на главную

Протоиерей Валентин Амфитеатров. Небесный дар любви

Сущность настоящего празнества, т. е. Рождества Христова, Церковь выразила трогательным возглашением: «С нами Бог!» Вот почему добрые христиане в святые рождественские дни так благодушно настроены, так довольны и радостны. «С нами Бог!» – говорят они (Ис. 8:10; Мф. 1:23). Итак, дождались мы исполнения многовековых надежд, упований и чаяний: упала стена, бывшая между землей и небом, пала преграда, разделявшая Бога с человеком, – «с нами Бог!»

Однако восторженное чувство сразу находит для себя остановку. В глубокой древности над землей Израильской тяготел гнев Божий. Ее разоряли враги внутренние и внешние. Люди, чистые душой, страдали и недоумевали о таком страшном несчастии. К одному из таких чистых сердцем, именем Гедеон, явился однажды Ангел Господень и возвестил ему следующие слова: «Господь с тобою, сильный крепостью» (Суд. 6:12).

Сознавая всю тяжесть горя, Гедеон усомнился и возразил: «если Господь с нами, то отчего постигло нас все это [бедствие]?» (Суд. 6:13). Такого рода мысли невольно проносятся в душе многих из нас. «Где, – спрашивают люди, – те благотворные плоды пришествия Господа на землю, о которых предсказывали пророки, благовествовали апостолы? Где тот мир на земле, который воспели небесные силы при рождении Бога Слова? (см. Лк. 2:14). Напротив, все, кажется, идет таким же путем нестроения и печали, как и прежде: или война, или страх войны, или слух про войну. Общественные и семейные разногласия, раздоры и размолвки, ссоры, соперничество, ревность, зависть – все те же враги нашего мирного земного благоденствия».

Что же сказать на это? Согласиться с таким воззрением – значит прекратить празднество, перестать возглашать: «С нами Бог!», переменить это возглашение на другое, отчаянное и страшное: «С нами нет Бога, потому что мы все в бедах и напастях; все во вражде; даже "враги человеку домашние его!”» (Мих. 7:6; Мф. 10:36).

Этот жгучий вопрос разрешил Сам Иисус Христос. Он на подобный вопрос поучительно отвечал: «не придет Царствие Божие приметным образом» (Лк. 17:20). Нисшествие Господа на землю, как известно, совершилось тихо и незаметно. О том, что родился на земле Спаситель, жил, учил, страдал, умер, воскрес и вознесся на небо, об этом знали и ведали буквально несколько самых верных.

Так же тихо и неприметно совершается нисшествие Господа Спасителя и в душу каждого из нас. Это нисшествие Господа в человеческую душу в 71-м псалме уподобляется маленькой капле, падающей с облачного неба на жаждущую землю: «Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капля каплющая на землю» (Пс. 71:6).

Нечего, следовательно, удивляться тому, что многие не замечают в других этого Божественного нисшествия. Если действительно в окружающей нас среде нет следов благодатного присутствия Господа, если кто-либо, к несчастью, в себе самом не замечает благодатных явлений Господа, то эта вина заключается в нас самих.

Чтобы усвоить себе благотворные плоды сошествия к нам Сына Божия, требуется, по объяснению апостола, «чтобы изобразился в нас Христос (Гал. 4:19). Если бы каждый из нас стремился жить во Христе, подражать Ему (см. Рим. 8:1; Еф. 5:1), то как высоко могло бы подняться наше человеческое достоинство! Если бы в нас отразились деятельным и живым образом черты христианского учения, то мы стали бы носителями Св. Духа.

Нисшествие в нашу душу Иисуса Христа оттого незаметно, что мы сами закрываем душу от принятия благодати. Не нашлось, как говорится в Евангелии, в целом городе Вифлееме места для рождения Иисуса Христа, и Он удостоил чести Своего Богоявления, в образе Предвечного Младенца, забытую пещеру.

Так часто и мы, прилагая грех ко грехам, снова воздвигаем стену между Богом и собой, ту стену, которая была разрушена явлением в мир Сына Божия. Если же мы работаем над собой, побеждаем в себе себялюбивые страсти, то душа наша непременно будет ощущать и познавать великую истину того, что поистине «с нами Бог!»

Мы можем громко возглашать и торжественно прославлять присутствие Божие на земле, если свою природу, освященную благодатными Таинствами, не растлеваем неправдами и греховными сквернами. Души целомудренные, души, стяжавшие терпением и теснотой венец чистоты, могут, не боясь обличений, ныне искренно и от сердца взывать друг к другу, и к своим, и к чужим: «С нами Бог!»

Да, Господь от нас не отступит, если мы, по мере своих сил, чаще и возможно чаще будем проверять свою совесть, развивать свой ум благоговейными мыслями о Господе, внедрять глубже и глубже в свое сердце веру, молитву и любовь и облагораживать свою волю подражанием жизни Спасителя. При этих условиях неотступно «с нами Бог!»

Как же велика должна быть радость христианина, если с ним находится Бог! Ничто не может запугать и устрашить этого человека: ни болезни, ни бедствия, ни коварство врагов, ни измены, ни утраты и вообще ничто внешнее. Царь и пророк Давид, ощущая близ себя присутствие Божие, говорит: «Если я пойду через мрак смертной тени, не убоюся зла, потому что Ты со мной» (Пс. 22:4).

Пожелаем же один другому, как желает добрый друг, чтобы Господь пребывал с нами всегда; чтобы Он, родившийся в нашем сердце сегодня, сотворивший обитель в нашем сердце, не был изгнан из любящего сердца, чтобы мы силой страстей и порока не явились в отношении Его ни вероломным Иудой, продавшим Господа за сребренники, ни Пилатом, осудившим Его, неповинного, на смерть.

О, тогда Он, Царь неба и земли, и нас не оставит «сиротами» (Ин. 14:18): «с нами Бог» и мы с Богом и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Источник:
Протоиерей Валентин Амфитеатров. Слово на Рождество Христово.
Цит. по кн. "Небесный дар любви. Духовные поучения"




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |