и скоро от уголка правды останется одно печальное воспоминание. Берегитесь же мелких грехов и нравственных уступок!

Внешние последствия малых грехов, по большей части, незначительны, но влияние их на душу весьма пагубно: человек, ни во что не ставящий малое, постепенно сам придет в упадок. Пылинка, попавшая на глазное яблоко, сильно раздражает его. Так же чувствительна бывает и совесть, когда встречает первый малый грех.

Совесть — верный страж души, вначале бдительный и чуткий. Но малые грехи, часто повторяясь, залепляют ему глаза и уши. Она слабеет и, наконец, становится подобна желудку страуса, который перемалывает всё, даже железо. Совесть можно еще сравнить с озером, которое летом не держит на поверхности даже мелкого камушка, а замерзнув, выдерживает тяжелые обозы.

С малого начинается большое. От маленькой свечки сгорела Москва. Малый червь губит дуб. От малой щели тонет большой корабль. От первого глотка водки, выпитого с отвращением, человек скоро может перейти к запойному пьянству.

Редко чье падение начинается с грубых грехов, потому что против них решительно восстает совесть, но она легче допускает малые скверны. Тля греховная заражает душу постепенно. Пролез в щелку маленький вор и отпер двери большому. И болезнь, и пожар нужно уничтожать в начале.

«Приучайся побеждать малое, если хочешь победить великое», — учит Иоанн Лествичник. Когда христианин перед совершением греха успокаивает себя, что это грех малый (никто и не заметит!), он лишь усиливает тяжесть греха через это лукавое успокоение.

Малые грехи... Они обступают нас ежечасно, день ото дня, год от году. Имя им легион. Не велика и не сильна саранча, но она множеством своим приносит бедствие целой стране. Внимание к мелочам обычно является мерою личности человека. Это своего рода барометр души. Чем выше человек духовно, тем более чуток к мелочам.

Один русский писатель рассказывает о человеке, который, забыв проститься со случайными спутниками, иногда возвращался за полверсты, чтобы исполнить долг вежливости и не обидеть незнакомых людей. Отец Амвросий Оптинский на исповеди плакал навзрыд, сокрушаясь о том, что по немощи позволил себе съесть яйцо в среду.

Преподобный Макарий Египетский в глубокой старости все еще оплакивал грех раннего детства, когда он тайком съел найденный им на дороге стручок, оброненный одним из сверстников.

Наша нечуткость к таким грехам — верный показатель загрязнения души. Чем внимательнее человек к мелочам, тем на более высокой степени нравственного развития он находится. И в общем итоге жизнь праведная, полная упорной борьбы с грехом, выше крупного подвига или героического поступка.Героем может быть человек нехорошей жизни, а праведник всегда хорош.

Героизм часто является результатом нервного возбуждения и минутного порыва, а праведность — дело нравственного убеждения и длительной борьбы с собой. Не солгать, не осудить, пожалеть, простить, воздержаться, смириться — вот те малые дела, в которых ученик Христов должен быть верен всегда. Такова воля Божия. Нарушение ее может ли быть малым грехом?

Святитель Василий Кинешемский. "Беседы на Евангелие от Марка"




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |