на главную

Фильм про князя Александра имел оглушительный успех...

Весной 1938 года вышел на экраны знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Патриотическая тема в то время была не просто актуальной, но сверхзлободневной. Активная подготовка фашистской Германии к войне взбудоражила всю Европу. Наша страна еще жила в мире, но в воздухе уже пахло войной. Спешно строили заводы, перевооружали армию, а для укрепления народного духа незамедлительно требовались произведения искусства об отпоре врагу, о героизме и разгроме захватчиков. Исторические события XIII века — борьба Новгородской республики с тевтонскими рыцарями — идеально подходили для этих целей.

Действие фильма разворачивается в 1242 году. Новгородский люд на вечевом сходе решает собрать дружину и звать на командование ею опытного полководца князя Александра Невского. Войска сходятся к берегам замёрзшего Чудского озера. Перед боем один дружинник рассказывает князю басню о лисице, застрявшей в развилке дерева, куда её заманил хитроумный заяц.

И князь Александр поступает похожим образом: строит свои войска клещами, в то время как «свинья» тевтонских рыцарей наступает прямо по центру. Русичи окружают врага, зажимают его в тиски и разбивают. Обратившись в бегство, рыцари тонут, проламывая лёд тяжелыми доспехами. Их предводители попадают в плен. Князь Александр, напутствуя отпущенных наемников, произносит пророческие слова: «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет Русская Земля!»

Действительно вещие, прекрасные слова! Сколько раз приходили на Русь враги "с мечом" - от меча и погибали. В фильме очерчена историческая ситуация, сложившаяся тогда в удельной Руси: она была крепко зажата между тевтонским западом и татаро-монгольским востоком. Сообразительный зритель должен был провести прямую аналогию со своей эпохой: накануне Великой Отечественной войны СССР точно так же оказался зажат между Германией и Японией.

Историки считали недостоверной гибель русских пленных в тевтонских кострах: захваченных иноземцев тогда не жгли, а обращали в рабство, чтобы использовать на самых опасных и тяжелых работах. Но Эйзенштейн намеренно оставил этот момент в фильме, чтобы потрясти зрителей безпощадной жестокостью захватчиков и предупредить о зверствах современных фашистов. Он не принизил образ противника, понимая, что победа над сильным, коварным врагом как раз и станет доказательством подлинного могущества русских воинов.

Кроме того, в сюжет была вплетена линия предательства и шпионажа, что в фильмах того времени было обязательным условием. Сколько материалов перелопатили Эйзенштейн и его съемочная группа! Изучали летописи, жития святых, исторические документы, былины, фольклор, посещали музеи и археологические раскопки. Виднейшие историки страны горячо спорили о сценарии, делали сотни уточнений и исправлений, но в целом к замыслу режиссера отнеслись благожелательно. Каждое слово в сценарии осмысливалось, многократно выверялось, и Эйзенштейн с благодарностью учитывал множество внесенных замечаний.

Подход к подбору актеров тоже был очень ответственный. После тщательных проб были утверждены: Николай Черкасов — Александр Невский, Андрей Абрикосов — Таврило Олексич, Дмитрий Орлов — оружейник. Магистром крестоносцев стал Владимир Ершов, других рыцарей играли актеры немецкого и прибалтийского происхождения. На женские роли были отобраны истинно русские, статные, ясноглазые красавицы Валентина Ивашева и Александра Данилова. Каждого исполнителя, участвовавшего даже в крохотном эпизоде или массовке, Эйзенштейн пристрастно оглядывал, опрашивал, мысленно примеряя его образ к минувшей эпохе.

На съемки фильма было отведено очень мало времени, и нужно было успеть. Пришлось снимать зиму летом, а Чудское озеро — во дворе бывшей слободы Потылихи, ныне Мосфильмовской улицы. Чтобы имитировать снег, двор этот заливали асфальтом, посыпали мелом, поверх заливали жидким стеклом и т.д. В кратчайшие сроки были изготовлены кольчуги, шлемы, мечи, чучела лошадей; куклы пленных, сжигаемых на кострах, и воинов, пронзаемых стрелами, а также рыцарей, уходящих под лед. Добились даже того, чтобы изо рта воинов, сражающихся якобы в морозный день, шел пар...

Эйзенштейн стремился снять главную сцену битвы на озере так, чтобы в гигантской общей картине можно было проследить подвиги отдельных героев. В головокружительном монтаже сражения ему удалось показать и Буслая, и оружейника, и героически гибнущего юношу Савку, и лихо сражающуюся красавицу-псковитянку, и старого крестьянина. А дальше картина сражения разбивается по эпизодам.

Вот тевтонская пехота ощетинивается пиками в неприступном каре. А там рушится пышный шатер католического епископа. Александр Невский в конном поединке повергает тевтонского магистра, и не рыцарским мечом, а простым мужицким топором! И наконец, талый лед подламывается под закованными в металл рыцарями, переворачиваются льдины, уходят в черную воду белые рыцарские плащи, слышится скрежет их железных рукавиц, цепляющихся о закраины льда... И гремит, гремит над полем битвы победная русская песнь!..

Картина имела оглушительный успех, однако вскоре ее изъяли из проката по соображениям политкорректности по отношению к агрессивной Германии, с которой в тот период власти СССР еще пытались как-то наладить отношения. Но после того, как 22 июня 1941 года началась война, фильм «Александр Невский» снова вышел на сотни экранов страны.

Фрагмент атаки князя с призывом «За Русь!» был включен в «Боевой киносборник», и кинопередвижки начали показывать его бойцам на самых ответственных направлениях фронта. Этот фильм навсегда вошел в историю русской культуры как вдохновенная победная песнь, как символ борьбы народа за свободу Родины и одоления коварного врага.

Малоизвестные факты

Лучший эскиз ордена Александра Невского создал молодой архитектор И.С.Телятников. Поскольку не сохранилось прижизненных портретов полководца, он поместил на орден профильное изображение артиста Николая Черкасова, прекрасно исполнившего роль князя в кинофильме. Рисунок ордена был утвержден в критический момент войны — 20 июля 1942г.
***
Орденом Александра Невского №1 был награжден командир батальона морской пехоты 154-й морской стрелковой бригады старший лейтенант И.Н.Рубан за отражение атаки целого фашистского полка в районе излучины Дона в августе 1942г. (Указ Сталина от 5 ноября 1942г.). Он разделил свой батальон на три группы и, используя одну из них как приманку, затянул крупные силы противника в засаду, после чего две оставшиеся группы атаковали врага. Один его батальон уничтожил 7 танков и более 200 вражеских солдат!

 Светлана Александрова




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |