на главную

«Не больно нам!», или За что мы наказываемся?

Сегодня многие говорят о том, что общественно-политическая ситуация в стране очень похожа на ту, что сложилась в России 100 лет назад, накануне революции. Та же суетность, тот же отход большинства народа от веры, та же озабоченность личным, сиюминутным — и точно так же нарастает вдали гул грядущей катастрофы. Но вспомним, в начале XX века в России со всей силой звучали голоса выдающихся проповедников. Они горячо звали народ к покаянию и заранее предупреждали, что за богоотступничество страна будет подвергнута тяжелейшим испытаниям. Увы, современники их не услышали, и случилось то, что случилось. В наше смутное, лукавое время эти голоса звучат с той же силой и, если прислушаться, о многом поведают…

Митрополит МАКАРИЙ (Невский) (1835-1926) — знаменитый алтайский миссионер, проповедник и патриот. В 1912-1917гг. занимал Московскую святительскую кафедру, затем был изгнан безбожной властью и до смерти находился в опале. Он с горечью писал:

«Золотое сердце было у тебя, русский народ. Как же потемнело это золото? Серебро доброе были твои нравы и обычаи. Как же помрачилось оно? Кто возвратит нам то благочестие предков, которые за дом Пречистой Богоматери, за Царя Самодержавного, за землю русскую готовы были отдать всё, не только имущество, но и самую жизнь?

Тогда весь народ был как один человек: все думали одну думу, как бы постоять за веру, Царя и Отечество! Все сословия: и бояре, и земледельцы, и богатые, и бедные — составляли как бы одну семью. Где земледелец, там и боярин; где купец, там и нищий. Настанет ли праздник Господень, все идут в храм Божий: князь и боярин — с сумой для милостыни, бедняк в лохмотьях, нищий — с протянутой рукой, земледелец — с трудовой копейкой на свечу. И для всех там было место.

А пьянства и греховных увеселений, отвлекающих ныне людей от праздничной службы, отнюдь не допускалось. Все питейные дома запирались с субботы до понедельника; о зрелищах и увеселениях под праздник и помину не было. Супружества были связаны неразрывными узами до гроба. Дети воспитывались в повиновении родителям, в почтении к старшим. Немного было тогда мужей ученых, но все они были верующие, благочестивые.

Простой народ разным наукам хотя и не учился, но хорошо знал ту науку, которую давала Церковь; он учился по Псалтири, по толковым Евангелиям, по житиям святых, которые читались в храмах. Из этих книг народ не только умудрялся во спасение, но научался и житейской мудрости. Много и доныне осталось народных изречений от старых времен; из сборников их составляются целые книги. Откуда у наших предков та мудрость? Из Писаний, которые читали в храме и которым учились дома.

Ныне всё пошло по-иному, не по-Божьему. От добрых старых обычаев остались только клочки. Мы проживаем богатство, доставшееся по наследству от предков, как проживал блудный сын наследство своего доброго отца. Нужны ли примеры? Вот, в старину и боярин, и купец, и ремесленник, и земледелец – все любили Церковь, как матерь свою. Ныне многие стали ее чуждаться, стыдиться, как стыдится иногда юноша своих простых родителей, хотя попал он в город по их же милости. В старину и князь, и боярин, и купец, и земледелец чтили праздники Господни; все более или менее любили посещать храмы. Ныне не то.

Посмотрите, кем бывают наполнены наши городские храмы? Там только простой народ. Все знатное и богатое там отсутствует. С вечера одни сидят в театрах и домах увеселений; другие в прогулках, за картежными столами, а утром, когда бывает литургия, они спят после ночных увеселений.

В старину весь народ составлял одну семью, у которой была одна вера, одни обычаи. Ныне разделился народ. Каждое сословие избрало для себя как бы свою веру и обычаи. Верхние сословия остались совсем без веры или сделались последователями новых лжеучителей, образовавших новые секты. Средние сословия избрали себе новых богов. Торговое стало поклоняться золотому тельцу, которому приносит в жертву все свои труды, все думы и сердце. Ремесленник то занят своим делом, то отдается греховному отдыху в виде разгула и попоек. И только низшее сословие пока держится веры отцов, но и среди него образовался злополучный раздел.

Значительная часть простого народа отпала от Церкви, перешедши в раскол и сектантство с их многочисленными толками и разделениями. Таким образом, весь наш народ пришел в такое состояние, в каком некогда находился Израиль, который, отпавши от Бога и предавшись нечестию, подвергся разным наказаниям, а потом 70-летнему Вавилонскому плену. Через пророка сказано было об этом народе: от подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны (Ис. 1, 6).

Нечто подобное стало и с русским народом. Он пропивает свое достояние; пьет с горя и с радости; все сделки у него совершаются не иначе, как с выпивкой. Если он несет в жертву Богу свою трудовую копейку, то в винную лавку отдает полный рубль. Он сам пьет, и дети пьют, и женщины. Пьянство приводит его к разврату. Мужья оставляют жен, жены покидают мужей и идут за другими. Развращается и молодежь по примеру старших. Не было в старину такого разврата, как ныне.

Усилилось ныне и воровство: один обкрадывает казну и не считает это грехом; другой крадет святыню, наемник обкрадывает хозяина, а хозяин не всегда отдает должное наемнику. Обман и клятвопреступление не стали считаться грехом. Кто только ныне не лжет, кто не обманывает? Нигде не стало честности и добросовестности. Прошли те времена, когда можно было ценные вещи оставлять на дворе без запора и караула. Так мы растеряли то сокровище добра, которое скопили наши предки. Не потому ли теперь терпим неудачи?

На окраине нашего Отечества идет война, столь несчастливая для нас. Мы ведем и внутреннюю войну, которая едва ли не тяжелее внешней. Это – наша внутренняя смута, которая раздирает народ, производит застой в работах. Нам грозит опасность прийти в состояние того царства, которое, по Евангелию, разделившись само в себе, не устоит. Но при всем том мы как бы не чувствуем ударов; ибо пришли в состояние нечувствия, подобно больному, пораженному параличом.

Бедствие Родины, как чужое, не трогает нас, и мы, даже при тяжелых ударах, говорим: не больно нам! Не для того ли Господь посылает нам, кроме общего бедствия, еще особые несчастия для каждого города: в одном месте — повальные болезни, в другом – падеж скота, в третьем – волнения молодежи и рабочих, другие смуты, пожары, грабежи. Несмотря на это, мы все еще готовы говорить: «Не больно нам» и продолжаем есть и объедаться, пить и пропиваться, играть и проигрываться.

По-прежнему пустуют наши храмы и наполняются театры и дома народных увеселений. …О, кто даст сердцу нашему сокрушение и очам нашим слезы, чтобы оплакать наши бедствия и выплакать перед Богом наше избавление? О, Русь святая! Вспомни былые времена! Вспомни и те лихолетья, в которые ты умела прибегать к Богу с молитвой и покаянием и получала избавление! Вспомни Забытого тобою и помолись, принеси плоды, достойные покаяния...»
(Цит. по кн. «Церковь и демократия». М., «Отчий дом», 1996)

•••

Святой праведный Иоанн КРОНШТАДТСКИЙ (1829-1908), великий подвижник и чудотворец, духовный писатель, один из самых авторитетных деятелей Русской Православной Церкви, писал:

«Людям первого допотопного мира дано было времени на покаяние 120 лет, и они были предупреждены, что за грехи будет общее наказание от Бога — потоп. Время шло, а люди развращались и не верили праведному Ною, проповеднику покаяния, — и слово Божие исполнилось в точности. Евреи не верили пророкам, что они будут пленены Вавилонским царем — и пошли в плен. Иерусалим был разорен, и все богатство его перешло в Вавилон. Так и в нынешнее время народ обезумел, не внемлет воплю Святой Церкви.

Говорят: это сказки, нас обманывают священники для своего дохода. О, слепые! Не на ваших ли глазах сбываются все события, предсказанные Евангелием? Вот война истребительная, голодовка, моровые поветрия. Неужели и теперь не верите в правосудие Божие? Но знайте, суд при дверях, и Господь скоро грядет со славою судить живых и мертвых» (2 Тим. 4, 1).

(Из книги св. прав. Иоанна Кронштадтского «Живой колос с духовной нивы»)


•••

Протоиерей Иоанн ВОСТОРГОВ (1864-1918), выдающийся миссионер, духовный писатель и проповедник, настоятель собора Василия Блаженного в Москве. Расстрелян большевиками 23 августа 1918г. в Москве на Ходынском поле. Из проповеди в Великий Пяток:

«Прости, прости, тысячелетняя Россия! На наших глазах осудили тебя и приговорили к смерти. Грозные судьи заплевали твое лицо и не нашли в тебе ничего доброго. Суд был строгий, неумолимый. Знаем и мы, что много было у тебя недостатков. Но и то ведаем, что ты породила великий народ-богоносец и нам завещала великое царство. За все это тебе земной, благодарный поклон.

Будущая, новая жизнь России неизвестна, но ход ее для нас, верующих, представляется совершенно ясным. Он всецело будет зависеть от того, со Христом ли останется наш народ, или Его единого оставит. Не формы жизни, не формы правления спасают народ, но семя свято. Люди верующие, благочестивые, уважение к нравственному закону, послушание Церкви — вот что сохранит всякое общество и государство.

А народ, забывший о Боге, недостоин жить и на земле. Хочется молить со слезами Божественного Искупителя: царствуй в нашей земле христианской вовеки! Даруй нам в правление мужей крепкой веры, одухотворенного разума, помнящих, что только «праведность возвышает народ» (Притч. 14, 34).

(Слово в Великий Пяток в Храме Христа Спасителя в Москве 31.3. 1906г)




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |