на главную

Служил епископ, комментировал протодьякон…

14 июля в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга в рамках фестиваля «Академия православной музыки» состоялась так называемая «миссионерская литургия». Согласно сообщениям СМИ, богослужение возглавил ректор Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий. С комментариями выступил протодиакон Андрей Кураев

 «Чтобы человеку было легче присоединиться к общецерковной молитве, необходимо понимать значение того, что происходит в храме. Если раньше эта традиция передавалась из поколения в поколение в православных семьях, то сейчас она практически утрачена», – сказал протодиакон Андрей Кураев.

По его словам, «сейчас все чаще служатся миссионерские Божественные литургии, на которых подробно разъясняется значение и историческое происхождение моментов чинопоследования. Благословляется чтение Священного Писания на русском языке для лучшего его понимания».

Как отмечается в сообщении сайта «Вода живая», «на миссионерскую литургию приглашаются все желающие. Можно пригласить знакомых, редко бывающих в храме из-за того, что им не все понятно в богослужении».

На наш взгляд, подобные инициативы являются профанацией богослужения.  

По этому поводу православный сайт «Благодатный Огонь» опубликовал комментарий, в котором говорится, что проект так называемой «миссионерской литургии» был разработан на базе Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью). Предложены были к исполнению такие «интересные» нововведения, как, например, служить литургию всегда с открытыми Царскими вратами, читать Священное Писание лицом к народу. Читать Священное Писание на двух языках (на русском и церковнославянском), или вообще только на русском. Священнические «тайные» молитвы читать вслух. Но самая главная особенность «миссионерской литургии» состоит в том, чтобы по ходу службы объяснять народу, что означает, символизирует тот или иной момент богослужения.

Такие «миссионерские литургии» совершаются с непременными многочисленными остановками богослужения для «миссионерских комментариев». Это – какая-то «игра в литургию»: «а сейчас, братья и сестры, я буду делать то-то и то-то...». Непонятно, почему пояснения «происходящих священнодействий и исполняемых молитвословий» (т.н. «комментарии») нельзя провести во внебогослужебное время, не нарушая молитвенный строй литургии и её сакрально-мистическую целостность? Какой смысл в подобных объяснениях именно на литургии, а не на специальных огласительных беседах, возможно, с использованием видеоматериалов? – недоумевает редакция «Благодатного Огня».

Однако в последнее время в рамках продвижения в жизнь т.н. «миссионерского императива» различным епархиям настойчиво рекомендуется проведение подобных «миссионерских литургий», которые представляют собой самое настоящее глумление над православным богослужением.

Если собравшиеся в храме нуждаются в объяснениях лектора и экскурсовода, готовы ли они к молитве? И самое главное: не будут ли подобные «миссионерские» комментарии мешать молиться постоянным прихожанам храма?

«Благодатный Огонь» справедливо замечает, что беда постмиссионеров заключается именно в том, что они в своей постмиссионерской гордыне забывают, или же не хотят понять, что если и возможно что-то сделать по привлечению людей к Церкви, то только своим примером христианской жизни. И главное, что в конечном счёте обращает людей к Истине только Сам Бог и любые усилия человеческие чаще всегда остаются втуне: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126, 1).

 

По материалами СМИ




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |