на главную

НЕБЕСНЫЕ РАТНИКИ: к 25-летию со дня мученической кончины оптинских братьев – иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта


Двадцать пять лет прошло с того дня, когда известие о мученической кончине трех оптинских насельников – иеромонаха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пушкарева), принявших смерть от руки сатанистов на Пасху 1993 года, подобно грому небесному прорезало обычную повседневность жизни, потрясло людские души и сердца.

Многие читали о древних мучениках за Христа и поражались их стойкости и твердости веры. Но все это происходило когда-то, в далеком прошлом. Нынешнее событие властно напомнило о том, что Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр.13,8), что жизнь всякого человека, по слову Апостола, ничто иное как пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий (Иак.4,14), и от того, как мы проводим свое земное время бытия, зависит наша будущая вечная жизнь.

За это время слава об убиенных монахах распространилась не только во всей России, но и далеко за ее пределами. Бог прославляет избранных своих, отдавших жизнь ради имени Его Святаго.

Многочисленные паломники пребывают в Оптину поклониться их святым могилкам и получают благодатную помощь и утешение. Среди наших православных современников, думаем, мало найдется людей, кто не имеет личного опыта молитвенного обращения  к убиенным братьям.

Ранним пасхальным утром три Звезды взошли на небосклоне русской святости и своим тихим светом озаряют души многих и многих людей…

  

МОНАХИ – ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ДЕТИ ГОСПОДНИ
Последняя беседа о. Василия


– Нам Святое Писание говорит так, что Бог не есть Бог мертвых, но есть Бог живых (Лк. 20, 38). У Бога все живы. Поэтому, постольку, поскольку мы служим именно такому Богу, Который Воскрес и победил Воскресением смерть, у Него нет смерти! В Боге нет смерти! Ее не существует! Она существует только вне Бога. Поэтому, это вполне естественно, что Оптина как-то жива. У нас даже такого вопроса и не существует, для человека верующего.
– И старцы живы? Да?
– Конечно.
– И все-таки, духовность России. Что это такое?
– Духовность России – это Христос. Он говорит нам: Я есмь Истина, Путь и Жизнь (Ин. 14, 6). А постольку, поскольку духовность, она не может быть вне Христа. Ее не существует. Поэтому для России духовность одним словом выражается – Христос. Вот и все.
– Может быть, поэтому отсюда и наша трагедия?
– Без сомнения.
– Потому что мы преданы Христу? И поэтому здесь так мучают?
– Без сомнения так это. В мире скорбни будете, – Господь сказал, – но не бойтесь, Я победил мир (Ин. 16, 33). Так что, обетования Господни непреложны, и никто и никогда отменить их не может. Так что мы и живем сегодня только по этим обетованиями. Только так.
– Я понимаю, что это, наверное, нельзя спрашивать. И все-таки, насколько это возможно. Вот, какая ваша внутренняя жизнь?
– Внутренняя жизнь Оптиной – тайна, таинство. Ведь наша Церковь содержит семь Таинств, если вы знаете?
– Да.
– Вот, на этих Таинствах зиждется все. Это как мы совершаем. Допустим, всякое таинство, оно имеет какую-то внешнюю ведь окраску. Правда, ведь? Ведь совершают какие-то молитвы, производят какие-то действия. Но в это время, в этом таинстве действует Сам Христос невидимо и незримо. Именно Его благодатью совершается само Таинство. Так и внешняя жизнь Оптиной, и ее внутренняя жизнь. Вот вы внешнюю видите, а внутреннюю жизнь нельзя рассказать. Это опять же, внутренняя жизнь Оптиной Пустыни – Сам Христос. Если мы к Богу приобщаемся, только тогда мы можем понять эту внутреннюю жизнь, а по-иному она нам никак не откроется, никаким... Я есмь Дверь, – Господь говорит, – аще Мною кто внидет и изыдет, и пажить обрящет (Ин. 10, 9). Вот эта дверь, к внутренней духовной жизни Оптиной – Христос.
– И все это несказанно.
– Несказанно. Потому что как рассказать о том, как действует Бог? Невозможно.
– Но можно рассказать то, что ты чувствуешь, например?
– Можно. Возьмите псалмы певца Давида. Он говорит: Вкусите и видите, яко благ Господь (Пс. 33, 9). Пожалуйста, вкушайте и увидите. Кого люблю, – говорит Господь, – того и наказую (Откр. 3, 19). Биет же Господь всякого сына, его же приемлет (Евр. 12, 6). Мы возлюбленные сыны Бога ради оттого, что мы содержим истины Православия. Поэтому, естественно, мы и наказываемся, потому что Господь нас особенно любит. И как любой отец, который любит своего сына, Он без наказания никогда не оставит. Он наказывает по любви, не по жестокости. Понимаете? Мы привыкли, что наказываем мы только жестокостью. Нам неизвестно такое чувство – любовь, наказание с чувством любви. Господь нас именно наказывает с любовью, ради того, чтобы нас вразумить.
Ради этого только нам посылаются какие-то скорби. Ради вразумления нашего, чтоб нам познать истину Христову. Вот и все. Поэтому в этом ничего страшного нет. Надо быть к этому всегда готовым, как к скорбям всем. И я вас уверяю, что нет такого человека на земле, который бы никогда не скорбел. Нет. И то, что у нас так. Я считаю, что у нас лучше, чем у всех. Мы хороши лишь только потому, что мы Православные. Если мы Православные, а не то, что лучше нас нет. То есть мы содержим Православие. Тогда мы хорошие.
– А почему Христос выбрал нас?
– Христос взял и выбрал. Откуда мы знаем, почему. Когда Он учеников Своих собрал, и говорит: «Вы думаете, что вы Меня избрали, нет, но Я вас избрал, и поставил служить вас». Почему Господь избрал иудейский народ? Мы не знаем, и даровал им святых пророков (Ветхий Завет). Почему Он избрал русский народ и вот так дал ему хранить истину Православия? Мы не ведаем пути Божия. И для нас это закрытая тайна, запечатанная. Может быть, даже навсегда. Даже, может, после смерти она нам не откроется. Но, поскольку этот дар нам дан, мы обязаны его хранить, и свято его блюсти, чтить. А как, и почему? Это не наше дело.
– А что для вас служба?
– Мы совершаем службу. Мы совершаем службу, то есть что такое служба? Это служба Богу. Господь говорит: Вы Мне будете поклоняться и Духом, и истиной на всяком месте. Вот что такое служба. Это общение с Богом – разговор. Молитва – это когда мы разговариваем с Богом. Поэтому служба это и есть наш такой разговор с Богом – Ему предстояние, Ему служение. Поэтому это всегда живо. Всегда это не умирающе. Это жизнь. Потому что присутствует Сам Христос.
– А вы не устаете от этой службы?
– Ну, мы же не ангелы. Конечно, устаем. Как же. Мы же люди. Но Господь нас укрепляет по мере того, насколько это Он считает нужным. Дает нам и уставать, и потрудиться. Преподобный Исаак Сирский пишет: «если твоя молитва была без сокрушения сердца и без труда телесного, то считай, что ты помолился по-фарисейски». Так что надо и пот пролить: и тело свое понудить, и душу, конечно. Так что это труд. А старец Силуан как говорит, помните? Он говорит: «Молиться за мир – это кровь проливать». Такой труд молитвенный. Вот, пожалуйста возьмите Евангелие: Господь молился. Когда моление Его о чаше? Его пот как капли крови. Вот какая молитва может быть. Нам эта молитва неведома, непонятна, но такая молитва тоже есть.
– Получается, чтобы достичь чего-то, нужно всегда пройти через боль.
– Обязательно. Это закон жизни. Его установил Сам Господь. Зачем же Он претерпевал крест? Зачем Он терпел?
– Каждый через крест, через свой должен пройти.
– Обязательно.
– И иначе ничего не получится из внутренней жизни?
– Никак. Возьми крест свой и следуй за Мной, – это же Господни слова. Значит, надо обязательно взять крест для Господа, уверовать и идти. Отвергнись себя, возьми свой крест и следуй за Мной, и будешь Моим учеником. Вот и весь закон. Но в основном, как учат святые отцы, все то, что исполняет инок, должен исполнять и благочестивый христианин. За исключением, пожалуй, одного, что мы даем обет безбрачия. Раньше так и было, требованием жизни. Древние христиане, они мало чем отличались от монахов.
– Но ваша жизнь все равно больше внутренняя.
– Это не нам судить. Господь Судия один есть. Он судит: чем мы живем, и как мы живем.
– Но как же вам трудно и больно просто.
– Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех (Мф. 5, 12), и паки реку: радуйтеся (Фил. 4, 4). Вот какие мы обетования имеем. А вы говорите: трудно.
– Все равно же вам трудно?
– Нам помогает Господь. Поэтому нам легче.
– Он всем помогает, но вам труднее.
– Ведь есть у Отца любимые сыновья, да? Вот монахи – это любимые сыновья. Кого Он больше любит? Кому Он больше помогает? – Монахам. Поэтому нам легче. Вот, а тем людям, которые отдалены от Бога, они как бы становятся теми блудными сыновьями, вот им тогда становится трудно. Труднее почему? Потому что Самому Господу труднее им помочь. Понимаете? Вот из-за чего трудность-то возникает в человеческой жизни. Когда человек берет на себя что-то и отстраняет от себя Бога, Который помогает ему. Вот мир и несет эти все скорби, потому что от Бога отошел, отстранился от Христа, и тащит на себе этот труд непосильный. А мы пришли к Богу, и Господь за нас все несет и все делает.

– Это же то же самое, как более любимый, тогда и более страданий, и они внешне не видны?
– Ну, у каждого человека, конечно, есть боль. У каждого есть страдания. Монахи – это возлюбленные Господни дети, поэтому они... Вот старцев, пожалуйста, возьмите, ведь к чему они пришли – к непрестанной радости. Они были источником у нас радости. Там подойдите к батюшке: «Батюшка, отец Амвросий, да Вы скорбите? Да?» Да, глядя на них, таких и вопросов не возникало. Это, глядя на нас, таких вот немощных, такие вопросы могут возникнуть.

«МОЛИТЕСЬ ДРУГ ЗА ДРУГА. ПРОЩАЙТЕ ДРУГ ДРУГУ»

Письмо инока Трофима родным

 

Добрый день, братья мои, сестры и родители мои по жизни во плоти. Дай Бог когда-нибудь стать и по духу, следуя за Господом нашим Иисусом Христом. То есть ходить в храм Божий и выполнять заповеди Христа Бога нашего. Я еще пока инок Трофим. До священства еще далеко. Я хотел бы, чтобы вы мне помогли, но только молитвой, если вы их когда-нибудь читаете. Это выше всего – жить духовной жизнью. А деньги и все подобное – семена диавола... Да хранит вас Господь от всего этого.
Почаще включайте тормоза около церкви, исповедуйте свои грехи. Это в жизни главное. Саша с пацанами ходили в церковь после крещения для причастия? Если нет, то пусть поспешат. Дорог каждый день. Мир идет в погибель. Ради этого можно ездить и в Тулун. Помоги вам Господи понять это и выполнять. Я вас стараюсь как можно чаще поминать...
Я не пишу никому лишь только потому, что учусь быть монахом. А если ездить в отпуск, и если будут приезжать родные, то ничего не выйдет. Это уже проверено на чужом опыте. Многие говорят: какая разница? А потом, получив постриг, бросают монастырь и уходят в мир. А это погибель. Монах должен жить только в монастыре и в тайге. Стараться быть один. Монос – один. То есть монастырь – это житие в одиночку и молитва за всех. Это очень непросто. Поздравляю вас, родители, братья и сестры с вашими мужьями и всех, кто меня знает, с праздником Рождества Христова. Всем вам духовных благ и здравия о Господе нашем Иисусе Христе.
Спасибо за деньги и кофе. Посылку еще не получил, и за фото.
Почему молчит Саша? Или в какой обиде? И Лена и Наташа?
Вы меня правильно поймите: я не потерял – нашел! Я нашел духовную жизнь. Это моя жизнь. Это очень непросто.
Молитесь друг за друга. Прощайте друг другу. А все остальное суета, без которой можно прожить. Только это нужно понять. Дай вам Бог силы разобраться и сделать выбор. Простите меня родители, братья и сестры.

С любовью о Господе,
недостойный инок Трофим


МОЛЧАНИЕ – ТАЙНА БУДУЩЕГО ВЕКА

Из келейных записей инока Ферапонта

 

О ПОКАЯНИИ

Совершенное покаяние состоит в том, чтобы не делать более тех грехов, в коих каемся и в коих обличает нас совесть. (Преп. Иоанн Кассиан).

Когда человек, памятуя прежние грехи свои, наказывает себя, тогда Бог благоволительно взирает на него. Бог радуется, что за уклонение от пути Его, сам человек наложил наказание, что служит знаком покаяния. И чем более принуждает душе своей, тем более приумножается Богом благоволение к нему. (Преп. Исаак Сирин).

 

О БОРЬБЕ СО СТРАСТЯМИ

Если хочешь победить страсти, то отсеки сласти... Если удержишь чрево, войдешь в рай... Когда кто познает душевную и телесную силу изнеможения, то вскоре получит покой от страстей.
Во всем должно смирять себя и осуждать, во всем избирать себе худшее, и таким образом умолкнут страсти душевные. (Преп. Паисий Величковский).

 

О МОЛЧАНИИ

Молчание – есть тайна будущего века, а слово – орудие этого мира. (Прпп. Калист и Игнатий).

Как двери в бане, часто растворяемые, скоро выпускают внутреннюю теплоту во вне, так и все хорошее, когда много кто говорит, хотя бы говорил все хорошее, испускает память свою словесною дверью. (Блж. Диадох).

Молчание лучше и удивительнее всяких бесед назидательных. Его почитали и лобызали отцы наши и им прославились. (Прпп. Варсонофий и Иоанн).

Сколь много видел я таких, которые впали в грех чрез словоговорение, зато едва ли кого видел впавшим в грех чрез молчание. Труднее научиться молчанию, чем говорению, и я знаю, что многие потому говорят, что не умеют молчать. Редко кто молчит, хотя он и знает, что разглагольствование ему нисколько не полезно. Мудр тот, кто умеет молчать... По справедливости мудр тот, кто от Бога получает указание на то, когда он должен говорить. (Свт. Амвросий Медиоланский).

Если сохранишь язык свой, то от Бога дастся тебе благодать сердечного умиления, чтобы в Нем увидеть тебе душу свою, и им войти в духовную радость. (Преп. Исаак Сирин).
О надежде

При встречающихся искушениях говори себе: «На всякое дело довлеет для меня Того, Кому единожды я предал душу свою. Меня здесь нет; Он это знает...» (Преп. Исаак Сирин).
О монашеской жизни

Знай, брат, что для того нам и надобно не выходить из дверей келии, чтобы не знать злых дел человеческих; и тогда в чистоте ума своего во всех увидишь людей святых и добрых. Если же станем обличать, вразумлять, судить, исследовать, наказывать, укорять, то жизнь наша чем будет отличаться от жизни городской. (Преп. Исаак Сирин).

 

О МОЛИТВЕ

Молитва есть моление или умаливание о грехах, когда кто, пришедши в сокрушение о содеянных им настоящих или прошедших грехах, испрашивает прощения в них. (Преп. Иоанн Кассиан).

Проси того, что достойно от Бога, не переставай просить, пока не получишь. Хотя пройдет месяц, и год, и трехлетие, и большее число лет, пока не получишь – не отступай, но проси с верою, непрестанно делая добро. (Свт. Василий Великий).
О совершенстве

Совершенство состоит в том, чтобы не рабски, не по страху наказания удаляться от порочной жизни и не по надежде наград делать добро, с какими-то условиями и договорами, торгуя добродетельной жизнью, но теряя из виду все, даже что по обетованию соблюдается надежде. Одно только представлять себе страшным – лишиться Божией дружбы, и одно только признавать драгоценным и вожделенным – соделаться Божиим другом. (Свт. Григорий Нисский).

Кто хочет достигнуть утраченного совершенства, тот пусть отсечет все похоти своей плоти, чтобы возвратить свой ум в прежнее состояние. (Преп. авва Исаия Отшельник).

Мы не иначе можем достигнуть истинного совершенства, как возлюбивши Бога не по другому чему, как по одному влечению любви к Нему, потому что и Он прежде возлюбил нас не для другого чего, как для нашего спасения. (Преп. Иоанн Кассиан Римлянин).

 




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |