Преподобная Синклитикия: "Как воск тает от огня, так душа теряет силу от похвал"

на главную

Преп. Синклитикия: "Как воск тает от огня, так душа теряет силу от похвал"

5/18 января, в Крещенский сочельник, Православная Церковь совершает память преподобной Синклитикии Александрийской (350) - выдающейся подвижницы, с юных лет отдавшей себя на служение возлюбленному Господу Иисусу Христу. Подобно тому, как преподобный Антоний Великий стал основоположником мужского монашества, так преподобная Синклитикия стала основоположницей женского. Она прожила долгую жизнь, претерпела жестокую болезнь и стала образцом верности и благочестия для многих монашествующих и мирян...

Прп. Синклитикия родилась в Александрии в IV веке. (Имя ее происходит от древнегреческого слова синклит - сенат. Можно перевести как "член сената, сенаторша"). Ее родители были богатыми благочестивыми христианами из Македонии, но переехали на жительство в Александрию, так как там христианская вера процветала. Их дочь с юных лет отличалась необыкновенной красотой, умом и многими добродетелями.

Самые достойные женихи просили ее руки, но она оставалась слепа и глуха ко всем соблазнам этого мира и стремилась только к духовному браку с Небесным Женихом Христом. Свое молодое красивое тело она считала главным врагом в борьбе против соблазнов, а потому всячески смиряла себя постом и иными всевозможными способами. Она без устали стремилась держать ум в глубине сердца, денно и нощно взывая: "Возлюбленный мой принадлежит мне, а я Ему" (Песн.2:16).

По смерти родителей она раздала все имение нищим и убогим, а сама отреклась от мира, дошедши ради Бога до крайнего обнищания. Взяв с собою слепую сестру, ушла далеко из большого города, навсегда посвятив себя Богу и приняв постриг от священника. Иноческий сан она считала столь великим, что не знала, как благодарить за него Бога, ущедрившего ее этим величайшим даром.

Вместе с сестрою поселились они в пещере - могильном памятнике своего родственника. В первые годы подвижнической жизни преподобная превзошла многих, но скрывала свои подвиги. Она не только вкушала мало хлеба и скудную меру воды, но и хлеб у нее был из отрубей. Пост свой она увеличивала по мере того, как воздвигалась против нее брань врага.

Уже имея опыт подвижничества, она быстро восходила по пути, ведущему монахов к такой жизни на земле, которая подобна жизни на Небесах. Прп. Синклитикия тщательнейшим образом скрывала свои подвиги от людей, страшась потерять Небесную награду. Каждый день она умирала для себя и для мира, чтобы жить со Христом. С мудростью и разумением она отталкивала все искушения, внушаемые бесами.

Она постоянно возрастала в святых добродетелях, приближаясь к Небу и невольно распространяя вокруг себя славу, словно духовное благоухание. Весть о ее подвигах привлекла к ней многих жен, которые просили у нее назидания. Долго она одним молчанием отвечала на их просьбы, но неотступные мольбы заставили ее давать наставления уже многим подвижницам, которые собрались вокруг нее и составили общежитие. Уступая их настояниям, среди слез и глубоких вздохов святая открыла сокровища мудрости и разумения, вложенные в ее сердце Святым Духом.

Прежде всего она напоминала ученицам, что милосердие, совершенная любовь к Богу и ближнему есть совершенное исполнение Божественного Завета, как Ветхого, так и Нового (Исх.20; Рим.13:10), и что это должно быть основой и целью для всех, кто уходит из мира.

Она говорила: «Хорошо будет нам, если мы, стремясь угодить Богу и достичь рая, будем трудиться столько же, сколько миряне трудятся, собирая богатства и преходящие блага».

Подобное хрупкому цветку, это святое милосердие расцветает в душе и теле, которые были сохранены в целомудрии и чистоте не только от телесных и чувственных грехов, но и от всякого попустительства нечистым помыслам, непрерывно внушаемым дьяволом. Поэтому те, кто сражается в воинстве Христовом, постоянно должны быть бдительными и мудрыми как змии, чтобы расстраивать вражьи ухищрения, и простыми как голуби (Мф.10:16) в своей чистоте.

Подобно тому как при стирке и отбеливании одежды ее мешают и переворачивают во все стороны, так же нужно предаваться добровольной бедности и подвижнической жизни, прибавляя к умерщвлению плоти бдительность, различение помыслов, непрестанную молитву и святое смирение, чтобы душа, стяжав Святой Дух, стала подобна белой голубке, взлетающей ко Господу.

Прп. Синклитикия примером собственной сокровенной и уединенной жизни показала, как следует возрастать в смирении, которое является основой милосердия. Она говорила: «Подобно тому как если кто-то находит сокровище, а воры сразу похищают и расточают его, добродетель слабеет и исчезает, как только ее открывают. Подобно тому как воск тает от огня, так и душа слабеет и теряет силу от похвал. Напротив, раны и унижения возносят ее к вершине добродетели».

Говоря о подвижнической жизни, преподобная приводила еще такое яркое сравнение: «Если зажигают огонь, то сначала дым мешает глазам и вызывает слезы, но зато вскоре чувствуется благотворное тепло. Так и нам со слезами и страданиями нужно сначала зажечь в себе огонь Божественной любви, который Христос обещал низвести на землю (Лк.12:49), чтобы затем наслаждаться утешением Святого Духа».

Эти ясные наставления наполняли слушательниц прп. Синклитикии горячей решимостью, и они уже не желали покидать святую, но хотели оставаться рядом с ней днем и ночью, чтобы в ее лице созерцать живой образ евангельского совершенства. После долгого сопротивления она предала себя воле Божией и согласилась вести растущую общину по тесному пути к Царству Небесному, подобно кормчему, ведущему корабль через рифы.

Она увещевала учениц так же тщательно украшать себя духовными одеяниями и драгоценностями в ожидании встречи со Христом, как это делает невеста, готовясь к тленному брачному союзу. Тех, кто жил общиной, она учила ценить больше послушание и умение отказываться от собственного мнения, чем подвижнические труды.

Преподобная увещевала их воодушевлять и предостерегать друг друга словом и особенно личным примером, дабы избежать дьявольской западни: расслабленности, с одной стороны, и тщеславия, с другой. Ибо именно так возможно возрастать в мере и разумении на царственном пути смирения.

Прп. Синклитикия иссушила и ослабила тело постом, но ее душа, освещаемая Христом, Солнцем правды, сияла в ее святых наставлениях, в безупречном умении прогонять все наваждения и разрушать все дьявольские козни и в постоянном возрастании к совершенству.

В последние годы жизни к добровольной жертве подвижнических трудов она прибавила терпение при испытании тяжелейшим недугом. Постоянные лихорадки и болезни дыхательных органов медленно подтачивали ее тело. Когда ей было уже 80 лет, пришлось выстоять в последней битве с дьяволом. Божиим попущением он получил власть в течение 3,5 лет мучить ее тем же недугом, от которого святой праведный Иов страдал 35 лет.

С той же злобой, с какой нечистый поражал Иова и святых мучеников извне, он напал на прп. Синклитикию изнутри, поразив ее внутренности раком, словно сжигавшим их на медленном огне и вызывавшим страшные, невыносимые боли. Она переносила эти испытания с величайшим терпением и благодарностью.

Она даже использовала свою болезнь для наставления учениц, говоря: «Если болезнь ослабляет нас, не будем предаваться унынию, как если бы из-за телесной немощи мы не могли петь, ибо все это делается для нашего же блага и очищения от наших желаний. Поистине, ведь пост и подвижничество предписаны нам только потому, что существуют удовольствия. Если же болезнь притупляет это жало, такие труды уже больше не нужны. Великое подвижничество состоит в том, чтобы терпеть болезни, вознося Господу хвалы и благодарственные славословия».

Видя свое поражение, дьявол напал на голос преподобной и лишил ее слова – самого страшного для него оружия. Но даже один только вид безмятежного лика святой, в смирении духа претерпевавшей такие страдания, заменял любые наставления и укреплял в Божественной любви всех приходивших к ней.

Тогда разъяренный дьявол поразил ее тело гангреной и гниением, что производило такой дурной запах, что ученицы могли подойти к больной только с зажженными благовониями. Они возливали ароматы на ее разлагающееся тело подобно тому, как помазывают мертвых. Однако ничто не могло ослабить дух этой выдающейся подвижницы, которая Божией благодатью стала более стойкой и мужественной, чем любой воин.

Прп. Синклитикия с презрением относилась к смерти и дьявольским козням. Ей помогали Ангелы, и вместе с ними она радостно созерцала неизреченное сияние райского света. После трех лет тяжелейших мучений она предсказала день своей смерти. В последний раз утешив и наставив своих учениц, она мирно отошла ко Господу, удостоившись победного венца.

Преподобная мати Синклитикия, моли Бога о нас!

Источник:
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра
Том 3 




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |