на главную

Почему нельзя молиться вместе с еретиками и иноверцами?

На вопросы корреспондента «Духа христианина» отвечает священник Владимир Суворин, клирик Русской Православной Церкви Московского Патриархата

 

 

- Отец Владимир, почему православным верующим нельзя молиться вместе с еретиками?

 

- Потому что такую молитву воспрещают Святые Отцы Православной Церкви.

 

- Где конкретно об этом сказано, у какого Святого Отца?

 

- Об этом говорили многие святые, а кроме того запрещение совместной молитвы с еретиками прописано в канонических правилах Православной Церкви. 6-е правило Лаодикийского Собора гласит: «Не попускати еретиком, коснеющим в ереси, входити в дом Божий».

 

- Но может быть, это правило имеет некий духовный смысл и его нельзя понимать буквально?

 

- Приведу толкование на данное правило православного канониста епископа Никодима (Милоша): ««Кто не со Мною, тот против Меня», — говорит Иисус Христос (Лк. 11, 23; Мф. 12, 30), а кто против Христа, тот и против Его Церкви. Каждый еретик чужд Церкви, отрицая ту или иную основу христианской веры и тем попирая откровенную истину, а следовательно, и Того, Кто открыл эту истину, т.е. Иисуса Христа — Основателя Церкви. В силу этого вполне естественно, что таковой должен быть лишен церковной молитвы и той благодати, которую только посредством Церкви, Церкви Православной, может получить человек, и таковому, как предписывает правило, должно быть воспрещено входить в церковь, где эта благодать дается. На вопрос, можно ли совершать божественную службу, если в церкви находится какой-либо еретик (особенно арианин), Тимофей Александрийский отвечал, что это может быть допустимо лишь в том случае, если упомянутый еретик обещал отказаться от ереси и веровать православно (9 пр.)».

 

- Правило запрещает совместную молитву с еретиками. Не значит ли это, что можно молиться с иноверцами, например, с мусульманами?

 

- Нет, не значит. Преподобный Иоанн Дамаскин и магометанство относит к ересям. Среди ста ересей он помещает «религию измаилитов, предтечу антихристову» (О ста ересях. Гл. 100). Вот как он раскрывает сущность данной ереси: «Магомет говорит, что единый Бог есть творец всего, что Он и не рожден и не родил никого. Он говорит, что Христос есть Слово Божие и Дух Его, но творение и раб, что Он родился безсеменно от Марии, сестры Моисея и Аарона. Ибо, говорит он, Слово Божие и Дух вошел в Марию и родил Иисуса, пророка и раба Божия. Беззаконные иудеи восхотели распять Его и, схватив, распяли тень Его. Сам же Христос, говорит Магомет, не был распят и не умер. Ибо Бог взял Его к Себе на небо, потому что любил Его. И это говорит Магомет: когда Христос вошел на небеса, Бог спросил Его, говоря: "Иисус, Ты говорил, что "Я есмь Сын Божий и Бог?" И ответил, сказано, Иисус: "Будь милостив ко Мне, Господи! Ты знаешь, что Я не говорил, и Я не стыжусь быть Твоим рабом. Но грешные люди написали, что Я говорил это слово и солгали обо Мне и впали в заблуждение". И сказал Ему Бог: "Знаю, что Ты не говорил этого слова"». То есть данная ересь, подобно арианской, отрицает один из главных догматов Православной веры - догмат о Божестве Господа нашего Иисуса Христа. Посему и с мусульманами молиться недопустимо.

 

- Сейчас магометане все чаще переселяются в нашу страну, переезжают в древние русские города, на исконно православную землю. Многие из них женятся на русских, крещенных в Православной Церкви девушках, и некоторые такие жены пытаются обратить своих мужей в истинную веру (хотя это, конечно, бывает достаточно редко, скорее происходит обратное – мужья обращают жен в ислам). Можно ли им приводить мужей-мусульман в православный храм?

 

- Во-первых, правило написано для всех - и для замужних, и для незамужних. А во-вторых, если девушка православная, то как она могла выйти замуж за мусульманина? Кто их венчал? Венчание совершается только над членами Православной Церкви. Если же они сожительствуют без Венчания, то пребывают в смертном грехе. И какая же она после этого православная? То есть данный вопрос надо решать еще до вступления в брак. Если мусульманин полюбил православную девушку и та согласна выйти за него замуж, то она должна условием брака поставить его Крещение. Иначе брак невозможен. И если он изъявляет согласие, тогда надо организовать беседу православного священнослужителя с этим человеком, привести его к батюшке, который объяснит ему заблуждения ислама, огласит его и окрестит. А посещение храма еретиками без перехода в Православие не даст благодати и благословения Божия ни им самим, ни приведшим их туда, ни тем, кто с ними молится.

 

- А как быть, если православный христианин приготовился ко Причастию, пришел в храм, и увидел, что на службе (сейчас бывает, что даже и в алтаре!) вместе с православными молятся еретики, например, католики, протестанты?

 

- Если есть возможность, надо попытаться объяснить этим еретикам, что по церковным законам им до присоединения к Церкви нельзя молиться в православном храме. А если такой возможности нет или еретики упорствуют, не желая покинуть церковь, тогда надо просто пойти на службу в другой храм. Когда же другого храма поблизости нет, в таком случае лучше отложить Причастие до другого времени, чтобы не причащаться во грехе, с нарушением канонических правил. В духовном плане ничего не потеряешь, скорее, приобретешь, ибо мы часто плохо готовимся к Таинству Святого Причащения. И, может быть, Господь попустил еретикам прийти в храм, чтобы мы воздержались в этот раз от причащения, поскольку были недостойны принять Святые Тайны и причастились бы «в суд или во осуждение».

 

- Некоторые миряне и даже священнослужители укоряют верующих, обличающих еретиков или препятствующих им молиться в православных храмах, говорят, что у таких христиан нет любви. Справедливы ли подобные замечания?

 

- Неужели у тех мирян и священников, которые укоряют ревнующих по вере христиан, больше любви, чем у святителя Иоанна Златоуста, Святого Отца, сильно восстававшего против равнодушия ко спасению заблудших?! Святитель писал: «Можно найти некоторого, под видом кротости говорящего: какая нам нужда до эллинов? Хочет ли спастись – да спасется. Так говорящий еще не уязвлен ревностью благочестия. Видящий погибающего и не рыдающий о погибели его, и не вменяющий во вред собственный, не знает ревности благочестия не уязвлен стрелами истины. Видящий погибающего и не ревнующий подобно Павлу, который говорит «кто изнемогает и не изнемогаю» (2Кор. 11, 29), такой не есть ученик Павлов». И далее: «Видишь душу погибающую и не восплачешь ли? Если кто увидит мертвеца, несомого на погребение, и не восплачет: таковой как свирепый, как жестокосердый, как зверонравный, безчеловечный бывает укоряем. Если видишь душу, в нечестие погруженную, на вечную смерть осужденную и в неверии пребывающую, не плачешь ли, скажи мне, и не рыдаешь ли?» И о какой же любви в данном случае – при допущении еретиков к совместной молитве с православными - может идти речь? Это не любовь, а жестокость к погибающим и безчеловечие, ибо еретики таким образом утверждаются в своей неправоте и продолжают коснеть в ереси, упускают возможность покаяться, принять Православие и наследовать жизнь вечную.

 

Беседовал Сергей Максимов




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |