на главную

Нужна ли современная эстетика в русских православных храмах?

Для каждого модерниста современность, прогресс, современные формы, мысли, теории и концепции являются кумиром. Ему непременно хочется сломать традиционную, сложившуюся веками систему и на ее месте возвести какой-нибудь модернистский убогий обрубок, которому он сообщает свое имя. При этом его не волнует, что его изобретение в миллионы раз хуже, чем лучшие образцы предыдущих поколений. На это у него есть модернистская философия, суть которой в двух словах состоит в том, что «чем хуже, тем лучше». А все противники модернизма объявляются темными, отсталыми людьми, ничего не понимающими в столь «высоких материях».

Не составляют исключение и модернисты от архитектуры. Их не устраивают архитектурные храмовые формы, которые веками выработались в разных православных народах. Их тщеславие требует создать что-либо новое, что бы носило их имя. Из этой серии и конкурс «Современное архитектурное решение образа русского православного храма», который стартует в начале августа с.г. Организаторы конкурса — модернисты из Церкви, Союза архитекторов России и Союза благотворительных организаций России.

Основной целью конкурса декларируется поиск современных архитектурных решений храмостроительства. По словам пресс-секретаря Союза архитекторов России Марины Новиковой, на данный момент «храмовая архитектура в основном ориентируется на повторение стилей прошлых эпох или их смешение без попыток отразить в облике храма черты современности: «Архитекторы чаще всего занимаются стилизацией образцов прошлого без учета современных эстетических, технических, инженерных и прочих условий». Но что такое современные эстетические, технические, инженерные и прочие условия? И что считать таковыми?

С инженерными и техническими условиями в принципе вопросов нет. Это современные технические средства строительства и современные материалы. Если раньше стены строили из прочного кирпича, а в раствор добавляли яичный желток, что придает особую прочность кладке, то, конечно же, сейчас нет такой возможности. Придется пользоваться цементом и современным более хрупким кирпичом.

Однако ключевыми в сказанном М. Новиковой являются слова о современных эстетических условиях. В ее фразе о «повторении стилей прошлых эпох или их смешение без попыток отразить в облике храма черты современности» сквозит недовольство. Ее, видимо, не устраивает сложившаяся практика. Но чем она плоха? Этого она не объясняет и объяснить не сможет. Предлагается поверить ей на слово. Но что-то верится с трудом.

Вообще, какая нужда отражать в храме черты современности? Разве Православие изменилось? Или Христос осовременился? Или же наши Апостолы, Святые Отцы и мученики и построенные ими храмы не современны? Утвердительный ответ на эти вопросы означал бы откровенное кощунство и ересь.

Понятна модернизация в папизме. Он все время меняется, как хамелеон. Не стоит на месте ни его учение, ни его архитектура, которая постоянно мутирует под воздействием «современного искусства». Но Православная вера дана Христом Господом Церкви в совершенстве. Она вечно нова и язык ее храмов и икон вечно нов и современен.

Это не значит, что уже ничего принципиально нового построить или написать невозможно. Но для этого необходимо впитать в себя православную храмоздательную традицию, усвоить себе дух и искусство наших святых зодчих, постараться уподобиться им в жизни и подвигах. Тогда, возможно, и появятся какие-то новые формы, которые гармонично впишутся в череду архитектурных храмовых стилей и эпох, не противореча им, а продолжая на новом витке времени храмовое творчество. Но такое творчество от «современной эстетики» отстоит как небо от земли.

Алексей Селиванов




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |