По молитвам преподобного Михаила у монахов была и вода, и еда... » Дух христианина. Русско-Сербская газета. Взгляд на события в мире.

на главную

По молитвам преподобного Михаила у монахов была и вода, и еда...

Сегодня, 11/24 января, православные христиане совершают память преподобного Михаила Клопского (Новгородского) († 1453-1456). Про­ис­хо­дил он из бо­яр­ско­го ро­да, был род­ствен­ни­ком Ве­ли­ко­го кня­зя Ди­мит­рия Дон­ско­го († 1389) Он при­нял на се­бя по­двиг юрод­ства Хри­ста ра­ди, по­ки­нул Моск­ву и в ру­би­ще при­шел в Клоп­ский мо­на­стырь близ Великого Нов­го­ро­да, где ни­кто не знал, кто он и откуда родом. Этот небольшой, малоизвестный монастырь стоял на берегу реки Веряжи, в 15 верстах от Новгорода, и был в нем храм во имя Живоначальной Троицы.

В обители игуменом был Феодосий, муж добродетельный; при нем и пришел блаженный Михаил. Событие это совершилось летом, в то время, когда вся братия была на утрене. На девятой песни канона иеромонах, совершавший службу, окадил храм и пошел покадить в своей келии, которая находилась около храма. Найдя келию открытой, между тем как он ее запер, уходя в храм, он вошел в нее и увидел сидящего человека в иноческой одежде. Перед ним горела свеча, и он переписывал книгу Деяний святых апостолов.

Возвратившись в храм, иеромонах сказал об увиденном игумену и братии. Те по окончании богослужения пошли к келии и нашли ее запертой изнутри. Игумен сотворил молитву, но ответного возгласа из келии не последовало. Начали стучать в дверь; но она оставалась запертой. Тогда игумен приказал разобрать крышу над сенями; войдя в них, нашли запертой и внутреннюю дверь. Когда, по приказанию игумена, она была взломана, и все пошли в келию, то нашли там старца, который сидел и писал.

Настоятель спросил его: «Скажи мне, человек ты или дух?» Старец повторил слова игумена. Игумен сотворил молитву, старец произнес те же молитвенные слова, что и игумен. Тогда настоятель стал осенять пришельца крестным знамением и окаждать ладаном; старец же уклонялся от каждения и вел себя как юродивый.

Вместе с братией блж. Михаил вошел в храм к литургии, во время которой пел на клиросе с монастырскими певцами. Игумен поручил ему прочесть Апостол, и все были до глубины души утешены красотою и вдохновенностью его чтения. По выходе из трапезы, на которой святой исполнял положенное чтение, игумен ввел его в назначенную келию, и с того времени блаженный остался в монастыре.

Он нес послушание чтеца в храме и на трапезе, и великое сердечное умиление испытывали все, слушавшие его чтение. Но ни игумен, ни братия не могли узнать имени новоприбывшего брата, откуда он пришел и каково его происхождение. Во время жития своего в Клопской обители преподобный Михаил вкушал только хлеб и воду, притом один раз в неделю и в малом количестве. Когда после великих молитвенных подвигов он испытывал утомление, то отдыхал, лежа прямо на земле. В келии у него не было никакого имущества, ни одежды, кроме той, которая покрывала его тело.

Нет возможности рассказывать о тех великих трудах, которые подъял преподобный Христа ради; от подвигов и воздержания тело его уподобилось как бы тени. В то время в Великом Новгороде и его окрестностях случилась засуха, продолжавшаяся три года. Пересохли не только ручьи, но и реки. Тогда, по молитвам преподобного Михаила, близ Клопского монастыря произошло сотрясение земли и стал бить обильный водою ключ, который и доселе служит на потребу и братии, и пришлым людям.

Он появился на том ме­сте, где пре­по­доб­ный на пес­ке на­пи­сал: «Ча­шу спа­се­ния прии­му и имя Гос­подне при­зо­ву" (Пс.115:4). На сем ме­сте бу­дет ис­точ­ник во­ды неис­чер­па­е­мый». И действительно – во­да по­шла клю­чом!

При на­ступ­ле­нии го­ло­да толпы бедных стали приходить в обитель за кусками хлеба. Игумен, опасаясь оскудения запасов, не знал, что делать. Но преподобный Михаил, указав на то, что Господь напитал семью хлебами четыре тысячи человек, уговорил игумена не отказывать голодным людям, но постоянно кормить всех приходящих. Когда же братия возроптали на то, преподобный повел их с игуменом в хлебный амбар, и те с изумлением увидели, что запасы хлеба, по молитвам святого, не уменьшаются.

Пре­по­доб­ный Ми­ха­ил был при­ме­ром для бра­тии во всех ино­че­ских по­дви­гах. 44 го­да про­жил он в Клоп­ской обители, из­ну­ряя те­ло в тру­дах, бде­ни­ях и ли­ше­ни­ях. И Гос­подь Бог, ве­дая серд­це че­ло­ве­че­ское, не вос­хо­тел, чтобы ве­ли­кий по­движ­ник оста­вал­ся по­та­ен­ным, и ско­ро явил сла­ву его пред людь­ми, со­об­щив ему дар про­ро­че­ско­го пред­ви­де­ния и си­лу тво­рить чу­де­са. В прежние годы монастырь мало кому был известен, впоследствии же получил широкую славу, благодаря чудесам святого Михаила.

Он об­ли­чал по­ро­ки лю­дей, нисколько не стра­шась силь­ных ми­ра се­го. Пред­ска­зал рож­де­ние 22 ян­ва­ря 1440 г. ве­ли­ко­го кня­зя Иоан­на III (1462–1505 г.) и взя­тие им Нов­го­ро­да; об­ли­чал кня­зя Ди­мит­рия Ше­мя­ку за его зло­дей­ства и, ко­гда уве­ща­ния ока­за­лись на­прас­ны­ми, пред­ска­зал ему смерть. Впоследствии сбылись мно­гие его про­ро­че­ства о бу­ду­щем, от­но­ся­щи­е­ся к от­дель­ным ли­цам и к судь­бе воль­но­го Нов­го­ро­да.

Однажды посетил Клопскую обитель млад­ший сын Ди­мит­рия Дон­ско­го, князь Кон­стан­тин Ди­мит­ри­е­вич. В 1419 г. он ли­шен был сво­е­го уде­ла и по­ехал в Нов­го­род, где его пом­ни­ли с 1408 го­да как ве­ли­ко­кня­же­ско­го на­мест­ни­ка. И те­перь при­ня­ли с лю­бо­вью. Ко­гда бла­жен­ный Ми­ха­ил чи­тал на тра­пе­зе кни­гу Иова, князь Константин, услы­шав го­лос чте­ца, по­до­шел к нему бли­же, всмот­рел­ся, узнал и по­кло­нил­ся ему, ска­зав:
- Это Ми­ха­ил, сын Мак­си­мо­в, кня­же­ско­го ро­да.
Преподобный ответствовал на это:
– Один Создавший меня знает, кто я.
Тогда игумен заметил:
– Сын мой, отчего ты не скажешь своего имени?
И святой подтвердил, что имя его – Михаил. Сотворив во имя Христово многие чудеса и уже пред­чув­ствуя свое близ­кое от­ше­ствие, он пе­ре­стал хо­дить на обыч­ное свое ме­сто в церк­ви и во вре­мя бо­го­слу­же­ния сто­ял близ мо­ги­лы недав­но скон­чав­ше­го­ся игу­ме­на Фе­о­до­сия.

11 ян­ва­ря ок. 1453–1456 гг. он мирно почил о Господе. Честное и многострадальное его тело предано было погребению в монастыре и положено в правой стороне соборного храма. Здесь почивает оно и до наших дней, источая многоразличные исцеления с верою притекающим, во славу Христа Бога нашего.
Преподобне отче Михаиле, моли Бога о нас!

Тропарь, глас 8:
Иже на земли Христа ради волею в буйство преложився, мира сего красоты отнюд возненавидел еси: и плотская играния увядив постом и жаждею, и на земли леганием, от зноя же и студени, от дождя и снега, и от прочия воздушныя тягости никогдаже уклонился еси: душу же очистил еси добродетельми, яко злато в горниле, отче преподобне богоносне Михаиле, и ныне на небесех предстоиши престолу пресвятыя Троицы: но яко имея дерзновение многое, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:
Духа святаго силою уподобился еси богоглаголивым древним пророком, сказав безвестная и тайная, и еже годе судьбам Божиим в сбытие: и ина многа чудеса о Христе сотворив, и люди удивив, торжествовати устроил еси вопиющыя: слава Богу прославляющему святыя своя.

Источник: азбука.ру




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |