на главную

Богослов истинный и ложный

1 июля с.г. на ресурсе «Киевская Русь» был опубликован перевод интервью АдрианаАгаки, которое он взял в 2011 году у митрополита Диоклийского Каллиста (Уэра). Хотя времени с тех пор прошло не мало, но митрополит Каллист не отказался от своих взглядов, высказанных в нем. И эти взгляды разделяют многие. Потому хотелось бы вкратце рассмотреть их в свете святоотеческого учения.

Агака спрашивает: «Какие основные качества необходимы современному богослову?» На это митрополит Каллист отвечает, что современный богослов должен знать иностранные и древние языки, чтобы быть в курсе современных западных открытий, а также быть членом Церкви, укорененным в ее жизни. Он привел слова «богослов тот, кто молится», принадлежащие еретику Евагрию Понтийскому, осужденному Святыми Отцами Пятого Вселенского Собора. Заключает он свой ответ так: «В моем восприятии богослов — это тот, кто часто приобщается Святым Тайнам». Но насколько верен такой подход к богословию и определение богослова?

В настоящее время, подобно эпидемии, по православным храмам России идет болезнь под названием «сверхчастое причащение». Духовно больные люди требуют, чтобы их причащали без Исповеди. Разве это богословы? Это прельщенные сатаной заблудшие овцы. Следовательно, частое приобщение Святых Христовых Таин - не критерий богословия.

Богослов в первую очередь должен хорошо знать Православную веру и твердо в ней стоять. Кроме того, он должен исполнять Заповеди Божии. «Если хочешь со временем стать богословом, достойным Божества, - пишет святитель Василий Великий, - соблюдай заповеди и не отступай от повелений Его. Ибо дела, как ступени, ведут к созерцанию». А преподобный Никита Стифат говорит: «Никто не может войти в Богословие и сказать ничего достойного о Боге, как только Духом Святым».

Святитель же Игнатий (Брянчанинов) утверждает, что для богослова мало быть членом Церкви, укорененным в ее жизни. Это резкое занижение планки требований к богословам и богословию. Чтобы стать истинным богословом, следует очиститься от страстей: «Необходимо, вполне необходимо всякому христианину ученому, особливо христианскому учителю, не останавливаться на своей земной учености, как бы он ни был богат ею, но перейти из плотского и душевного состояния в духовное и получить живое, благодатное познание о Боге. Кто имеет заповеди Мои (насажденными в сердце своем, так чтоб они составляли имущество и сокровище человека), – сказал Господь, – и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (действием Святаго Духа) (Ин. 14, 21)».

Впрочем, образ современного богослова митрополит Каллист списал с себя. Он действительно часто причащается, молится по трижды преданному анафеме Константинопольскими соборами новому календарному стилю, знает древние и новые языки, но не имеет православного стрежня. Потому и труды его отличаются различными ересями и заблуждениями. В частности, он ратует за введение в Православной Церкви института «женского священства» и является активным экуменистом. А, как известно, экуменизм - это ересь (по слову преподобного Гавриила Тбилисского, «экуменизм - это сверхересь», а также по словам преподобного Иустина Челийского «экуменизм – ересь ересей или всеересь»).

Таким образом, богослов - это не тот, кто молится и причащается. Богослов - это православный человек, стяжавший Духа Святаго, в Нем постигающий небесные таинства и возвещающий о них человечеству.

Дмитрий Мельников

Фото: митрополит Диоклийский Каллист (Уэр)




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |