на главную

Проповедь в храме Живоначальной Троицы на Шаболовке

14 февраля мы побывали на всенощном бдении в храме Святой Живоначальной Троицы на Шаболовке. На полиелее настоятель храма протоиерей Георгий Вахромеев произнес проповедь. В начале своего слова он напомнил слушателям об историческом событии, послужившим поводом к установлению праздника – когда Пресвятая Богородица с Богомладенцем и праведным Иосифом пришли в иерусалимский храм, чтобы принести жертву очищения. Там их встретил праведный Симеон, который изрек знаменитые слова Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко… (Лк. 2, 29), поющиеся ныне на каждой вечерней службе. И еще предрек Матери Божией великие скорби: И Тебе Самой оружие пройдет душу… (Лк. 2, 35).

Далее священник напомнил, что не так давно завершился Архиерейский Собор, на котором были приняты судьбоносные для нашей Церкви документы, в частности «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных». Затем протоиерей Георгий зачитал наиболее важные моменты документа.

«В обществе распространяется обоснованная тревога по поводу того, что использование пожизненного персонального цифрового идентификатора в виде кода, карты, чипа или тому подобного может стать обязательным условием доступа каждого ко всем жизненно важным материальным и социальным благам. Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия — отслеживать его перемещения, покупки, расчеты, прохождение им медицинских процедур, получение социальной помощи, другие юридически и общественно значимые действия и даже личную жизнь», - говорится в документе.

«Уже сейчас вызывают тревогу действия по сбору и обработке персональных данных детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, так как нередко ведется неконтролируемый сбор данных, явно избыточных для обеспечения учебного процесса. Многие верующие выражают принципиальное несогласие с обязательным присвоением идентификационного кода с превращением его в несменяемый, пожизненный и посмертный атрибут. Помимо этого, обеспокоенность вызывает усиливающаяся тенденция к увеличению сбора биометрических данных о человеке, а также появление имплантируемых электронных идентификационных устройств».

«Вся собранная информация может не только использоваться, но автоматически анализироваться с целью принятия управляющих решений в отношении конкретного человека. Введение же сквозного идентификатора личности позволяет создать единую базу данных, где в режиме реального времени могут собираться, храниться и автоматически анализироваться данные из различных сфер жизни человека», - отмечают участники Архиерейского Собора.

Документ констатирует: «Основываясь на своих конституционных правах, тысячи людей, включая православных верующих, не желают по тем или иным причинам, в том числе религиозно мотивированным, принимать новую идентификационную систему, использовать документы с электронными идентификаторами личности (личным кодом, штриховым кодированием, идентификационными номерами). Многие из этих людей сообщают о нарушении их конституционных прав. Нередко этих людей лишают медицинской помощи, пенсий по возрасту и других выплат, оформления инвалидности и различных льгот. Подчас они не могут совершать сделки с имуществом, поступать на учебу или работу, вести предпринимательскую деятельность, оплачивать коммунальные услуги, приобретать проездные документы. В итоге формируется целый слой людей, выброшенных из всех сфер общественной и государственной жизни», - цитировал документ отец Георгий.

«В задачи Церкви не входит подробный анализ причин отказа каждой конкретной группы людей от каждого конкретного технологического новшества или принятия подобных новшеств. Однако Церковь убеждена, что упомянутые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными. Те, кто отказывается принимать эти технологии, должны иметь альтернативу — использование традиционных методов идентификации личности, применяемых сегодня в большинстве стран канонической ответственности Московского Патриархата. Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями. Церковь считает недопустимым принудительное нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело человека».

«В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность и другое), возникает реальная опасность не только вмешательства в повседневную жизнь человека, но и внесения соблазна в его душу. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение их прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных», - сказано в послании.

По мнению участников Собора, «согласие граждан на использование средств электронного учета должно сопровождаться обязательным разъяснением всех последствий принимаемого решения. Гражданам, желающим использовать эти средства, необходимо гарантировать доступ к информации о содержании электронных записей, равно как и возможность изменять содержание данных записей или удалять их в тех случаях, когда иное не предусмотрено установленными законом требованиями общественной безопасности. Следует гарантировать и, если необходимо, усилить ответственность за утечку или ненадлежащее использование персональных данных. Документы, выдаваемые государством, не должны содержать информацию, суть и назначение которой непонятны или скрываются от владельца документа, а также символов, носящих кощунственный или нравственно сомнительный характер либо оскорбляющих чувства верующих».

«Впрочем, многое предупреждает нас о том, что мы можем оказаться перед лицом новых вызовов. Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, — наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13-14)», - заключил протоиерей Георгий, зачитав последний отрывок из документа «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных».

Далее, обращаясь к прихожанам, батюшка сказал, что теперь каждый из нас свободен сделать любой выбор в вопросе принятия или непринятия Универсальной электронной карты, идентификационного номера или микрочипа. Но многие из нас одержимы малодушием. «Чего же нам не хватает?», - задал прихожанам вопрос отец Георгий. Одна старушка ответила: «Веры!» Священник подтвердил правильность ответа и сказал, что действительно, у нас мало веры, процитировав по памяти высказывание священномученика Вениамина Петроградского, писавшего из заключения: «Нам, пастырям надо больше веры. И мы должны не Церковью жертвовать ради своего благополучия, а собой жертвовать ради блага Церкви».

В заключение протоиерей Георгий поделился своей великой радостью с прихожанами о чуде происшедшего сретения, встречи наших архипастырей со своей паствой, чудо единения их с народом Божиим в животрепещущем вопросе глобализации и новых технологий. Наша редакция разделяет радость об этом чуде протоиерея Георгия, его прихожан, а так же всех православных христиан нашей Церкви. Велико Имя Святой Троицы!

 

Александр Сныткин

 





Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |