на главную

Апостол Андрей Первозванный – первый проповедник христианства на Руси

30 ноября/13 декабря Церковь совершает празднование памяти апостола Андрея Первозванного, единственного из двенадцати учеников Христовых, кто посетил Древнюю Русь и стал здесь провозвестником православной веры. О его проповеди на юге России свидетельствуют письменные источники. Например, Евсевий, епископ Кесарийский, в своей «Церковной истории» пишет: «Святые Апостолы и ученики Спасителя рассеялись по всей земле. Фоме, как повествует предание, выпала по жребию Парфия, Андрею — Скифия, Иоанну — Асия».

Скифией тогда называлось Северное Причерноморье. Здесь, начиная с VI в. до Р.Х., появилось много греческих городов-колоний: Ольвия, Тирас, Танаис (в устье Дона), Пантикапей (Керчь), Феодосия, Херсонес (около Севастополя). Между греками и скифами велась оживленная торговля.

В ряду древних письменных свидетельств особенно интересно сообщение иерусалимского иеромонаха Епифания (нач. IX в.), который прошел по следам апостола Андрея все побережье Черного моря. Всюду, от Синопа до Феодосии и Херсонеса, он слышал местные предания о проповеди Первозванного апостола, видел церкви, кресты, иконы и другие реликвии, указывавшие на его апостольский подвиг. Он собрал имена учеников апостола — первых епископов основанных им Церквей.

Любимым городом святого апостола Андрея стал Херсонес. Там ему был составлен «Алфавитарь» (канон с алфавитным акростихом), о котором известно лишь из древнеславянского перевода «Сказания» иеромонаха Епифания. Возможно, именно из этого «Сказания» сведения о проповеди ап. Андрея попали в «Повесть временных лет» - русский летописный свод, созданный в начале XII века.

Заканчивая описание пути «из варяг в греки», который проходил через Русь и соединял Балтийское море с Черным, летописец говорит: «А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, — по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра». <…> Во второй половине XI в. на Руси уже были известны храмы в честь святого Андрея Первозванного, а в «Повести временных лет» записано сказание о посещении Руси апостолом Андреем:

«Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуни устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и приплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: „Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород».

На месте, где стоял над Днепром апостол Андрей, была воздвигнута впоследствии церковь Воздвижения Честного Креста Господня. Она находилась вблизи нынешней Андреевской церкви в Киеве. Затем, по свидетельству «Степенной книги», восходящему к древним новгородским преданиям, апостол пришел в землю словен, «где ныне Новгород, проповедовал здесь слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в селе Грузино, где есть ныне церковь святого Андрея».

Слушать проповедь Первозванного могли представители всего разноязычного населения: греки, скифы, сарматы, славяне. Археологические раскопки последних десятилетий помогли открыть в Херсонесе и Танаисе древние «сионские горницы» — подземные храмы первых христиан, возможно, относящиеся ко времени апостола Андрея.

В I веке по Р.Х. был еще один источник, откуда славянские народы черпали учение Спасителя. Апостол Павел, проповедуя веру Христову в Иллирии, обращался и к славянским племенам, жившим здесь. Дух Святой, действовавший через апостольское благовестие, призывал в Церковь вчерашних язычников. И при ближайших учениках и преемниках святого апостола Андрея катакомбы Тавриды полны были христиан, из «мрачных пропастей земли» устремлявшихся в Небесное Царство.

Священномученик Климент Римский был сослан в Крым императором Траяном в конце I в. по Р.Х., и уже тогда он обрел в каменоломнях Херсонеса 2000 верующих и сам до кончины своей (101г.) устроил и наставил в учении 75 церквей-общин, продолжая апостольское делание ап. Андрея. В III—IV вв. здесь уже существовало несколько епархий: Скифская (в низовьях Дуная), Боспорская и Херсонесская в Крыму, Готфская. <…>

Церковные писатели и отцы Церкви: святители Афанасий Великий (373) и Иоанн Златоуст (407), блж. Иероним Стридонский (420) называют Скифию в числе стран, где очень рано распространилось христианство. «Гунны изучают Псалтирь, и холода Скифии пылают жаром веры»,— сообщает в одном из писем блж. Иероним.

Великий водный путь, по которому следовал апостол Андрей, известный позже как путь «из варяг в греки», имел большое значение для распространения христианства среди восточнославянских племен — прежде всего, у словен, кривичей и полян, главными городами которых были Новгород, Смоленск и Киев.

Однако в тот период христианство еще не могло прочно утвердиться среди восточнославянских племен. Одна из причин тому – великое переселение народов, когда неисчислимые орды азиатских кочевников (гуннов, аваров и других) хлынули одна за другой через южную Россию в Европу, уничтожая следы христианства там, где оно распространилось. Наиболее благоприятное время для проповеди Евангелия среди восточнославянских племен наступило в IX в., когда эти племена объединились, образовав единое Древнерусское государство с центром в Киеве, когда окрепли связи Киевской Руси с другими государствами, особенно с Византией.

И когда киевский князь Владимир крестил Русь (988г.), сбылось древнее пророчество апостола Андрея: на высоком берегу Днепра стали строить храмы такой красоты, что засияли они на всю страну русскую, и благодать Божия пребывала с ними...

По материалам https://likorg.ru




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |