на главную

Братья ли нам раскольники?

2 августа сайт «Русская народная линия» разместил статью уважаемого православного писателя Владимира Николаевича Крупина «Братья староверы», в которой автор называет раскольников-«старообрядцев» «братьями» и предлагает забыть старые обиды.

Вначале Владимир Николаевич делится с читателями двумя воспоминаниями из детства, в которых якобы отражена высокая нравственность «старообрядцев». Приведем одно из них: «В районе было много староверов, но вот ночевать у себя в деревне они не оставляли. Раз даже, помню, в деревне Кержаки, попросил напиться, хозяйка вынесла воду в черепушке, я напился, вернул ее, а хозяйка черепушку выбросила. По-моему, даже демонстративно. Видимо, она почувствовала запах табака, я по дурости тогда курил».

Не ясно, по незнанию ли или по душевной доброте автор сделал вывод о том, что хозяйка, выбросив черепушку, обличила его порок. В действительности, любой человек, знакомый со взглядами «старообрядцев», скажет, что причина такого поступка женщины была совсем иной: раскольники считают всех нас, православных христиан, чад Русской Православной Церкви, еретиками, с которыми, по каноническим церковным правилам, нельзя вкушать пищу из одной посуды.

«Да, велик Аввакум в своем неистовом желании сохранить старую веру. Велики старообрядцы, пронесшие через века святость семьи, трудолюбие, здоровый образ жизни», - пишет Владимир Николаевич. Люди же, близко сталкивавшиеся с так называемым «старообрядчеством», вышедшие из раскола и описавшие его в своих полемических сочинениях, свидетельствовали об обратном: об упадке и разложении нравов в среде раскольников. Так, например, бывший раскольник иеросхимонах Оптиной Пустыни Иоанн (Малиновкин), духовный сын святых Оптинских Старцев, описывал много случаев из жизни «староверов», свидетельствовавших не в их пользу. О процветании в «строобрядческих» сектах пьянства, блуда, ненависти к ближним и иных пороков повествовал и автор книги «Письма к друзьям с Афонской горы, или Разговор с единомысленниками своими, мнимыми старообрядцами…» (СПб, 1860).

Неужели Владимир Николаевич не знаком с сочинениями наших святых на тему «старообрядческого» раскола? Святители Димитрий Ростовский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, преподобный Серафим Саровский и многие-многие другие обличали раскольников и призывали их признать свою неправоту и возвратиться в лоно Матери-Церкви, что возможно только путем принятия православных Таинств. Например, святитель Феофан Затворник писал: «Сказано в Евангелии: внемлите от лживых пророк, - остерегайтесь распространителей лживых учений. Говоря сие, я разумею и всякую вообще ложь, каких много ходит ныне в писаниях и речах человеческих, но паче ложь раскольническую. Всякая другая ложь тотчас видна. Она противна Символу Веры нашей и проповедуется во имяразума, для коего верующие не суть ученики, а учителя; а ложь раскольническая может обольстить, ибо проповедуется oт имени Апостолов и св.Церкви, будто древлеотеческое какое учение. Расколоучители ложно прикрываются сим титлом. Апостолам сказал Господь: се посылаю вас, как агнцев посреди волков, и расколоучители, прикрываясь именем Апостольского учения, являются в агнчей одежде, но, как проповедуют ложь, то и суть воистину волки в сей овчей одежде. Внемлите же от сих хищных волков. Смиренно прокрадываются они в домы, и как некогда змий Еву прельстил лукавством своим, так и они развращают разумы неутвежденных.
Они все твердят, что их толки суть древлеотеческое предание. Какое древлеотеческое? Вcе это новые выдумки. Древлеотеческое предание содержится Православною Церковию. Мы заимствовали св. учение от св. Православной Греческой Церкви, и все священные книги от нее к нам перешли. Книги сии в древности все содержали так, как мы теперь содержим. Но лет за 100 или 150, до блаженного Патриарха Никона и благочестивейшего Государя Алексея Михайловича, переписчики неопытные начали их портить, и в продолжение сего времени все портили и портили и, наконец, до того все перепортили, что терпеть уже нельзя было. Эти порчи, внесенные в книги, все без изъятия были новины. Когда потом их отменили, и книги поставили в тот вид, как было издревле - разве это значило, что новину внесли в книги?! Не новину внесли, а возвратили их на старое. В наших книгах теперь все так, как есть в греческих, и как в наших древних, после равноапостольного князя Владимира. Поди, кто хочет, посмотри в Патриаршей библиотеке, в Москве, старые книги, и сами уверитесь. Стало быть, старые книги у нас, а не у раскольников, и древлеотеческое предание тоже у нас, а не у них. У них же все новины, - книги новы, и предание ново».

В заключении своей статьи Владимир Николаевич вопрошает: «Но уж теперь-то, теперь-то, во времена усиления сатанинской злобы на Россию, уж время ли помнить обиды? И думать, что лучше: сущим во гробех, или: гробным? И, выходя из храма, куда поворачивать, вправо или влево? За солнцем мы идем или навстречу ему, в любом случае мы идем за Христом. Это главное, в этом мы едины сердцами и душами. Один язык, одна вера, одно Отечество».

Чем же отличается такой призыв и слова о единой вере от заявлений экуменистов о едином всевышнем с мусульманами, иудеями, католиками и буддистами?
Владимир Бардашев




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |