на главную

Как разгромили семью протоиерея Николая Стремского, самого многодетного отца в России

Митрофорный протоиерей, 57-летний Николай Стремский, бывший настоятель Свято-Троицкой обители милосердия, что в поселке Саракташ Оренбургской области, ректор Оренбургского епархиального духовного училища, директор православной общеобразовательной гимназии имени преп. Сергия Радонежского и благочинный четырёх районов Оренбургской области был задержан еще в сентябре 2019 года.

Его обвинили в совершении преступлений против половой неприкосновенности в отношении 11 несовершеннолетних детей, находившихся на попечении в его большой многодетной семье. Всего за 30 лет у супругов Стремских на попечении было более 70 ребят. Пока шло следствие, священник два с лишним года провел в следственном изоляторе и за это время перенес череду страшных ударов судьбы: потерял маму, духовного отца и любимую супругу - матушку Галину, вместе с которой поднимал обитель и воспитывал детей.

Рассмотрение дела в районном суде Саракташа началось в октябре 2020 года и проходило в закрытом режиме. Широко известному, заслуженному священнику предъявили тяжелые обвинения по восьми статьям Уголовного кодекса, среди которых изнасилование, насильственные действия сексуального характера и понуждение к ним, развратные действия, истязание, ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, соединенное с жестоким обращением.

Также его признали виновным в незаконном обороте спецсредств, предназначенных для скрытого получения информации, и в том, что он систематически спаивал детей. 24 декабря 2021 года Саракташский суд вынес отцу Николаю крайне суровый приговор: заключение на 21 год в колонии строгого режима.

Он также лишен государственной награды - ордена "Родительская слава”, которую вручают за большие заслуги в воспитании детей. Помимо этого, ему на 20 лет запретили заниматься любой деятельностью, связанной с детьми. Суд частично удовлетворил гражданские иски потерпевших и назначил им компенсации в размере от 300 тысяч до 4,9 миллиона рублей. Отец Николай вину свою категорически не признал и в последнем слове заявил, что все это ложь и заказ, направленный против него и против Православной Церкви.

Священник Николай Стремский — глава самой многодетной российской семьи. С начала 1990-х годов на воспитании у него находилось 72 приемных ребенка. К моменту его ареста в сентябре 2019 года большинство детей уже выросли и жили самостоятельно. На период следствия РПЦ запретила отца Николая в служении.

Он известен как самый многодетный отец в России. Усыновлять детей вместе с супругой Галиной он начал в 1992 году. Из 70 человек, прошедших в разное время через эту семью, 25 были усыновлены и носили фамилию своего нового отца, остальные были взяты под опеку.

В начале 90-х годов отец Николай создал в Саракташе Свято-Троицкую обитель милосердия, в которую вошла богадельня для одиноких стариков, православная гимназия, духовное училище, сестричество и монашеская община. При этом воспитанием детей отец Николай занимался не только лично, но и при помощи старших детей, которые, вырастая, не покидали семью, а помогали родителям, а также с помощью членов своей общины. Родных детей у Галины и Николая Стремских нет.

Принципы воспитания детей отец Николай сформулировал в одном из своих интервью: «Воспитываются по старой русской традиции – отдельно. Живут в разных корпусах, учатся в разное время. Мальчики готовятся стать главой семьи. Они раньше девочек встают и бегут в гимназию на занятия. Пока они грызут гранит науки, те прибирают в доме, ухаживают за малышами и старенькими больными бабушками.

Девочки с детства познают профессию воспитателя и нянечки и знают ее лучше, чем многие дипломированные специалисты. Ребята приучаются к чисто мужским работам: пилят-строгают, помогают по хозяйству, на огороде, на ферме, копают грядки. Девочки шьют, вяжут. Есть еще ответственные за всевозможную живность: кошек, собак, попугаев и рыбок. Но все это они делают между прочим, играючи».

В разное время протоиерей Николай Стремский неоднократно становился героем разных публикаций в СМИ, участником популярных ток-шоу – именно в роли многодетного отца, готового поделиться своим богатым опытом. Он был лауреатом международной премии «Золотое сердце», премии «За веру и верность», был награжден государственным орденом «Родительская слава».

Отец Николай встречался с Патриархом Алексием II, президентом России Владимиром Путиным, уполномоченным по правам ребенка Павлом Астаховым и неизменно получал высокую оценку своей деятельности. И вот грянул страшный час испытаний...

Судебные заседания по делу Стремского проходили в закрытом режиме. На оглашение приговора, проходившее в открытом заседании, пришли около 30 человек, в том числе его родственники и приемные дети. Отец Николай, войдя в клетку в зале заседаний, спросил, почему пришло так мало людей. Затем он нараспев произнес Пасхальный тропарь и трижды возгласил: «Христос Воскресе!». В ответ собравшиеся ответили «Воистину Воскресе!». Когда судебные приставы призвали их к порядку, кто-то из собравшихся заявил, что так они приветствуют друг друга.

До того, как судья начал читать приговор, отец Николай обратился к приемным детям, проходящим потерпевшими по делу: «Признайте ту клевету, которую на меня вылили. Это же клевета! Это просто заказ чей-то. Я думаю, люди разберутся. И есть органы соответствующие, которые разберутся, чья клевета и почему была эта клевета. И найти виновного и наказать. Это заказ! Это заказ на меня! И это заказ на Православную Церковь. Это заказ однозначно! Я знаю, кому дорогу перешел. Никакой вины нет. Меня оклеветали! Оболгали! Это заказ».

«Урал56.ру» пишет, что во время оглашения приговора он шептал: «У них власть. Что хотят, то и делают», «Все сфабриковано, господа». Оглашая приговор, судья, рассматривавший дело, сказал, что, согласно показаниям потерпевших, жестокое насилие к опекаемым детям применялось с 1997–1998 года. «Они неоднократно обращались в органы опеки, но не получили должного ответа и реакции», — сказал судья.

Судья процитировал показания одной из потерпевших, согласно которым отец говорил приемным дочерям: «Вы все мои девочки, я имею право вас трогать и лишить девственности. Пока я вас не лишу, вы не выйдете отсюда». Кроме того, заявил судья, священник мог поцеловать детей в губы при других людях.

Судья также отметил, что министерство образования нарушало права детей, когда по заявлениям Стремского необоснованно оформляло их «в коррекционные классы для обеспечения длительного пребывания при нем, а не в школе, а также в качестве наказания». Некоторые дети жили в других городах, но опеку Стремского при этом не отменяли.

После оглашения приговора Стремский заявил, что судья поддержал сфабрикованное дело, а также потребовал, чтобы ему позволили подать апелляционную жалобу — он опасается, что не сможет сделать это из-за новогодних праздников. «Полный беспредел! Нужно обратиться к Владимиру Владимировичу Путину!» — говорил Стремский, когда ему надевали наручники.
+++
После оглашения приговора журналисты обратились к молодым девушкам, которые проходили потерпевшими по делу. По данным «Урал56.Ру», все, кроме одного человека, свои заявления отозвали. Несколько из них заявили, что оболгали отца, потому что следователи угрожали им и обещали деньги.

Одна из дочерей Стремского, имя которой не приводится, со слезами сказала: «Я очень люблю его. Мы оболгали его. Это неправда. Мы хотим быть вместе, рядом с ним. Он самый лучший, самый близкий для нас». Когда журналисты спросили, зачем они дали такие показания, девушка сказала: «Нас следователи подкупили». Девушка утверждала, что деньги предлагал следователь Логунов. Она не привела его имя, а позже вовсе отказалась называть эту фамилию. По ее словам, потерпевшим предлагали «от миллиона и выше».

Другая дочь Стремского (ее имя также не сообщается) заявила, что следователи предлагали одной из потерпевших 20 миллионов рублей за показания против отца: «Они сказали, типа, 20 миллионов дадут, а если она против папы не пойдет, то ее на 17 лет в тюрьму посадят».

Третья дочь священника утверждала, что прокурор предлагал ей «держаться ближе» к Лене Стремской, которая «больше всего оклеветала» отца. «[Прокурор говорил] чтобы мы держались вместе, что больше будет денег, если, типа, мы его посадим. Держитесь за Лену. Я послушала — дура! [Потом отозвала заявление] потому что совесть меня мучила».

Еще одна дочь Стремского, имя которой не приводится, заявила, что оказалась в списке потерпевших, хотя никогда не писала заявление в отношении отца: «Весь год к нам ездили. Нам угрожали. Почему мы должны были это все терпеть?» Девушка также сообщила, что двоих несовершеннолетних детей Стремского отправили в детдом, а остальным уже исполнилось по 18 лет.

«Сложно без отца. Нету никакой помощи. Мы все вступили в восемнадцатилетие. Это очень сложно. Нужна папина поддержка. Нужны папины советы. Все нужно. Нужна любовь — у нас ее нету. Мы сами по себе. Мы нуждаемся в нем. У нас нет родных. У нас есть один-единственный приемный отец, которого мы будем считать родным. Он сделал для нас все: он меня на мусорке нашел, он мне жизнь спас».

Один из сыновей Николая Стремского (его имя также не сообщается) в разговоре с журналистами связал уголовное дело с тем, что его отец отказался «отмывать деньги в офшорах». «Было к нему предложение: „Я буду помогать строить обитель, но ты в это время должен мне отмывать деньги в офшорах". Он ему отказал, этому человеку. Сказал: „Я в 90-х годах не брал деньги у мафиозников из Орска, тем более сейчас не возьму"».

Многие жители поселка Саракташ встали на сторону священника. «Девчонки написали, что их удерживали незаконно. На улицу не выпускали, что-то им не давали. Хотя другие дети говорят: не было такого. Там просто такие девчонки три – они сколько раз убегали, пили постоянно. Я сам сколько раз их тут пьяными видел», – на условиях анонимности сообщил телеканалу «Вести Оренбуржья» местный житель.

Не верят в виновность отца Николая и его домашние. В сознательном оговоре многодетного отца они подозревают одну из его дочерей, 15-летнюю Светлану (имя изменено). Журналистам издания Life другие дети, находящиеся в семье, сказали следующее: «Светлана очень обижена на папу, вот и говорит всякую ерунду. Она папу не слушалась, а у нас есть определенные правила. Папа очень сильно за нас переживает, тем более она не думает о последствиях».

По словам детей, то самое насильственное удержание дома в качестве наказания имело место достаточно давно, но воспользоваться случаем девушка решила лишь сейчас.

Уже выросшая и покинувшая семью воспитанница священника Евгения Мирова рассказала телеканалу «360», что вся эта история произошла из-за того, что «папу кто-то сильно не любит». Девушка призналась, что к ней приезжали незнакомые люди и предлагали «взятки, чтобы я им рассказала про папу». Но рассказать она смогла лишь хорошее. «Папа для нас на все был готов. Если бы не он, мы бы никогда нигде не побывали. Просто кто-то очень хочет посадить папу, но они не понимают, что он вырастил 70 детей, и это нелегко, у каждого ребенка разный характер. Но он всегда искал выход из положения, чтобы все было хорошо».

Другая приемная дочь отца Николая Арина Спасова заявила, что его «ложно обвиняют в изнасиловании детей». Арина представительница последнего поколения воспитанников, прожила со Стремскими с 7 месяцев до 16 лет. Она подчеркнула, что ни разу не испытывала ни насилия, ни домогательств.

«Наказывали трудом, если провинился – иди на кухню мыть посуду, но никогда не было насилия, физически нас не наказывали. Я сама сидела с девочками, которые сейчас являются подростками, папа на них руку никогда не поднимал, даже голос не повышал», – рассказала позже ТАСС еще одна из воспитанниц, Наталья Каримова.

По ее словам, мальчики и девочки, взятые священником из сиротских учреждений, воспитывались раздельно. «Мальчики занимались работой по дереву, скотом, хозяйственные были мальчишки, а девочки по хозяйству дома: шили, убирали, готовить учились. Готовили нас и к тому, что мы станем матерями, как воспитывать детей объясняли. Никогда нас не били, мы ездили за границу, отдыхали на море, у нас все было, мы никогда ни в чем не нуждались», – пояснила она.

«Воспитывалась до 20 лет, мне очень многое дали, а теперь даже подумать страшно, в чем его обвиняют», – заявила бывшая воспитанница Дарья Окунева. Семью постоянно проверяли представители органов опеки, рассказал приемный сын о. Николая Денис Стремский.

«Приходили, беседовали, смотрели, проверки были раз пять-шесть в год из центра реабилитации и органов опеки, особенно, когда мы были маленькие. Мама предупреждала нас о проверках и просила рассказывать правду. Органы опеки приезжали, в том числе по заявлениям, которые завистники и клеветники подавали на папу. Это было постоянно», – заявил он корреспондентам.

+++

17 октября 2021 года отошла в мир иной матушка Галина Стремская. Она прожила жизнь, насыщенную многими событиями и добрыми делами, и была не просто верной женой, но и мудрым другом, и соратницей выдающегося православного священника - протоиерея Николая Стремского.

Её доброе сердце согревало всех приёмных детей, даже самых трудных. Она безропотно приняла на свои плечи тяжкий крест клеветы, весь негатив ложных оговоров, надуманных обвинений, выдвинутых против ее замечательной православной семьи... Приняла – но материнское сердце не выдержало. Матушка Галина ушла ко Господу, не дождавшись полного восстановления справедливости. Вечная ей память!
+++
На форуме ВКонтакте множество откликов на случившееся. В отличие от властей, люди, знакомые и незнакомые, горячо поддержали осужденного священника и продолжают молиться за его освобождение. Вот лишь некоторые комментарии:

Антонина Родькина-Панасенко: «Батюшка, держитесь, мы Вас любим и молимся за Вас».

Татьяна Григорьева: «Отец! Самые добрые пожелания! Храни Вас Господь молитвами Богородицы и всех святых!!!»

Татьяна Александрова: «С Новым годом! С приближающимся Рождеством, батюшка! Сил, мудрости и терпения, Божьей помощи!»

Павел Коломин: «Клеветники раскаялись, преступления, следовательно, не было. Отмена приговора и освобождение очевидно. Где церковь? Епархия? Патриарх? Где здравый смысл?!»

Елена Бабаян: «Господи Боже Наш Всемогущий, помоги нашему папе и дай ему сил всё это выдержать».

Татьяна Горбунова: «Больше 20 лет я знаю отца Николая, он постоянно помогал всем и в том числе и моей семье. Дал мне работу. Всегда делал благотворительные праздники на Рождество и дарил всем подарки детям. Он любил свою семью и детей. Огромное спасибо отцу Николаю!»

Павел Смирнов об обвинении судом отца Николая в «ненадлежащем исполнении родительских обязнностей»: «Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей в семье или детдом? Сравнение: детдом - только 7-10% выпускников социализируются и НЕ становятся алкашами. В семьях таких более 90%. Предъявление госсистемой, которая отвечает за детдома, такого обвинения о. Николаю Стремскому, - это просто верх цинизма.

Если так подходить к детдомам и тем, кто туда детей отправляет из нормальных семей, то там всех надо пожизненно посадить, всех. Если сравнивать, откуда вызволил этих 75 детей о. Николай Стремский, с тем, куда двое из них попали теперь, то ближе всего сравнение: ад и рай. Правда, они уже довольно взрослые, и есть надежда, что их в детдоме не сделают инвалидами, наркоманами и алкашами. Слава Богу, что большинство детей о. Николая уже взрослые. За ненадлежащее исполнение обязанностей по отношению к детям судить надо тех, кто вернул двух детей в ад детдомов из прекрасной семьи, причем уничтожив эту семью».
+++
Редакция сайта «Дух христианина» обращается ко всем посетителям с просьбой: помолитесь о здравии и спасении протоиерея Николая Стремского, находящегося в узах и страданиях. Да будет восстановлена истина в этом громком деле, да будет пересмотрен приговор, и да возвратится он к своим детям, в свой дом и в свою обитель. Помоги ему Господи!

В публикации использованы материалы
Оренбург Медиа и других оренбургских интернет-изданий,
Урал56.Ру
https://www.miloserdie.ru/news/
https://esluk.livejournal.com/
https://theins.ru/longread/35320




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |