В последнее время заметно возросла активность так называемых единоверцев. Они регулярно проводят какие-либо конференции, торжественные богослужения и т.п., которые с восторгом освещают экуменические СМИ.
Так, по информации Церковного вестника, 12 января в Успенском соборе Московского Кремля совершено богослужение по старообрядческому чину. Экуменическое богослужение, приуроченное к столетию Первого единоверческого съезда, возглавил ветеран экуменического движения ученик и последователь митрополита Никодима (Ротова) митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении члена Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей епископа Гомельского и Жлобинского Стефана и единоверческих священников Московской, Санкт-Петербургской, Нижегородской и Екатеринбургской епархий. Собор, вмещающий не менее 500 человек, был заполнен, причем среди молящихся было немало не только единоверцев, но и старообрядцев.
Между тем совместная молитва с раскольниками и еретиками запрещена Святыми Апостолами. Правило 10-е Святых Апостолов гласит: «Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен».
Толкование епископа Никодима (Милоша): «Отлучение, о котором мы говорили в нашем толковании 5-го Ап. правила, как наказание, лишающее общения с известным обществом, происходит само собою, если только в данном обществе господствует одно определенное высшее начало, которое должно свято охраняться определенными средствами для поддержания самого общества. Так бывает вообще и во всяком обществе с возвышенной целью, а особенно так бывает и должно быть в обществе религиозном. То же встречаем мы как у язычников, так и у иудеев, которые лишали недостойных членов своей религиозной общины молитвенного общения с остальной верной братией, т. е. отлучали их от своего религиозного общества. В христианской Церкви это соблюдалось еще гораздо строже. Сам Иисус Христос положил начало отлучению от Своей Церкви, сказав: “если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь” (Мф. 18:17), т. е. другими словами, пусть будет отлучен от Церкви. Впоследствии Апостолы подробно разъясняли это в своих посланиях, а также применяли и на деле (1 Кор. 5:5; 1 Тим. 1:20; 2 Тим. 3:5; Тит. 3:10; 2 Сол. 3:6; 2 Иоан. 10 и 11). Таким образом, правило строго выражает мысль Св. Писания, воспрещая молиться с отлученным от церковного общения не только в церкви, когда бывает общая для всех верных молитва, но даже и дома наедине с отлученным от Церкви. Ту же мысль Св. Писания выражает правило, предписывая отлучение от Церкви каждого, который будет иметь молитвенное общение с тем, кого церковная власть отлучила от своего общения. Такое учение Церкви об отлучениях мы находим в творениях св. Отцов и Учителей Церкви древнейших времен». Но экуменистам закон не писан. Им все равно, с кем молиться - с иудеями, магометанами, папистами или старообрядческими раскольниками.
Единоверие возникло в конце XVIII века, когда было оформлено на основе правил, принятых по инициативе митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина) и утвержденных императором Павлом I в 1800 году.
К началу ХХ века на территории России действовало около 600 единоверческих приходов и несколько монастырей. В начале 80-х годов в России оставалось всего четыре единоверческих прихода, а сейчас их более 30.
Однако современное единоверие имеет коренное отличие от единоверия дореволюционного. На сегодняшний день оно мутировало из формы воссоединения старообрядцев с Православной Церковью в форму старообрядческого прозелитизма в среде верных чад Русской Православной Церкви. Вот что пишет прихожанин кафедрального единоверческого храма в Михайловской слободе А.Г. Дугин на сайте «Арктогея»: «Единоверие – это… евразийский процесс в рамках русского Православия. Единоверие - вектор движения ... от модернизма к Традиции, от никониянства к Старой Вере… Оно было учреждено в одних условиях и исполняло тогда одну миссию. Потом все много раз менялось. Сегодня Единоверие - это процесс общего возврата русских постсоветских православных к корням отеческой Веры… Самое правильное ответвление - линия отца Иринарха (Михайловская Слобода) под Москвой... При этом у Единоверия есть такой плюс: ничто не мешает ему быть универсальным и проникать в среду МП, где убежденных никониян - ничтожное меньшинство (Радонеж и Ко, идеологические "щепотники"), а большинство либо любопытствующего левяка, либо людей, наивно (ошибочно) полагающих, что РПЦ как она есть - это продолжение истинного корневого Русского Православия. Вместо того, чтобы отрицать это извне (из согласов Старой Веры в законченном виде), можно мягко и созидательно объяснять людям как оно на самом деле. Если там, где вы живете, нет Единоверия, образуйте общину, попытайтесь его создать…».
Таким образом, из слов Дугина получается, что современная Православная Церковь утратила отческую веру и должна к ней вернуться. Но это равносильно обвинению в ереси, что является настоящей хулой на нашу Церковь. Русская Православная Церковь миллионами мучеников и исповедников отстояла чистоту Православия и никогда не отступала от него. Дугин же, сам страдающий ересью, валит все с больной головы на здоровую.
Но может быть это только частное мнение одного Дугина, а единоверческое духовенство считает по-другому? К сожалению, это не так. Приведем выдержки из интервью секретаря Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при ОВЦС иерея Иоанна Миролюбова, которое он дал Арсению Загуляеву, корреспонденту журнала «Нескучный сад».
А. Загуляев спрашивает иерея Иоанна: «Кто, как правило, приходит в единоверие?». И отец Миролюбов откровенно признается, что единоверие нацелено не на старообрядцев, а на прозелитизм среди паствы Русской Православной Церкви. «Единоверие нацелено на "продвинутого" человека. В основном, прихожане – это молодые люди с хорошим образованием. Правда, есть важный нюанс. Глубоко воцерковленный интеллигент обычно ходит в какой-то конкретный храм нового обряда, у него уже есть община и духовный отец, к которым он прирос. Поэтому к единоверию приходят скорее молодые люди, которые ищут веру, много читали и знают веру больше в теории, чем те, кто давно живет активной приходской жизнью».
Далее отец Миролюбов признается, что лишь 50% единоверческой паствы составляют бывшие старообрядцы. Конечно, он сильно приукрашивает. Знающие люди свидетельствуют, что бывших старообрядцев в единоверии раз, два и обчелся. 90% же так называемых единоверцев составляют бывшие прихожане православных храмов, которые не имеют к старообрядчеству никакого отношения.
Таким образом, экуменические лжепастыри запустили старообрядческих волков в стадо овец Христовых и ради экуменического утопического «единения» с раскольниками и еретиками позволяют им безпрепятственно его расхищать, забывая, что им предстоит дать ответ Христу за врученную паству.
Иван Милованов