на главную

Царевна Ольга - "хрустальная душа"

3/16 ноября - одна из самых счастливых и памятных дат в истории Святой Царской Семьи. В этот день в 1895 году у молодой Царственной четы родилась первая дочь, Ее Императорское Высочество, Великая Княжна Ольга Николаевна. Она была богато одарена от природы. Утонченная, склонная к внутренним размышлениям, она много читала, любила поэзию, имела хороший слух и прекрасно музицировала. Она прожила короткую жизнь — неполных 23 года, но светлый образ благовоспитанной русской девушки тихо осветил собой всю историю России.

Ее смело можно поставить в ряд самых достойных девушек — литературных героинь Пушкина, Чехова, Тургенева. Названная в честь Великой Княгини Ольги, первой христианки на Руси, она через всю жизнь пронесла и глубокую веру, и чистоту мыслей, и святую любовь к ближним. Примечательно, что имя Княгини Ольги взошло на заре русской христианской истории, а Великая Княжна Ольга просияла на закате Русского Самодержавия, — и в этом тоже видна мистическая связь времен в истории России.

В день рождения Ольги счастливый отец, Государь Николай Александрович сделал в дневнике запись: «Пятница, вечно памятный для меня день, в который я много выстрадал! Еще в час ночи у милой Аликс начались боли, которые не давали ей спать. Весь день она пролежала на кровати в сильных мучениях — бедная! Я не мог равнодушно смотреть на нее... В 9 часов ровно услышали детский писк, и все мы вздохнули свободно! Богом посланную дочку при молитве назвали Ольгой».

Через два дня в дневнике Государя появилась новая запись: «Сегодня я присутствовал при ванне нашей дочки. Она — большой ребенок, 10 фунтов весом и 55 сантиметров длины. Почти не верится, что это наше дитя! Боже, что за счастье!»

Радостные чувства переполняли и Императрицу: «Тебе пишет сказочно счастливая мать, — сообщала Государыня своей родной сестре, принцессе Виктории, 13 декабря 1895 года. — Ты можешь себе вообразить всю полноту нашего счастья теперь, когда у нас есть такое чудесное маленькое существо, о котором мы сами должны преданно заботиться».

Как пишет фрейлина и близкий друг Государыни, баронесса София Карловна Буксгевден (1884-1956) в книге «Венценосная мученица», «крестины Великой Княжны Ольги в церкви Большого дворца являли собой поистине великолепное зрелище. Ребенка привезли туда в золотой карете, как сказочную принцессу. Она была завернута в золотую мантию, и княгиня Голицына торжественно внесла ее в церковь на золотой подушке. Вдовствующая Императрица Мария Федоровна и греческая королева Ольга стали ее крестными матерями.

Великая Княжна Ольга была прелестным, пухленьким ребенком, слишком крошечным, чтобы можно было разглядеть в ней будущую красоту и миловидность. В будуаре Императрицы была колыбель, и в ней маленькая девочка проводила большую часть своего времени. Русская няня подчинялась английской, присланной королевой Викторией. Она нередко конфликтовала с другими и заставляла немало поволноваться Императрицу, высокомерно отвергая с высоты своего опыта ее советы и предложения. Императрица сама кормила и купала девочку, вязала ей курточки и носки и радовалась своему ребенку даже больше, чем обычно радуются молодые матери своим первенцам».

Практически с рождения младенцев в Царской Семье приносили в церковь, чтобы они, в том числе, привыкали к церковному пению. В последующие годы в Царской Семье родились еще три дочери: в 1897 году — Татьяна, в 1899 — Мария, в 1901 — Анастасия. Августейшие родители всегда делили их на «старших» и «младших», поскольку в этих парах действительно установилась большая близость и общность интересов.

Спали дети в больших детских, на походных кроватях, почти без подушек и мало покрытые. Холодная ванна по утрам и теплая — каждый вечер. Великие Княжны выросли простые, ласковые, образованные и в обращении с другими ни в чем не выказывали своего высокого положения.
+++
Интересен вопрос, а какими игрушками играли Царские дети? Вот как отвечает на него Тамара Никитична Атюшева, главный хранитель музея в Сергиевом Посаде, где хранятся сегодня игрушки из Александровского дворца:

— Дети Государя получали игрушки-развлечения только в праздники, а в остальное время у них были игры, как сейчас говорят, для самостоятельного творчества и развития. Например, «Историческое лото с портретами Государей Земли Русской», увлекательная настольная игра «Путешествие по России», где отмечены города воинской славы, выдающиеся храмы и монастыри. Был у них и бумажный настольный детский театр «Жизнь за Царя».

Это вообще удивительная вещь! В основу ее легли четыре действия и пять картин известной оперы Глинки. В составе театра было 34 предмета из картона: сцена, кулисы, фигуры героев. Эта игра собирала за столом всех членов Царской семьи, разыгрывавших сценки этого домашнего спектакля. У Великих Княжон было много кукол, одетых в национальные костюмы: «татарка», «армянка», «осетинка». Были «крестьянки» Тульской и Московской губернии, были наборы для шитья кукольных платьев.

Так сызмала дети Царя воспитывались в любви и уважении ко всем народам Российской Империи. В детской комнате был также игрушечный терем и большая шкатулка-ларец, выполненная по мотивам русских сказок и народного искусства. Все эти вещи должны были внушать детям и особенно Наследнику Алексею, что нельзя стоять во главе народа, не осознавая его глубинных, культурных и духовных ценностей. Царственные родители много заботились и о физическом воспитании своих детей. Их учили делать гимнастику, плавать, ездить на велосипеде и верхом на лошадях, помогать работать в саду.

До наших дней сохранился сундук с набором из 36 игр, среди которых есть бадминтон, кегли, соревновательная игра «в индейцев» и др. В этих игрушках поражает не только высокое качество их исполнения, но и то мастерство, с которым выполнены аксессуары, будь то одежда для кукол или предметы интерьера.

У дочерей Царя был, например, великолепный чайный сервиз из знаменитого мейсенского фарфора. Туда входили маленькие чашечки, ложечки, чайники, сахарница, молочник и другие предметы. Еще в малом возрасте девочек приучали к этикету за столом и учили правильно пользоваться столовыми приборами. У Цесаревича Алексея было все, что следует иметь маленькому воину: игрушечная трехлинейная винтовка, игрушечные сабли, игрушечный корабль (броненосец «Севастополь»), сигнальные флажки и пр. А еще у него была электрическая железная дорога, совсем как настоящая — со станциями и перегонами, с огромным паровозом и вагонами, с туннелями и сигнальным семафором. Сделана она была в Германии с учетом всех особенностей состояния здоровья маленького Наследника».
+++
«В течение долгого времени Императрица не желала приставлять к своим дочерям постоянную гувернантку, — повествует баронесса Буксгевден в книге «Венценосная мученица». — Ей не нравилась сама идея того, что кто-то чужой встанет между ней и детьми. Но когда девочки подросли, стало необходимо найти кого-то, кто будет направлять их обучение и сопровождать во время выходов в свет. Госпожа Шнейдер взяла на себя заботу о двух младших, Марии и Анастасии, тогда как старшие показывались в свете с той или иной фрейлиной Императрицы».

Государыня считала, что любая женщина должна уметь и пуговицу пришить, и носки связать, и за больными ухаживать. Она тщательно выбирала учителей для своих детей, будучи убеждена, что «выше всех знаний для человека должна быть чистая совесть и праведная жизнь».

«Детей всецело вела Государыня-мать, преданная своему долгу, — пишет в своих воспоминаниях Пьер Жильяр (1879-1962), швейцарский подданный, учитель французского языка и классической словесности, наставник Царевича Алексея. — В обычные дни Государь видел их мало, поскольку был занят делами, но в редкие минуты близости с ними любил с полным душевным спокойствием наслаждаться их присутствием».

У каждой девочки была своя русская няня. Когда они подрастали, няни превращались в горничных. Это были простые крестьянки, которые передавали своим питомицам чистую русскую речь, любовь к иконам и лампадкам, к народным сказкам и доброй старине. Вечерами дети засыпали под их тихие напевы:
Спи, дитя, Господь с тобой!
Глазки ангельски закрой!
Когда выростешь большой,
Будешь в золоте ходить,
Будешь в золоте ходить,
Чисто серебро носить,
Мамушкам-нянюшкам
Обносочки дарить.
Младым девицам —
По ленточке,
Старым старушкам —
По повойничку...
Так сызмала в души маленьких Царевен заронялись зерна православной веры и глубокой любви ко всему русскому, близкому, родному.

В книге М.Кравцовой, Е.Янковской «Царский венец» описан такой эпизод: «Однажды Ольга, которой шел шестой год, подбежала к матери вся в слезах:
— Мама! Татьяна… Она делает мне замечания! Она не должна, я старшая!
Александра Федоровна ласково провела ладонью по белокурым волосам своей крошки. Ей так захотелось одновременно прижать к груди обеих дочерей, у которых вышла очередная досадная детская размолвка. Но Татьяна, озорно посматривавшая из угла на жалующуюся Ольгу, явно не спешила к сестре.
— Не сердись на Татьяну, детка, — сказала Государыня Ольге. — Вот с таким характером она уродилась, что не терпит, когда рядом делают что-то, что ей кажется неправильным. Когда она вырастет, то станет более сдержанной. А ты будь доброй и не дуйся на нее, она ведь еще совсем дитя. Ты, конечно же, старшая, уже большая и смышленая. Сердиться тебе совсем не к лицу. А то маленькие будут смотреть на тебя и перенимать плохое. Лучше учи их хорошему, Оленька!
Дочь внимательно все выслушала — и горделивого выражения как не бывало. Тут же ясная улыбка озарила ее милое личико:
— Угадай, что я задумала?
Иногда они развлекались так: дети задумывали слово, а мать старалась угадать его. Глядя на лицо старшей дочери, ставшее спокойным и мечтательным, она поняла, что та опять думает «о небесном». «Я счастливая, когда думаю о небесном», — так говорила маленькая Ольга.
— Ветер?
— Нет.
— Облако?
Ольга, смеясь, отрицательно качала головой:
— Нет!
— Солнышко?
Дочь радостно закивала. Мать поцеловала ее в лоб, и та вернулась к сестрам».

Мудрая Государыня учила детей терпению, трудолюбию, уважению к окружающим. Видя, что Ольга обладает большой глубиной и тонкостью чувств, но иногда проявляет вспыльчивость, капризность и своенравие, она давала ей свои наставления: «Мы все должны переносить испытания: и взрослые люди, и маленькие дети. Бог преподает нам урок терпения. Я знаю, что для тебя это особенно трудно, так как ты очень глубоко все переживаешь и у тебя горячий нрав. Но ты должна научиться обуздывать свой язык. Быстро помолись, чтобы Бог тебе помог сочувствовать другому и не думай о себе. Тогда с Божией помощью тебе будет легче терпеть. Да благословит тебя Бог».

Пока росли дети, частой, почти ежедневной формой общения их с родителями были короткие письма и записки, которые они посылали друг другу на ночь и в течение дня. Когда Государыня была не здорова, или очень занята и не могла подняться наверх, в комнаты к детям, она писала им письма, а слуги относили их и отдавали лично в руки. Подрастая, дети охотно перенимали этот обычай.

Каким-то чудом в огненном вихре революционной эпохи сохранилась малая часть тех домашних писем, но и она дает яркое представление о том, насколько дружной была Августейшая Семья, какие мудрые наставления получали дети из уст матери и какие искренние, глубокие чувства ими руководили. Вот лишь несколько примеров из этой теплой многолетней переписки.

«Понедельник 4 августа 1905 года, Рядом с Псковом. Дорогая Оленька, Папа и тетя Ольга ушли на прогулку в чудесный лес, а мои ноги болят от ходьбы, поэтому я осталась дома. Сейчас поезд, наконец, остановился. Сегодня утром мы совершенно промокли, мой новый непромокаемый плащ был насквозь сырой. Мы видели массу солдат; кавалерию, пехоту и артиллерию. Местность очень красивая. Пока мы стояли в деревне, нас окружили крестьяне и начали разговаривать. Одна женщина спросила меня, как поживаете вы четверо и где я вас оставила. Как мило с ее стороны. Другие поднесли нам хлеб-соль и самые красивые цветы из своих садов.

Я сейчас усиленно шью для базара. Мимо нас проходит много поездов, все очень длинные. Сегодня утром нас приходила повидать старая женщина 98 лет и принесла хлеб-соль — она живет рядом, и мы хотим ее тоже навестить, если будет время… Интересно, как вы все там. Мне так грустно без моих милых малышек. Постарайся вести себя очень хорошо и помни, локти на стол не класть, сидеть прямо и аккуратно есть мясо. Я вас всех очень нежно целую и Соню тоже. До свидания, милое дитя, да благословит тебя Бог. Всегда твоя любящая, Мама».
+++
«1 января 1909 года. Моя милая, маленькая Ольга, Пусть новый год принесет тебе много счастья и всяческие блага. Старайся быть примером того, какой должна быть хорошая, маленькая, послушная девочка. Ты у нас старшая и должна показывать другим, как себя вести. Учись делать других счастливыми, о себе думая в последнюю очередь. Будь мягкой, доброй, никогда не веди себя грубо и резко. В манерах и речи будь настоящей леди. Будь терпелива и вежлива, всячески помогай сестрам.
Когда увидишь кого-нибудь в печали, старайся подарить солнечной улыбкой. Ты бываешь такой милой со мной, будь такой же и с сестрами. Прежде всего, научись любить Бога всеми силами души, и Он всегда будет с тобой. Молись Ему от всего сердца. Помни, что Он всё видит и слышит. Он нежно любит Своих детей, но они должны научиться исполнять Его волю. Нежно целую тебя, милое дитя, и с любовью благословляю. Пусть Бог пребудет с тобой и хранит тебя Пресвятая Богородица. Твоя старая Мама».
+++
«15 января 1909 года. Моя дорогая детка, Спасибо за твою милую записку. Да, дорогая, трудно найти время, чтобы не торопясь обо всем поговорить, но в скором времени мы как-нибудь снова это сделаем. А сейчас я чересчур устала… Ольга, дорогая, в комнате я или нет, ты всегда должна вести себя одинаково. Это не я за тобой смотрю, а Бог всё видит и повсюду слышит, и это Ему мы должны, в первую очередь, постараться понравиться, делая всё, что нужно, слушаясь своих родителей и тех, кто о нас заботится, и побеждая свои недостатки.

Скажем, есть вещи, которые тебе нравится делать, но ты знаешь, что я их запретила — стремись их не делать, даже если мое запрещение кажется тебе странным и ты не понимаешь его причины, но я-то ее знаю и знаю, что это для твоей пользы. Быстрее выполняй мои распоряжения, а не тяни время, чтобы посмотреть, делают ли другие. Ты должна показать хороший пример, а другие будут ему следовать. Внуши им, что нужно слушаться меня и Папу, и, конечно, Мари и С.И. Я сама была маленькой девочкой, и меня учили слушаться, и я благодарна тем, кто меня учил и был строг со мной. Спокойной ночи, дорогая Ольга. Да благословит тебя Бог. Крепкий поцелуй от твоей старой Мамы».
+++
…Великая Княжна Ольга очень дорожила этими письмами и переписывала их в переплетенную тетрадь, которая была найдена после ее смерти. Записки Государыни охватывают период с 1903 до 1917гг. Она начала писать своей дочери, когда той было семь лет, вероятно, когда она научилась читать. В первые годы Александра Федоровна описывала путешествия, которые совершались без детей, а позднее давала им разные наставления как себя вести. Эти записки неоценимы. Они в малейших деталях рисуют, как Царица воспитывала дочерей, внимательно подмечала движения их души и направляла в нужное русло.

По словам графини Анастасии Васильевны Гендриковой (1888-1918), фрейлины Государыни, ее любимой темой для разговоров с дочерьми была «молитва и различные выражения отношения человека к Богу, отношения, которые должны быть основой всей духовной жизни». После 1912 года записки матери к старшей дочери Ольге становятся почти исключительно деловыми — она начала рассчитывать на ее помощь в ведении дома и заботе о младших детях.
+++
В пору раннего детства дочерей жизнь Царской семьи была довольно тихая и строго размеренная. Александра Федоровна ни минуты не позволяла им сидеть без дела. Утром у подрастающих девочек были уроки и рукоделие. Чудные вышивки выходили из-под их изящных, быстрых ручек. В хорошую погоду они гуляли в парке Александровского дворца, катались на велосипедах, на лошадке пони, ходили на озеро. А вечерами после ужина вся семья собиралась вместе и обменивалась дневными впечатлениями.

Иногда, будучи свободен от дел, в гостиную приходил Государь и читал детям вслух. Выбирал лучшие произведения Гоголя, Тургенева, других русских писателей, а также библейские отрывки. Читал он прекрасно, с интонацией, с выражением — дети очень любили и ждали эти вечерние часы.

Все интересы их вращались в кругу дружной, сплоченной семьи и маленьких домашних событий. То они сюрпризом устроят спектакль по мотивам крыловской басни «Стрекоза и Муравей», то заберутся в рабочий кабинет отца, чтобы рассмотреть его новые альбомы, то вдруг придет новость о том, что вечером во дворце будет кинематограф. Зимой они катались с гор на берегу небольшого озера, ездили в санях, запряженных старым осликом, строили снежные крепости, играли в снежки. На Рождество Христово им ставили елку, все получали красивые подарки, так что забот и радостей у них было довольно.
+++
Учительница Императрицы и Царских Детей Екатерина Адольфовна Шнейдер (1856-1918) вспоминает такой эпизод: «Когда Ольга впервые совсем крошкой приехала в Смольный, ее окружили институтки. Но она была так мала, что не могла увидеть, что лежит на столе. «Ну, какая же ты Великая Княжна, если не можешь заглянуть на стол?» — весело щебеча, пристали к ней девочки. Она задумалась, развела ручками: «Я и сама не знаю! Спросите папу, он все знает». И побежала к нему с трудным вопросом»...
Именно через отца дети приучались к труду. Известно, что Государь любил плавание и греблю, пешую ходьбу, конную езду, отлично играл в бильярд, работал в саду, в ссылке пилил и колол дрова, чистил снег, и дети следовали его примеру.
+++
Когда Ольге исполнилось 8 лет, она всё чаще стала появляться с Государем вне дворца — на торжественных выездах, на церковных богослужениях, на полковых учениях. Близкие называли ее «дочь отца», потому что она обожала его, была очень похожа на него внешне и внутренне, сильно привязана к нему и всюду ходила за ним «как хвостик». И чем больше она подрастала, тем крепче становилась их духовная связь.

По словам другого учителя Царских детей, английского подданного, мистера Сиднея Гиббса (1876-1963), «отца она любила больше всего на свете». В 1904-1905 годах, когда шла Русско-японская война, страна переживала жуткие месяцы военных неудач и внутренней смуты. И Государь иногда брал Ольгу с собой на короткие дневные прогулки в парке. О чем говорили они? Обремененный делами и тревогами, Царь-отец испытывал тяжелейшие моральные нагрузки и, вероятно, рад был отвести душу в наивных беседах со своей старшей, любимой дочерью.

Обычно в сентябре Царские Дети начинали заниматься с преподавателями. Их наставник, Пьер Жильяр вспоминает, что «Императрица требовала от детей порядка во всем. При входе в классную комнату я всегда находил книги и тетради старательно разложенными на столе каждой из моих учениц. Меня никогда не заставляли ждать ни одной минуты. Ольга Николаевна была замечательно умна и способна, учение было для нее шуткой, почему она иногда ленилась. Характерными чертами у нее была сильная воля, неподкупная честность и прямота, в чем она очень походила на свою мать. Эти прекрасные качества были у нее с детства, но ребенком она нередко бывала упряма и вспыльчива, впоследствии умела себя сдерживать".

«Великая Княжна Ольга Николаевна была милое создание. Всякий, кто видел ее, тотчас влюблялся. Немного выше среднего роста, свежее лицо, темно-синие глаза, пышные светло-русые волосы, красивые руки. К жизни она относилась серьезно, была наделена умом и покладистым характером. На мой взгляд, это была волевая натура, но у нее была чуткая, хрустальная душа». (Юлия Ден. «Подлинная Царица»)

Похожую характеристику дает Ольге Николаевне и учитель Пьер Жильяр в книге воспоминаний «Император Николай II и его Семья»: «Она обладала очень живым умом. У нее было много рассудительности и в то же время непосредственности. Она была очень самостоятельного характера и обладала быстрой и забавной находчивостью в ответах. Вначале мне было не так-то легко с нею, но после первых стычек между нами установились самые искренние и сердечные отношения.
Она всё схватывала с удивительной быстротой и умела придать усвоенному оригинальный оборот. Я вспоминаю, между прочим, как на одном из наших первых уроков грамматики, когда я объяснял ей спряжения и употребление вспомогательных глаголов, она прервала меня вдруг восклицанием:
— Ах, я поняла, вспомогательные глаголы — это прислуга глаголов; только один несчастный глагол «иметь» должен сам себе прислуживать!
Когда подрастали Великие Княжны, мы, близкие, думали об их возможных свадьбах, — продолжает Пьер Жильяр. — За границу уезжать им не хотелось, а дома женихов не было. С детства мысль о браке волновала Княжон, так как для них он был связан с отъездом за границу.

Особенно Ольга Николаевна и слышать не хотела об этом. Вопрос этот был больным местом для нее, и она почти враждебно относилась к иностранным женихам. Когда ей было 18 с половиной лет, при Дворе разнесся слух о предстоящем обручении ее с румынским принцем Каролом. Родители с обеих сторон, казалось, доброжелательно относились к этому предположению, которое политическая обстановка делала желательным.

В начале июля 1914 года Ольга Николаевна сказала мне со свойственной ей прямотой и откровенностью:
— Скажите мне правду, вы знаете, почему мы едем в Румынию?
Я ответил с некоторым смущением:
— Думаю, это акт вежливости, которую Государь оказывает румынскому королю, чтобы ответить на его прежнее посещение.
— Да, это, может быть, официальный повод, но настоящая причина... Ах, я понимаю, вы не должны ее знать, но я уверена, что все вокруг об этом говорят, и что вы ее знаете.
Когда я наклонил голову в знак согласия, она прибавила:
— Ну, так вот! Если я этого не захочу, этого не будет. Папа мне обещал не принуждать меня, а я не хочу покидать Россию.
— Но вы будете иметь возможность возвращаться сюда всегда, когда вам это будет угодно.
— Несмотря на все, я буду чужой в той стране, а я русская и хочу остаться русской.
Торжественная встреча с принцем Каролем все-таки состоялась. Был завтрак, чай, затем парад, а вечером — пышный обед. Ольга Николаевна, сидя около принца, с обычной приветливостью отвечала на его вопросы. Вечер рано окончился, и час спустя яхта «Штандарт» отошла от берега, держа направление на Одессу.
На следующий день утром я узнал, что предположение о сватовстве было оставлено, или, по крайней мере, отложено на неопределенное время. Ольга Николаевна настояла на своем. Кто мог предвидеть тогда, что эта свадьба могла спасти ее от ожидавшей тяжкой участи?»

+++
В январе 1916 года, когда Ольге шел уже двадцатый год, начались разговоры о том, чтобы выдать ее замуж за великого князя Бориса Владимировича, но Императрица была против. Она писала супругу: «Мысль о Борисе слишком несимпатична, и я уверена, что наша дочь никогда бы не согласилась за него выйти замуж, и я ее прекрасно поняла бы».

Тут же Ее Величество добавляет: «У нее в голове и сердце были другие мысли — это святые тайны молодой девушки, другие их не должны знать, это для Ольги было бы страшно больно. Она так восприимчива».

Как мать, Императрица волновалась за будущее своих детей. «Я всегда себя спрашиваю, за кого наши девочки выйдут замуж, и не могу себе представить, какая будет их судьба», — писала она с горечью супругу, быть может, предчувствуя в будущем беду. Точно мы никогда не узнаем об этом, но вполне возможно, в девичьих думах юной Царевны Ольги не раз слышалась древняя мольба всех русских девушек:
Светел месяц, родимый батюшка!
Красно солнышко, родимая матушка!
Не отдавайте вы меня, горькую,
На чужу дальнюю сторонушку,
Ко чужому отцу, ко чужой матери…»

Подготовила Вера Крылова




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |