на главную

Саровская «Пасха» (воспоминания очевидца)

Свершилось давно желанное, давно столь ожидаемое великое торжество Православия на Руси Святой. Еще раз как бы отверзлось духовное небо над землею, и Церковь земная с благоговением узрела нового молитвенника и предстателя пред Богом за земных братий своих, во славе небесной предстоящего Божию престолу. Отныне все православные единым сердцем и едиными устами будут взывать к нему: преподобне отче наш Серафиме, моли Бога о нас!

...И что это были за чудные дни! Справедливо некоторые говорили, что мы как бы возвратились на это время ко временам Евангельским, как будто Господь в смиренном образе великого угодника Своего Серафима ходил между нами, да между нами ли только?.. Со всех концов России получались вести одного и того же отрадно-благодатного свойства: совершались Преподобным великие чудеса... От самого Арзамаса почти непрерывною вереницею тянулись богомольцы... А вокруг Сарова, в его дебрях лесных, по берегам речек Сарова и Сатиса, было тесно от народной толпы... За неделю считали приблизительно до 35 000 народа: сколько же его собралось к 19 июля? Говорят, что число богомольцев достигло 300 000...

Мне дали келлию в самом монастыре. Окна выходили за монастырь. И вот, в часы ночные, в открытое окно можно было любоваться чудною картиной: везде были видны огоньки костров. Слышалось духовное пение, а под самый праздник пели даже пасхальные песни... Сбылось слово великого старца, преподобного Серафима: «Настанет время, когда среди лета запоют у нас Пасху»...

Благоговейно было настроение народа. Повсюду народ держал себя как бы в присутствии угодника Божия. Несмотря на то, что приходилось тысячам народа простаивать по целым дням в ожидании попасть хотя бы в стены обители, и ожидать сего напрасно, — не слышно было ни ропота, ни слова малодушного порицания властям... В толпе только и речи было, что о новых и новых чудесах преп. Серафима.

Для удовлетворения хотя в некоторой степени жажды духовного назидания народа образовался проповеднический кружок из прибывших на торжество духовных лиц... При этом происходили трогательные случаи... Раз пришлось мне говорить в храме Иоанна Предтечи; видя пред собою и на открытом воздухе, и в храме невообразимые толпы народа, который не мог проникнуть в обитель, я избрал темою утешение тех, кто не мог достигнуть края своих желаний — поклониться мощам угодника Божия; и лишь только сказал в проповеди: «Многие из вас, может быть, еще не могли поклониться преп. Серафиму», как от всей церкви послышался какой-то скорбный вздох: «Ох, нет еще, батюшка!» Глубоко тронут был я этим сердечным вздохом и сказал между прочим моим слушателям: «Не скорбите, братия моя, что вы не получили еще желаемого; ведайте, что если вы не увидите угодника Божия, зато он-то вас видит, видит ваше усердие, ваше желание сердечное и благословляет вас... Смотрите: чудеса его среди вас совершаются не в монастыре только, а и у источника, да и повсюду; слышите: несутся вести и из Москвы, и из всех краев Русской земли о том, как близок к нам православным преподобный Серафим». И нужно было видеть, с какою благодарностью народ принял это слово утешения.

Но чтобы видеть весь подъем религиозного чувства в народе, всю силу той веры, которою он живет другую тысячу лет, надо было пойти на источник преп. Серафима в трех верстах от обители, где была ближняя пустынка великого старца. Трудно описать то, что происходило здесь. Для этого нужна была бы кисть великого художника, слово гениального поэта. Сколько тут было болящих и каких болящих! Вот где был поистине дом милосердия, о котором говорит святое Евангелие. Поистине тамо лежаше множество болящих, слепых, сухих, хромых, чающих исцеления... И казалось, что ангел Божий незримо утешает всех этих страдальцев, что угодник Божий тут, с ними, незримо ходит, благословляя их и, по мере их веры, исцеляя их недуги. Весь путь от монастыря до источника был покрыт сплошною массою народа; везде слышалось: «сейчас прозрела слепая женщина, сейчас Преподобный простил хромого, сейчас исцелился скорченный мальчик...»

Со среды 16-го числа начались заупокойные службы. Святая Церковь молилась о упокоении родителей преп. Серафима, игуменов, при которых он подвизался в обители, и о нем самом — в последний раз...

В четверг обитель с радостным трепетом встречала Венчанного Богомольца — Православного Русского Царя, который прибыл со своею супругою, матерью и многими членами своего Царственного Дома, чтобы принять участие в великом торжестве своего народа православного, чтобы разделить с сим народом радость его, молитвы его, чтобы поклониться до праха земного новому молитвеннику земли Русской, смиренному иеромонаху Серафиму, который при жизни своей не иначе себя называл, как «убогим», кланялся в ноги и всех так любовно, так ласково-отечески приветствовал: «Радость моя, Христос воскресе!» О, каким сердечным — громовым «ура» встретил народ своего Боговенчанного Царя! Церковь Божия встречала Его с подобающим велелепием у святых врат обители и в Успенском соборе. Прямо из сего собора Государь со всеми своими высокими спутниками изволил проследовать в Зосимо-Савватьевскую церковь, где временно почивали до открытия св. мощи угодника Божия. Поздно вечером, после всенощной, Государь и Государыня исповедались в келлии преп. Серафима у иеросхимонаха пустыни о. Симеона, а на утро за раннею литургией в Успенском соборе изволили причаститься св. Христовых Тайн. Как поучительно было царское говение вместе с прочими православными, каких было не мало в тот день!

18 июля в 12 часов дня была совершена торжественная последняя панихида... В 6 часов вечера раздался чудный благовест к всенощному бдению в Успенском соборе обители. Около 8 часов вечера из собора вышел на литию крестный ход в Зосимо-Савватьевскую церковь. Открылось чудесное зрелище. Среди многотысячной толпы народа двумя рядами стояли войска, охраняя путь крестному ходу. Десятки хоругвей, всех видов и форм, тихо веяли, колебались, блестели в тихом воздухе. Массы народа стояли с возжженными свечами. И свечи те не гасли, как бы знаменуя, что тихий и кроткий старец, при жизни своей «льна курящегося не угашавший», теперь внемлет каждому вздоху, каждой слезинке тех, что собрались сюда к нему от всех краев Русской земли... А у кого в эти торжественные минуты, кажется, не было слез? Они невольно подступали к горлу, они катились по ланитам всех... И вот из Зосимо-Савватиевской церкви показалось шествие: вынесли на руках драгоценный гроб, заключающий в себе священные останки. Несли этот гроб двенадцать архимандритов, а впереди понес сам Государь... Высоко-высоко подняли мы эти священные носилки, и видны они были всему народу, что наполнял весь монастырь... Тихо двигалось шествие; оно направилось мимо собора во имя Живоносного Источника, вокруг Успенского собора, причем останавливалось на всех его четырех сторонах. В первый раз на литии в молитве: Владыко многомилостиве... послышалось среди лика избранников Божиих имя Преподобного и Богоносного отца нашего Серафима Саровского чудотворца... По окончании литии гроб внесен был в собор и поставлен на середине церкви.

Всенощное бдение совершалось обычным порядком до величания. Пропели Хвалите Имя Господне... Митрополит отпер гроб ключом и открыл его крышку. Раздалось чудное пение: Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме... Слезы умиления опять у всех показались на глазах... За пением последовал земной поклон пред гробом — первый поклон преподобному Серафиму. Это как бы приветный поклон Церкви земной новому прославленному молитвеннику за нас грешных... Минуты незабвенные, минуты торжественные и умиленные!..

После чтения Евангелия стали прикладываться к святым мощам — сначала Святители, Их Величества и Царская Фамилия, священнослужители, а потом и народ, который продолжал благоговейное поклонение угоднику Божию в течение всей ночи.

Настало утро 19-го июля... На поздней литургии особенно трогательна была минута, когда святые мощи во время малого входа были внесены в алтарь и обнесены вокруг престола при пении: Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый, поющия Ти: аллилуиа. Торжество закончилось после литургии крестным ходом вокруг Успенского собора, причем св. мощи были несены в том же порядке как и накануне.

На другой день обитель с подобающей честию провожала Августейших богомольцев в Дивеево. На вечные времена останется светлым воспоминанием это Царское богомоленье для обители, как и самый этот праздник на веки останется памятным в истории Русской Церкви, Русского народа. И когда переживались эти светло-радостные дни, то мысль невольно иногда обращалась к несчастным отщепенцам нашего народа, удалившимся от родной Церкви: ах, почему их нет с нами? Как благотворно было бы для них быть свидетелями всего того, что совершалось здесь!..

Размышляя над дивными делами Божиими, во дни наши совершаемыми, не только в Сарове, невольно становится и радостно и страшно... Радостно: ведь это совершается во очию нашею, все это для нас — вернейшее свидетельство правоты нашей святой веры, нашего родного Православия: могут ли противостоять таким свидетельствам все велеречивые глаголы современных врагов Церкви? С нами Бог и расточатся все враги Его, враги Церкви Его святой! Но и страшно... В самом деле: никогда так много не было столь поразительных, столь явных, непререкаемых чудес, как в наше время. Разве во времена первых христиан, разве во времена гонения на Церковь Божию... Но теперь, кажется, не те времена...

И приходит скорбная мысль: уж не потому ли Господь умножает чудеса на Русской земле, чтоб нас сделать безответными на Страшном судище Своем? Многажды вразумлял Он нас разными бедствиями — не слушаем Его вразумлений, живем не по-православному, не являем дел веры своей; и вот Он в бесконечном милосердии Своем начинает нас вразумлять — Своими благодеяниями, Своими чудесами... Слава Богу: народ благоговеет пред сими знамениями милости Божией; но что наша так называемая интеллигенция?.. И больно-больно становится на душе, когда вспомнишь, что и во времена Христовы тогдашняя «интеллигенция» также относилась к Спасителю мира и... все мы знаем, чем кончилась история богоизбранного народа...

Будем же крепко молиться Господу, да молитвами новоявленного Чудотворца не попустит Он, Милосердый, всем этим отщепенцам совратить наш православный народ на пути развращенные, да обратит их на путь светлой истины Православия!

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас грешных!

Архимандрит Никон (Рождественский)




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |