на главную

О даре св. вмц. Варвары избавлять от внезапной смерти

I. Св. великомученица Варвара, память коей совершается нынѣ, идя на смерть, молилась Богу о томъ, чтобы Онъ избавлялъ отъ внезапной смерти тѣхъ, которые будутъ вспоминать ее и ея страданія, и былъ голосъ съ неба, обѣщавшій исполнить прошеніе мученицы. Самъ отецъ Варвары — язычникъ Діоскоръ — отсѣкъ главу св. дочери своей. Мощи св. великомученицы съ XI вѣка хранятся въ Кіевѣ и почиваютъ въ Кіево-михайловскомъ монастырѣ, куда онѣ перенесены изъ Царьграда.

II. а) Дарованіе св. великомученицы Варвары, данное ей свыше предъ смертію, избавлять отъ внезапной смерти, весьма многоцѣнно, ибо что нужнѣе для каждаго изъ насъ, какъ отойти изъ этой жизни совершенно приготовленными къ жизни новой, ожидающей насъ за гробомъ? Отойти, то-есть, очистившись благодатію Божіею отъ всѣхъ вольныхъ и невольныхъ грѣхопаденій — принесши въ нихъ истинное покаяніе? — Но многіе предъ исходомъ изъ сего міра не успѣваютъ даже помыслить о своихъ грѣхахъ и возвести покаяннаго взора на небо; отходятъ по сему самому предъ небеснаго Судію со всѣми нечистотами земной жизни, въ такомъ состояніи, въ какомъ они не посмѣли бы явиться предъ земного начальника. Посему возможность быть защищеннымъ отъ внезапной смерти принадлежитъ къ числу самыхъ желанныхъ возможностей для каждаго, кто только хотя мало дорожитъ спасеніемъ бѣдной души своей.

б) Но гдѣ достать этой драгоцѣнной возможности? — Кто въ состояніи остановить руку ангела смерти, надъ нами подъятую? Безъ сомнѣнія, не земные врачи, а единъ Тотъ Врачъ душъ и тѣлесъ, у Коего не изнеможетъ всякъ глаголъ (Лук. 1, 37), Который, какъ одинъ даетъ всѣмъ жизнь и дыханіе (Дѣян. 17, 25), такъ одинъ можетъ и продлить ихъ, когда и сколько Ему угодно. Посему св. церковь, при каждомъ богослуженіи, между большимъ числомъ, необходимыхъ для каждаго изъ насъ, прошеній, помѣщаетъ прошеніе о кончинѣ безболѣзненной, непостыдной и мирной.

Прошеніе крайне утѣшительно! Но собственное недостоинство не позволяетъ многимъ быть увѣренными, что сила сего прошенія воздѣйствуетъ и надъ ними. По немощи вѣры нашей, желалось бы имѣть у престола Божія какого-либо ближайшаго къ намъ споручника и ходатая, который бы, такъ сказать, взялъ на свои руки жизнь нашу, обязался защитить насъ отъ всякаго вида внезапной смерти.

И вотъ такого-то споручника жизни и смерти нашей, по благости Божіей, каждый изъ насъ можетъ имѣть въ лицѣ нынѣ прославляемой нами великомученицы. Претерпѣвъ за возлюбленнаго Жениха своего всѣ роды мученій самыхъ лютыхъ, предъ самымъ концемъ жизни своей, она имѣла все право просить у Него многихъ и разныхъ даровъ: но просила единаго дара — спасенія отъ внезапной смерти всякаго, о томъ ея просящаго.

в) Что побудило великомученицу къ такому прошенію? Побудила, безъ сомнѣнія, пламенная любовь ея къ бѣдствующему человѣчеству, для коего, какъ мы видѣли, ничто такъ не нужно, и вмѣстѣ ничто такъ иногда не трудно, какъ имѣть предъ смертію достаточное время для покаянія. А ближайшимъ образомъ къ подобному прошенію могло расположить великомученицу воспоминаніе о собственной нѣкогда опасности отъ наглой смерти. Извѣстно, когда угрожала ей эта опасность: тогда, какъ безчеловѣчный отецъ ея, выслушавъ отъ ней надъ банною купелію исповѣданіе св. Троицы, вдругъ устремился на нее съ мечемъ. Великомученица спасалась отъ сего меча сначала бѣгствомъ, а потомъ чудеснымъ сокрытіемъ въ каменной скалѣ. Что не отъ простого страха смерти происходило это бѣгство, доказательствомъ сего то непоколебимое мужество, съ коимъ она перенесла потомъ множество самыхъ лютыхъ мученій. Почему же уклонилась она отъ меча? — Потому, безъ сомнѣнія, что эта смерть была преждевременная, и воспрепятствовала бы совершить ей все то, что она совершала потомъ во славу возлюбленнаго Жениха своего. И вотъ, теперь идя съ радостію подъ тотъ мечъ, отъ коего прежде убѣгала со страхомъ, св. великомученица воспоминаетъ прежнее положеніе свое, чувствуетъ, какая великая разность изыти изъ сего міра съ полнымъ пріуготовленіемъ, и быть восхищену туда внезапно; — и отъ полноты вѣры въ силу небеснаго Жениха своего, отъ избытка любви къ человѣчеству, дерзаегь просить у Него дара оказывать ту же драгоцѣнную милость другимъ, какою воспользовалась нѣкогда сама.

г) Услышано ли это прошеніе св. великомученицы? — Услышано, ибо Самъ Господь милосердія и щедротъ говоритъ: вся елика аще молящеся просите, вѣруйте, яко пріемлете, и будетъ вамъ (Мар. 11, 24); а въ комъ сильнѣе могла быть вѣра, какъ не въ св. великомученицѣ, и когда, какъ не въ послѣдній часъ ея подъ мечемъ? — Услышано; ибо сама св. церковь, отъ древнихъ временъ донынѣ, постоянно усвояетъ ей даръ спасать отъ внезапной смерти; а кто можетъ лучше и вѣрнѣе цѣнить дарованія чудесныя, какъ не св. церковь, которая сама есть хранительница и раздаятельница дарованій благодатныхь? — «Но есть ли, спроситъ кто-либо, опытныя доказательства на сіе?» — Есть, возлюбленный, и въ такомъ числѣ, что самое множество ихъ не позволяетъ намъ разсказать теперь ихъ подробно. Кто желаетъ знать объ этомъ, тому стоитъ только разгнуть жизнеописаніе св. великомученицы, при коемъ помѣщаются сказанія о дивныхъ опытахъ ея защиты отъ внезапной смерти. — Но зачѣмъ доказательства изъ мертвыхъ книгъ? Обратимся къ живымъ, непререкаемымъ свидѣтелямъ, обратимся ко всему граду Кіеву, въ коемъ покоятся нетлѣнныя мощи св. великомученицы. Кто не знаетъ, что губительная язва, въ разныхъ видахъ, не разъ вторгалась въ этотъ городъ нашъ и производила въ немъ величайшія опустошенія? Но св. обитель, въ коей почиваютъ мощи великомученицы, всегда оставалась цѣлою и невредимою, безъ всякихъ особенныхъ средствъ къ защитѣ. Что это, какъ не всенародный опытъ чудеснаго заступленія свыше?

III. Послѣ этого намъ остается только пользоваться съ вѣрою и любовію драгоцѣннымъ даромъ великомученицы спасать отъ внезапной смерти.

Какъ пользоваться? — Такъ ли, чтобы въ надеждѣ на чудесную защиту ея не брать никакихъ мѣръ предосторожности, нерадѣть о своемъ здоровьи, позволять себѣ все, что сокращаетъ жизнь и губитъ наши силы? Нѣтъ; это значило бы искушать силу Божію, поставлять св. великомученицу въ необходимость благопріятствовать невоздержной и порочной жизни. Такъ ли, чтобы по надеждѣ на чудесное спасеніе отъ внезапной смерти отлагать со дня на день свое приготовленіе къ смерти, жить, не думая о концѣ жизни, и о томъ отчетѣ, который ожидаетъ всѣхъ насъ за гробомъ? — Нѣтъ, это значило бы явно идти вопреки своему спасенію, злоупотреблять помощію св. Божіихъ человѣковъ, заставлять великомученицу благопріятствовать нераскаянности во грѣхахъ. Всѣ таковые не имѣютъ никакого права на ея помощь. «Въ противномъ случаѣ», — скажетъ кто-либо, — «зачѣмъ и стужать своими прошеніями великомученицѣ?» Затѣмъ, что при всемъ нашемъ воздержаніи, все еще можетъ быть множество непредвидимыхъ и неотвратимыхъ случаевъ, въ коихъ жизнь наша можетъ подвергнуться смертной опасности. О предохраненіи отъ этихъ-то опасностей мы должны молить великомученицу, — и она, безъ сомнѣнія, предохранитъ или избавитъ насъ отъ нихъ, коль скоро мы будемъ молить ее о томъ съ вѣрою и любовію, молить для того, чтобы спасаемые ею отъ смерти временной, тѣлесной, могли, чрезъ покаяніе, спасти себя отъ смерти духовной и вѣчной. Аминь. (Сост. съ нѣкот. дополн. по пропов. Иннокентія, архіепископа херсонск., т. II, изд. Вольфа).

 

Протоиерей Григорий Дьяченко

 

Источник: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи).




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |