на главную

Великий Понедельник: духовный смысл и особенности богослужения

Страстная неделя — шесть самых важных дней в году в жизни христианина. Это время, когда перед каждым из нас встает главный вопрос: что ты сделал в борьбе со своими страстями? Как изменился, если за тебя Свою Жизнь отдал Христос? Каждый день в храмах бывает особая служба, которая несет глубокий смысл. Богослужения Страстной седмицы отличаются особой трогательностью - мы словно проходим со Спасителем Его последний земной путь.

Службы долгие, по содержанию непростые, что-то в них может быть непонятным, но в ответ на такие недоумения мы можем вспомнить слова Христа, сказанные в Гефсиманском саду ученикам: "Пободрствуйте со Мною..." И даже если мы понимаем не все, а лишь малую часть из богослужения Страстных дней, то и этого достаточно, чтобы душа испытала сильное потрясение от осознания происшедшего. А где не понимаем, просто побудем со Христом, пободрствуем вместе с Ним...

Богослужение Великого Понедельника состоит из двух служб. Утром - Часы, Изобразительны и Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров. Вечером - Великое Повечерие. На Утрене поется умилительный тропарь: Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: не достоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.

Жених грядет, по Его следам идем и мы. На середине храма ставится аналой. В предшествии свещеносцев из алтаря выходит священник. В руках его Святое Евангелие, которое полагается на аналой. Во время Часов читается Евангелие.

В Великий Понедельник мы слышим евангельское повествование о проклятии Господом безплодной смоковницы и притчу о злых виноградарях. Засохшее дерево символизирует душу, не приносящую духовных плодов: истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. А злые виноградари — это фарисеи и книжники, которые убили Сына Хозяина виноградника.

Читаются 3, 6 и 9 Часы. На 6-м Часе мы слышим паремию, которая традиционно находится на своем месте, в середине 9-го Часа. Но темы паремий Страстной седмицы принципиально отличаются от тех тем, что мы слышали в обычные дни Поста. Вместо пророка Исаии на 6-м Часе читается пророчество пророка Иезекииля, исполненное страшных, таинственных видений, которые он созерцал в дни Вавилонского пленения. Иезекиилю открылось сияние Славы Господней и, движимые среди пламени, крылатые и многоочитые образы Небесных Ангелов.

И вновь, как в дни Поста, в первые три дня Страстной седмицы мы падаем в поклоне, молясь словами молитвы Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего... Затем начинается Вечерня. Изменяются и ветхозаветные чтения. Чтение книги Бытия, предлагавшееся в течение всего Великого Поста, закончилось. Праотцы уже погребены в земле Обетованной; мы читаем книгу Исход, в которой говорится об исходе евреев из страны греха и рабства. Вместо Соломоновых притчей — чтение о многострадальном Иове — прообразе Христа.

Особое внимание следует обратить на стихиры Вечерни. В них представлена центральная идея Понедельника - начало крестного пути Христова. Грядый Господь к вольней страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем...

Господь, идя на добровольное страдание, говорил апостолам на пути: «Вот, мы восходим во Иерусалим, и предан будет Сын Человеческий, как написано о Нем». Стоя в храме, и мы очищенными мыслями и чувствами можем сопутствовать Ему, и с Ним распнемся, и умертвим себя для житейских наслаждений, чтобы с Ним и ожить, и услышать Его, возглашающего: «Уже не в земной Иерусалим восхожу, чтобы пострадать, но ко Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему, и вас с Собою вознесу в горний Иерусалим, в Царство Небесное!»

Господь, шествуя на страдание и утверждая Своих учеников, говорил им наедине: «Как вы слов Моих не помните, тех, что Я прежде вам сказал, что никакому Пророку, как написано, невозможно вне Иерусалима быть убитым? Ныне же настало время, о котором Я вам сказал: ибо вот, Я предаю Себя в руки грешников на поругание; и они, ко Кресту Меня пригвоздив и погребению предав, презренным сочтут, как мертвого. Однако дерзайте: ибо Я восстану на третий день на радость верным и в жизнь вечную!»

Не постигая несказанного таинства Промысла Божия, матерь сынов Зеведеевых просила, чтобы почести временного царства были дарованы чадам ее; но вместо того Господь обещал, что чашу смертную будут пить друзья Его. Ту чашу, о которой Он говорил, что Сам прежде них будет пить для очищения нас от грехов. Потому мы взываем ко Господу: «Спасение душ наших, слава Тебе!»

Вечерня плавно перетекает в литургию Преждеосвященных Даров. Но эта литургия отличается от обычной великопостной тем, что на ней читается Евангелие. И тема, которую Церковь предлагает нам в первый день Страстной седмицы, - это тема приближающегося Суда. Пока еще Спаситель с учениками сидят в тени старых маслин, и ничто, казалось бы, не предвещает наступление конца. Апостолы думают, что впереди много будет таких покойных и мирных дней. Но Христос знает, что это последние дни, и наставляет учеников быть духовно бдительными.

В то время, когда сидел Иисус на горе Елеонской (Масличной), подошли к Нему ученики отдельно от других и спросили Его: скажи нам, когда это будет, и какое знамение Твоего пришествия и конца века? И ответил им Иисус: смотрите, чтобы кто не ввел вас в заблуждение. Ибо многие придут под именем Моим, говоря: «я Христос», и многих введут в заблуждение... Тогда будут предавать вас на страдание и будут убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое. И тогда соблазнятся многие; и будут друг друга предавать, и ненавидеть друг друга; и многие лжепророки восстанут и многих введут в заблуждение; и от умножения беззакония во многих охладеет любовь. Претерпевший же до конца, тот будет спасен. (Мф. 24, 3-35).

Как полезно и нам помнить о духовной бдительности, чтобы нас не увлекли обманщики и лжемессии, а также о том, что путь ученичества — это крестный путь. 

В Понедельник вечером совершается Великое Повечерие. Поется Трипеснец святого Андрея Критского, с которым мы восходим со Христом на гору Елеонскую: Пойдем со Христом к горе Елеонстей, тайно со Апостолы соводворимся Ему.

Трепет объемлет душу, и все трогательней становятся песнопения: Разумей, смиренное мое сердце... Готови сама себе, о душе моя, ко исходу: пришествие приближается неумолимого Судии.

Источник: https://foma.ru/velikij-ponedelnik.html




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |