I. Пришедши на землю для спасения рода человеческого и для возвещения ему истины, Господь Иисус Христос до тридцати лет не начинал Своей народной проповеди, потому что у евреев, в то время, ранее этого возраста никто не мог выступить в качестве судьи, народного учителя и священника. Как простой, обыкновенный человек жил Он с Матерью Своею в Назарете, в доме мнимого отца Своего Иосифа-древодела, разделяя с ним труды его.
Так долго оставался Христос, Сын Божий, в неизвестности по распоряжению Промысла, чтобы и народ, слухом о Его рождении – лучше приготовить к принятию Его, и Ему Самому, Христу, – возрасти в полноту премудрости и благодати. Когда исполнилось Ему тридцать лет и приближалось время божественного Его явления людям, бысть глагол Божий ко Иоанну, Захариину сыну, в пустыне (Лк. 3. 2), повелевающий ему идти на Иордан и крестить народ водою, а также и показавший ему знамение, по которому он мог бы узнать Мессию-Христа.
И вот, Предтеча исходит на Иордан, проповедует всем крещение покаяния во оставление грехов, говорит, что Царство Божие приблизилось, времена Мессии настали. Все устремились на Иордан для исповедания грехов и принимали крещение от Иоанна.
Среди народа, идущего к Иоанну креститься, приходит и Иисус Христос. Хотя Он, будучи безгрешен, и не имел нужды в таком крещении, но Он идет вместе с другими к Иоанну, требует крещения и принимает его для того, чтобы Своим примером показать людям нужду покаяния и очищения их от грехов, а вместе с тем, чтобы прикосновением Своего пречистого Тела освятить водное естество и дать ему дар и силу, как внешнему средству и таинственному обновлению верующих в таинстве крещения, которое Господь установил в Своей новозаветной церкви.
При крещении Господа Иисуса Христа произошло великое, необычайное явление: когда Он, крестившись, выходил из воды, отверзлись небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, Который сходил, как голубь, на Христа, и слышан был глас с неба Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» (Мф. 3. 17).
II. Вот, братие, краткая история крещения Господа нашего Иисуса Христа. Сколько в ней назидательного и поучительного!
а) Господь наш Иисус Христос, по преданию с юных лет до крещения Своего занимался древоделием с Иосифом, мнимым отцем Своим, или точнее, воспитателем, и таким образом, трудами рук Своих приобретал Себе пищу. Кто же после сего не должен стыдиться и мучиться совестию, живя на счет других, предаваясь лени и порокам, или считая простой и так называемый черный труд унизительным для себя?
б) Далее, Господь Иисус Христос большую часть Своей земной жизни проводит в безвестности, занимаясь самыми обыкновенными житейскими делами. Кто же после сего может роптать на малость своего жребия, жаловаться на свою судьбу? кому не стыдно, сознавая в себе какие-либо способности, сетовать, что не может обнаружить всех своих добрых стремлений? Господь Иисус Христос Своим примером научил нас покоряться водительству Промысла Божия.
в) Будучи свят и безгрешен, Он однако крестился, дабы показать нужду крещения. Установив Таинство крещения и освятив его собственным Своим примером, Он этим самым открыл нам дверь к Небесному Царствию и вечному блаженству, ибо крещение, по словам свт. Кирилла Иерусалимскаго, «есть смерть греха, возрождение души, одежда светлая, колесница на небо, царствия ходатайство» (Поучение гл. 16).
И действительно, нашим крещением отверзаются небеса, которые до сего времени были совершенно закрыты для нас, и Дух Святый, хотя не в виде голубя, а невидимо, но все-таки сошел и на нас; хотя и не слышалось с неба гласа Отца Небеснаго, но, тем не менее, со времени нашего крещения, Отец наш Небесный уготовал нас Себе, и мы из чад гнева сделались чадами Божиими (Еф. 5. 8).
г) Наконец, совершая праздник Крещения Господня, Святая Церковь прежде всего утверждает нашу веру в высочайший и непостижимый догмат Святой Троицы, ясно открытый только в Новом Завете, и этим указывает нам, что в деле нашего спасения все лица Святой Троицы принимали и принимают самое живое и деятельное участие.
III. Видите, братие, сколько назидательного и утешительного преподает нам Святая Церковь в празднуемом событии! Мы – тварь, оскорбившая и оскорбляющая Творца своего и Господа тяжкими грехами. Тварь, ничего, кроме наказания, не заслуживающая. А между тем нам дарована в крещении благодать, очищающая нас от скверн греховных, освобождающая нас от ответственности за них и усыновляющая нас Отцу Небесному. Мы, приняв крещение, возродились водою и Духом и сделались сынами и наследниками Царствия Божия.
Но, братие! чтобы быть вполне сынами и наследниками Царствия Божия, должно не только принять святое крещение, родиться водою и Духом, но и облечься, по слову апостола, во Христа, т. е. всегда жить Христовою жизнию.
Источник:
Прот. Григорий Дьяченко.
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года.
Книга 8, Поучение 12
Так долго оставался Христос, Сын Божий, в неизвестности по распоряжению Промысла, чтобы и народ, слухом о Его рождении – лучше приготовить к принятию Его, и Ему Самому, Христу, – возрасти в полноту премудрости и благодати. Когда исполнилось Ему тридцать лет и приближалось время божественного Его явления людям, бысть глагол Божий ко Иоанну, Захариину сыну, в пустыне (Лк. 3. 2), повелевающий ему идти на Иордан и крестить народ водою, а также и показавший ему знамение, по которому он мог бы узнать Мессию-Христа.
И вот, Предтеча исходит на Иордан, проповедует всем крещение покаяния во оставление грехов, говорит, что Царство Божие приблизилось, времена Мессии настали. Все устремились на Иордан для исповедания грехов и принимали крещение от Иоанна.
Среди народа, идущего к Иоанну креститься, приходит и Иисус Христос. Хотя Он, будучи безгрешен, и не имел нужды в таком крещении, но Он идет вместе с другими к Иоанну, требует крещения и принимает его для того, чтобы Своим примером показать людям нужду покаяния и очищения их от грехов, а вместе с тем, чтобы прикосновением Своего пречистого Тела освятить водное естество и дать ему дар и силу, как внешнему средству и таинственному обновлению верующих в таинстве крещения, которое Господь установил в Своей новозаветной церкви.
При крещении Господа Иисуса Христа произошло великое, необычайное явление: когда Он, крестившись, выходил из воды, отверзлись небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, Который сходил, как голубь, на Христа, и слышан был глас с неба Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» (Мф. 3. 17).
II. Вот, братие, краткая история крещения Господа нашего Иисуса Христа. Сколько в ней назидательного и поучительного!
а) Господь наш Иисус Христос, по преданию с юных лет до крещения Своего занимался древоделием с Иосифом, мнимым отцем Своим, или точнее, воспитателем, и таким образом, трудами рук Своих приобретал Себе пищу. Кто же после сего не должен стыдиться и мучиться совестию, живя на счет других, предаваясь лени и порокам, или считая простой и так называемый черный труд унизительным для себя?
б) Далее, Господь Иисус Христос большую часть Своей земной жизни проводит в безвестности, занимаясь самыми обыкновенными житейскими делами. Кто же после сего может роптать на малость своего жребия, жаловаться на свою судьбу? кому не стыдно, сознавая в себе какие-либо способности, сетовать, что не может обнаружить всех своих добрых стремлений? Господь Иисус Христос Своим примером научил нас покоряться водительству Промысла Божия.
в) Будучи свят и безгрешен, Он однако крестился, дабы показать нужду крещения. Установив Таинство крещения и освятив его собственным Своим примером, Он этим самым открыл нам дверь к Небесному Царствию и вечному блаженству, ибо крещение, по словам свт. Кирилла Иерусалимскаго, «есть смерть греха, возрождение души, одежда светлая, колесница на небо, царствия ходатайство» (Поучение гл. 16).
И действительно, нашим крещением отверзаются небеса, которые до сего времени были совершенно закрыты для нас, и Дух Святый, хотя не в виде голубя, а невидимо, но все-таки сошел и на нас; хотя и не слышалось с неба гласа Отца Небеснаго, но, тем не менее, со времени нашего крещения, Отец наш Небесный уготовал нас Себе, и мы из чад гнева сделались чадами Божиими (Еф. 5. 8).
г) Наконец, совершая праздник Крещения Господня, Святая Церковь прежде всего утверждает нашу веру в высочайший и непостижимый догмат Святой Троицы, ясно открытый только в Новом Завете, и этим указывает нам, что в деле нашего спасения все лица Святой Троицы принимали и принимают самое живое и деятельное участие.
III. Видите, братие, сколько назидательного и утешительного преподает нам Святая Церковь в празднуемом событии! Мы – тварь, оскорбившая и оскорбляющая Творца своего и Господа тяжкими грехами. Тварь, ничего, кроме наказания, не заслуживающая. А между тем нам дарована в крещении благодать, очищающая нас от скверн греховных, освобождающая нас от ответственности за них и усыновляющая нас Отцу Небесному. Мы, приняв крещение, возродились водою и Духом и сделались сынами и наследниками Царствия Божия.
Но, братие! чтобы быть вполне сынами и наследниками Царствия Божия, должно не только принять святое крещение, родиться водою и Духом, но и облечься, по слову апостола, во Христа, т. е. всегда жить Христовою жизнию.
Источник:
Прот. Григорий Дьяченко.
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года.
Книга 8, Поучение 12