Вот и приблизились мы к долгожданному празднику Рождества Христова, к которому готовились в течение всего Рождественского поста. Ожидание этого дня напоминает нам о том, как на протяжении веков чаял пришествия Мессии богоизбранный народ израильский, как ветхозаветные пророки и праведники жили и спасались ожиданием Семени Жены, Которое сотрет главу змия (Быт. 3, 15). А те, кто хочет принять Христа в свой ум и сердце, не должны ли готовиться к этому на протяжении всей своей жизни?
Впрочем, не только ветхозаветная Церковь, но и лучшие представители языческого мира ожидали Спасителя. Люди устали ото лжи многобожия, были измучены засильем греха и чаяли спасения от единого Бога, веря, что Он пошлет им некоего Избавителя. В то же время на земле господствовал мрак греха и отчаяния, расслабление воли, безверие и безразличие. Больной народ впал в бредовое состояние и не только не видел способа исцеления и не понимал, что для него спасительно, но даже не мог открыть дверь Врачу душ и телес наших.
И вот, Господь рождается в городе Вифлееме (Вифлеем в переводе означает "дом хлеба"), чтобы насытить Самим Собой – Хлебом Жизни – духовно умирающее человечество. Он рождается в зимнюю студеную ночь, в вертепе со скотом, потому что Ему не хватило места даже в самых бедных домах бедного города Давидова.
Он не нужен людям, потому что в их сердцах царит холод равнодушия, а безсловесные страсти не оставляют места для Бога. Но «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). Тьма была и остается в мире: это выбор тех, кто не желает идти к Свету, а мы отныне имеем возможность пребывать в Боге, в благодати и радости.
Бог является, прежде всего, людям простым, смиренным и безхитростным. Когда пастухи ночью стерегли свое стадо недалеко от Вифлеема, им предстал Ангел и сказал: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». В этом суть сегодняшнего праздника: великая радость о рождающемся Спасителе мира.
Но Ангел открывает пастухам и некую тайну - очень важное знамение для понимания сути пришествия Бога на землю, Его отношения к человеку. Он говорит: «Вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».
Это очень необычное знамение: пастухи даже в самых возвышенных своих мечтаниях не могли представить, что так им явится Сам Бог. Господь открывается людям не как всесильный царь, не как славный покоритель вселенной, приходит не в буре, не в сильном ветре, даже не в слабом дуновении прохладного ветерка. Он предстает пред нами как беззащитный Младенец, нуждающийся в нашей заботе.
Это тайна «истощания» Божества, божественного снисхождения и обнищания. Бог слагает с Себя славу, могущество и величие, оставляя только любовь и смирение, но это и есть та сила, которая побеждает мир.
Господь является в виде Младенца, да еще обвитого пеленами, т.е. ограниченного во всем, полагается в яслях, которые, вероятно, были выдолблены в камне, в знак добровольного погребения. Это напоминание о том, что Он будет повит пеленами и положен во гробе ради нашего спасения.
У Него много врагов. Это фарисеи – олицетворение страстей, разворовывающих достояние Божие. Это царь Ирод, который с первых дней жизни ищет смерти Того, Кто претендует на его власть. И таких Иродов было и есть множество, достаточно вспомнить молодых людей, которые убивают своих детей еще во чреве, чтобы избавиться от конкурентов, от претендентов на их любовь и заботу.
Но все враги безсильны против смирения, против силы благодати Божией, ибо тьма не может противостоять свету. Это удивительное знамение свидетельствует о том, что Господь пришел не силу применять, но любовью преобразить сердца людей. Жертвуя ради любви всем, Он хочет, чтобы и мы полюбили Его.
Ведь невозможно не полюбить беззащитного, открытого и доверчивого младенца, который целиком и полностью зависит от тебя. Так и Христос рождается в наших сердцах, не принуждая к добру, но свидетельствуя о пути к настоящей жизни. Мы сами должны заботиться о Нем, ограждать свое сердце от греха, преследующего и распинающего в нас Бога.
Образом Младенца Господь указывает на то, что нам следует стать подобными детям, а это является условием наследования Царствия Небесного. Стоя на молитве, будем предстоять перед Богом как неразумные младенцы. Общаясь с ближними, отложим лукавство, расчет и превозношение. Потому что если мы не освободимся от гордости и самолюбия, не очистим свое сердце от страстей, то эта сила Христова смирения, изменившая мир, не сможет действовать в нас. Любовь Божия не преобразит тогда наш внутренний мир и тех, кто нас окружает.
Бог пришел на землю, чтобы научить людей смирению и любви, научить человека быть настоящим человеком. Только так он может приблизиться к богоподобию и наследовать жизнь вечную. Это бывает нелегко, потому что порой весь мир ополчается против желающего жить благочестиво. Но если Бог за нас, то кто против нас?! Ибо «Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам… Разумейте языцы и покоряйтеся: яко с нами Бог». Аминь.
Проповедь с сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме
Впрочем, не только ветхозаветная Церковь, но и лучшие представители языческого мира ожидали Спасителя. Люди устали ото лжи многобожия, были измучены засильем греха и чаяли спасения от единого Бога, веря, что Он пошлет им некоего Избавителя. В то же время на земле господствовал мрак греха и отчаяния, расслабление воли, безверие и безразличие. Больной народ впал в бредовое состояние и не только не видел способа исцеления и не понимал, что для него спасительно, но даже не мог открыть дверь Врачу душ и телес наших.
И вот, Господь рождается в городе Вифлееме (Вифлеем в переводе означает "дом хлеба"), чтобы насытить Самим Собой – Хлебом Жизни – духовно умирающее человечество. Он рождается в зимнюю студеную ночь, в вертепе со скотом, потому что Ему не хватило места даже в самых бедных домах бедного города Давидова.
Он не нужен людям, потому что в их сердцах царит холод равнодушия, а безсловесные страсти не оставляют места для Бога. Но «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). Тьма была и остается в мире: это выбор тех, кто не желает идти к Свету, а мы отныне имеем возможность пребывать в Боге, в благодати и радости.
Бог является, прежде всего, людям простым, смиренным и безхитростным. Когда пастухи ночью стерегли свое стадо недалеко от Вифлеема, им предстал Ангел и сказал: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». В этом суть сегодняшнего праздника: великая радость о рождающемся Спасителе мира.
Но Ангел открывает пастухам и некую тайну - очень важное знамение для понимания сути пришествия Бога на землю, Его отношения к человеку. Он говорит: «Вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».
Это очень необычное знамение: пастухи даже в самых возвышенных своих мечтаниях не могли представить, что так им явится Сам Бог. Господь открывается людям не как всесильный царь, не как славный покоритель вселенной, приходит не в буре, не в сильном ветре, даже не в слабом дуновении прохладного ветерка. Он предстает пред нами как беззащитный Младенец, нуждающийся в нашей заботе.
Это тайна «истощания» Божества, божественного снисхождения и обнищания. Бог слагает с Себя славу, могущество и величие, оставляя только любовь и смирение, но это и есть та сила, которая побеждает мир.
Господь является в виде Младенца, да еще обвитого пеленами, т.е. ограниченного во всем, полагается в яслях, которые, вероятно, были выдолблены в камне, в знак добровольного погребения. Это напоминание о том, что Он будет повит пеленами и положен во гробе ради нашего спасения.
У Него много врагов. Это фарисеи – олицетворение страстей, разворовывающих достояние Божие. Это царь Ирод, который с первых дней жизни ищет смерти Того, Кто претендует на его власть. И таких Иродов было и есть множество, достаточно вспомнить молодых людей, которые убивают своих детей еще во чреве, чтобы избавиться от конкурентов, от претендентов на их любовь и заботу.
Но все враги безсильны против смирения, против силы благодати Божией, ибо тьма не может противостоять свету. Это удивительное знамение свидетельствует о том, что Господь пришел не силу применять, но любовью преобразить сердца людей. Жертвуя ради любви всем, Он хочет, чтобы и мы полюбили Его.
Ведь невозможно не полюбить беззащитного, открытого и доверчивого младенца, который целиком и полностью зависит от тебя. Так и Христос рождается в наших сердцах, не принуждая к добру, но свидетельствуя о пути к настоящей жизни. Мы сами должны заботиться о Нем, ограждать свое сердце от греха, преследующего и распинающего в нас Бога.
Образом Младенца Господь указывает на то, что нам следует стать подобными детям, а это является условием наследования Царствия Небесного. Стоя на молитве, будем предстоять перед Богом как неразумные младенцы. Общаясь с ближними, отложим лукавство, расчет и превозношение. Потому что если мы не освободимся от гордости и самолюбия, не очистим свое сердце от страстей, то эта сила Христова смирения, изменившая мир, не сможет действовать в нас. Любовь Божия не преобразит тогда наш внутренний мир и тех, кто нас окружает.
Бог пришел на землю, чтобы научить людей смирению и любви, научить человека быть настоящим человеком. Только так он может приблизиться к богоподобию и наследовать жизнь вечную. Это бывает нелегко, потому что порой весь мир ополчается против желающего жить благочестиво. Но если Бог за нас, то кто против нас?! Ибо «Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам… Разумейте языцы и покоряйтеся: яко с нами Бог». Аминь.
Проповедь с сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме