на главную

Преподобная Мария после исповеди в Иерусалиме не вернулась назад в Египет

Сегодня, в Неделю 5-ю Великого поста, Святая Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую, давшую всему миру сильнейший пример покаяния, сокрушения сердца и оплакивания своих грехов. Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) «О посте и покаянии», записанная его духовными чадами в 1964 году, продолжает тему личного покаяния и дает повод для великопостных размышлений...

«Возлюбленные во Христе братия и сестры! Проходя подвиг Святой Четыредесятницы, мы должны от всей души благодарить Господа за то, что Он, милосердный, сподобил нас дожить до святых дней Великого поста. Церковь облеклась в траурное одеяние и медленным, протяжным колокольным звоном, трогательными песнопениями зовет нас к покаянию, стараясь пробудить нашу спящую совесть и возбудить ревность ко исправлению. Подобно тому, как весною все естество животных, птиц и деревьев снимает с себя старый покров и облекается в новое прекрасное одеяние, так и мы должны в эти святые дни очистить себя постом, молитвою и покаянием — и облечь свои души в чистые одежды, благоприятные Господу.

«Познай, что ты согрешил и что грех есть ужасное зло, и у тебя родится желание загладить его», — учит преподобный Нил Синайский. Признав себя великими грешниками, мы не должны в своих грехопадениях винить других, а только самих себя. Пытались наши прародители слагать вину один на другого: Адам на Еву, Ева на змия и диавола, но Бог не принял во внимание их оправданий и каждому воздал должное наказание.

Ни соблазны мира, ни совращения злых людей, ни диавольские искушения не могут вовлечь нас в грех, если не будет на то нашего злого произволения. Напрасно некоторые оправдывают себя слабостью человеческою или тем, что «так поступают все». Священное Писание удостоверяет нас, что чем мы немощнее, тем бываем лучше и способнее к доброделанию, тогда благодать больше преизобилует в нас.

«Сила Моя совершается в немощи», — сказал Господь апостолу Павлу (2 Кор. 12, 9), в то время как разврат воцаряется тогда, когда преизбыточествуют физические силы, как было это пред потопом, в пору пребывания на земле исполинов. Грех не становится меньшим от того, что он общий; напротив, именно тогда гнев Божий больше возгорается.

Если бы Ной жил так, как жили его современники, то и он бы погиб в водах потопных. Для всех нечестивцев хватит места в аду. Надежнее всего в своих грехопадениях осуждать только себя. Самоосуждение отвратит от нас строгость суда Божия, преклонит к нам Его милость и исходатайствует нам прощение в грехов.

«Тот на добром пути и может ожидать себе прощения во грехах, кто сам собою недоволен: у праведного и милосердного Судии тот себя извиняет, кто обвиняет себя», — пишет блаженный Августин. При самоосуждении себя мы должны проливать горькие слезы. «Кто хочет очиститься от грехов своих, слезами да очищается от них, — учит авва Пимен. — Кто не плачет о себе здесь, тот вечно будет плакать там».

Если падение наше не велико, довольно для нас немногих слез, если же велико, то должен быть слезный поток. Как после проливного дождя воздух делается чистым и приятным, так по пролитии слез настает душевная тишина и ясность, весь мрак рассеивается. Апостол Петр всю жизнь после отречения от Христа не мог спокойно слышать полночного пения петуха, но тотчас вставал и проливал горькие слезы, молил Господа не помянуть его тяжкого греха отречения. Глаза его постоянно были красными от слез. Пребывая в таком настроении, он сохранил себя верным Господу до самой мученической своей смерти.

Напротив, наша нечувственность ко греху прямо говорит о нашем нежелании расстаться с ним. Поэтому Господь не столько отвращается грешащих, сколько тех, которые, учинив грех, не хотят исправиться.

«Бога раздражают не столько соделанные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться», — говорит святитель Иоанн Златоуст. Впрочем, сокрушаясь о грехах, мы не должны неумеренно предаваться скорби, потому что и неумеренная печаль о грехах становится гибельной, а нам не должно доходить до отчаяния. Отчаяние есть дело сатанинское, оно может поселить в душе ад и свести нас в самую бездну зла.

Как бы ни были тяжки наши грехи, милосердия у Бога еще больше. Кровь Иисуса Христа сильна очистить нас от всякого греха, лишь бы только наше покаяние сопровождалось твердою верой в Него, распятого за нас. Чем спаслись разбойники, блудники, мытари и другие тяжкие грешники? Не слезным ли покаянием, соединенным с верою в Искупителя и надеждою на Его милосердие? И отчего погибли братоубийца Каин и Иуда-предатель? Оттого, что отчаялись в прощении грехов своих. А значит, губит человека не великость грехов, но нераскаянное и ожесточенное сердце.

Осознав свои ошибки и беззакония, мы должны исповедать их пред священником, который получил от Бога власть разрешать их. Через исповедь мы как бы извергаем из себя яд греховный, которым нас ужалил змей. Напротив, нераскаянный грех остается и гнездится в душе нашей — к большему ее растлению.

Как рак разъедает все члены, если опухоль в самом начале не удалить, так разъедает душу и нераскаянный грех. Стыдиться исповедовать свои грехи пред священником не надо, потому что и священник — немощный человек, он тоже имеет свои слабости. Притом он никому не должен открывать услышанное на исповеди. По правилам Церкви, это остается тайною для всех. Исповедав свои грехи и получив прощение, мы должны стараться их больше не повторять, иначе наше покаяние будет лицемерием и лукавством пред Господом.

Блаженный Августин пишет: «Благо исповедывание грехов, когда следует затем исправление. Но что пользы открывать врачу язвы и не употреблять целительных средств?» В таком случае Господь поступит с нами так же, как поступил в Евангелии царь с немилосердным должником (см.: Мф. 18, 23-34), — Он лишит нас дарованного прощения, и мы останемся неоплатными должниками пред Ним.

Святитель Василий Великий учит: если после исповедания мы чувствуем такое отвращение ко греху, что согласны лучше умереть, нежели снова повторить его, тогда можем верить, что грехи нам действительно прощены. Чтобы нам вернее сохранить себя, потщимся, особенно на первых порах, пока мы не окрепли нравственно, избегать встречи со грехом, — удаляться тех лиц и от тех мест, какие могут подать нам повод к падению.

Преподобная Мария Египетская после исповеди в Иерусалиме не воротилась обратно в Египет, а поселилась в пустыне, боясь, чтобы не пасть опять в те же блудные грехи.Так надо поступать и нам. Но если по немощи случится снова пасть в те же грехи, мы не должны отчаиваться. Ибо если и тысячу раз согрешим, но потом опять прибегнем к покаянию, то снова очистимся от скверн. Господь заповедал апостолу Петру прощать брату своему седмьдесят крат седмерицею (см. Мф. 18, 22), тем более Он Сам так поступит.

Некий брат однажды спросил авву Сисоя:
— Авва, что мне делать? Я пал.
— Встань.
— Я встал и опять пал.
— И опять встань.
— Доколе же это будет?
— Пока не будешь взят от жизни сей добрым или порочным, ибо кто каким тогда окажется, тот таким и пойдет.

Поэтому, дорогие братия и сестры, усердно подвизаясь на поприще борьбы с грехом, мы соделаемся милыми Отцу Небесному, будем приняты в число друзей Сына Его и, очищенные от порока, сможем воскликнуть вместе с Пречистою Девою Богородицею: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем! (ср.: Лк. 1, 46-47). Даруй, Господи, всем нам благоразумно и спасительно провести святые дни поста и, доживши, с духовною радостью встретить Светлое Христово Воскресение. Аминь».

Цит по кн. «Благословенные слова на Великий пост». М., «Благое слово», 2015




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |