на главную

Ректор Ужгородской академии отслужил панихиду по анафематсвованному предателю Мазепе

По информации экуменического ресурса "Православие и мир", ректор Ужгородской украинской богословской академии имени святых Кирилла и Мефодия и Карпатского университета имени Августина Волошина архимандрит Виктор (Бедь) 20 марта отслужил заупокойную литию по гетману Украины (1687-1709 гг.) Ивану Мазепе по случаю 374 годовщины со дня его рождения, приходящейся на 20 марта. Об этом сообщает пресс-служба УУБА-КаУ.

Участие в служении заупокойной литии также приняли помощник ректора по духовно-патриотическому воспитанию иеромонах Игорь (Богдан), управляющий пресс-службой протоиерей Игорь Ковальчук и хористы-студенты V курса богословско-философского факультета.

Поминальный молебен был совершен возле памятника жертвам политических репрессий.

«Мазепа был достойным сыном украинского народа, его проводником во второй половине XVII начале XVIII в., большим меценатом и благотворителем Киевской Митрополии (Украинской Православной Церкви), последовательным борцом за сохранение государственной независимости Украины и достойным гетманом Украины», отмечается в сообщении.

На сайте академии также опубликована историческая справка о недействительности анафемы, наложенной на Ивана Мазепу.

Отмечается, что согласно решению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов, который осудил практику наложения церковных наказаний за политические вины, анафему опальному гетману следует считать отмененной.

Но значит ли это, что анафема Мазепе перестала быть действительной? Разумеется, нет. Мнение западенских оригиналов не имеет канонической силы в Русской Православной Церкви. В последнее время антиканоническое снятие анафем по политическим и экуменическим мотивам распространилось подобно эпидемии чумы. Все, кому не лень, отменяют анафемы Поместных и даже Вселенских Соборов, реабилитируют еретиков и предателей Родины. Но сама постановка вопроса свидетельствует о непонимании сути церковного отлучения.

Смысл его состоит не в том, что за политическую или же не политическую вину предали того или иного деятеля анафеме. Суть вопроса состоит в том, правильно или не правильно он предан анафеме. Если церковный орган, наложивший анафему, ошибся, то она является недействительной. Если же он наложил анафему справедливо, тогда никто не может ее отменить.

В патерике «Иросонфион» описан следующий случай. Один диакон служил вместе со священником, о чем-то с ним поспорил, и священник отлучил его от Причастия. Потом он умер, а диакон стал ходить по разным церквам и монастырям, но никто не дерзал снять с него отлучения и причастить его. Ходил он и к епископу, но и тот не разрешил его от запрещения, сказав, что ему надо было при жизни примириться с тем священником, чтобы он снял с него отлучение. Наконец, диакон пришел к одному пустыннику. Тот оставил его на несколько дней у себя и обещал попробовать ему помочь. Он прилежно молился день или два. Потом позвал отлученного диакона, и им явился пресвитер, наложивший на него отлучение. Тогда по ходатайству старца и по молитве этого диакона пресвитер снял с него запрещение и лишь после этого он смог свободно причащаться.

Этот случай показывает, что даже запрещение одного священника, справедливо наложенное, никто не может отменить. А Мазепу предали анафеме не один и не два священника, а малый собор архиереев Русской Православной Церкви – Святейший Синод.

Заслуживает внимания, какова вина была этого «достойного сына украинского народа». Во-первых, в то время никакого украинского народа не существовало. Это словосочетание появилось позднее. Преподобный Лаврентий Черниговский говорил настойчиво и строго, с предупреждением, что наше родное слово Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что, было Крещение Руси, а не крещение Украины. Киев — это второй Иерусалим и мать русских городов. Киевская Русь была вместе с Великой Россией. Киев без Великой России и в отдельности от России немыслим ни в коем случае.

Во-вторых, Мазепа нарушил присягу Русскому Царю Петру I, которую он давал на Кресте и Евангелии. То есть, по меньшей мере, он совершил тяжкий грех клятвопреступления. Кроме того, он вступил в союз с врагами Православия, России и русского народа – папистами-шведами. Это еще больше отягчает его вину. И он не просто вступил с ним в союз, но вступил в вооруженную борьбу против своих единоверных и единокровных братьев великороссов и малороссов. Между тем малороссийские казаки давали клятву еще Иерусалимскому Патриарху Феофану, посетившему Малую Русь в начале XVII в., что больше никогда не будут воевать против православных своих братьев. То есть Мазепа нарушил и эту клятву. Таким образом он является дважды клятвопреступником.

Наконец, архимандрит Бедь упустил из вида, что русский Царь был покровителем Православия во вселенной, Помазанником Божиим. Его как своего Государя поминали не только русские иерархи, но и восточные православные Патриархи Константинопольский, Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский. Таким образом, Мазепа изменил не просто политическому лидеру государства, не президенту, а верховному представителю православной государственной власти, который за свои действия несет ответ только перед Богом и больше ни перед кем. Потому анафема, наложенная на него иерархами Российской Православной Церкви, вполне оправдана и действительна.

Действия же архимандрита Бедя, который, кстати, почитает не только Мазепу, но и сотрудника гитлеровских фашистов Бендеру, носят политический коньюктурный характер, почему не имеют под собой никакого основания в законодательной церковной реальности. Более того, господин Бедь за свои антиканонические действия заслуживает церковного прещения. Создается впечатление, что это не православный архимандрит, а тайный униат.

 

Михаил Крылов

 

Фото: участники панихиды по И. Мазепе




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |